| |
<ПИСЬМО> УФНС РФ по г. Москве от 03.07.2006 № 21-11/57937@
<О МАТЕРИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ, ВЫПЛАЧИВАЕМОЙ НЕКОММЕРЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИЕЙ ЗА СЧЕТ СУБСИДИЙ ПРОГРАММЫ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ, ПОДЛЕЖАЩЕЙ ОБЛОЖЕНИЮ ЕСН>
Официальная публикация в СМИ:
"Московский налоговый курьер", № 18, 2006
Соучредители - Управление ФНС России по г. Москве, АНО Редакция журнала "Российский налоговый курьер"
Издатель - ООО "Статус-Кво 97", тел. (495) 775-80-43, 783-74-09, E-mail: mnk01@sq97.ru, http: www.mosnk.ru
Подписной индекс газеты "Московский налоговый курьер" по каталогу "Роспечати": 35889
Издательская подписка - по тел. (495) 775-80-43 или на сайте www.mosnk.ru
--> примечание.
При применении следует учитывать, что документ не носит нормативный характер и является разъяснением по конкретному запросу.
Вопрос: Некоммерческая организация, не осуществляющая предпринимательскую деятельность, выплачивает заработную плату работникам только за счет средств, получаемых в виде целевого финансирования. На расчетный счет организации поступили субсидии на оплату труда сотрудников от страховой компании в рамках программы обязательного медицинского страхования. Облагается ли сумма указанной материальной помощи ЕСН?
Ответ:
УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ
ПО Г. МОСКВЕ
ПИСЬМО
от 3 июля 2006 г. № 21-11/57937@
В соответствии со статьей 236 НК РФ объектом налогообложения ЕСН для налогоплательщиков-организаций признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые налогоплательщиками в пользу физических лиц по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ и оказание услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых индивидуальным предпринимателям), а также по авторским договорам.
Согласно пункту 1 статьи 237 НК РФ при определении налоговой базы учитываются любые выплаты и вознаграждения (за исключением сумм, указанных в статье 238 НК РФ) вне зависимости от формы, в которой осуществляются данные выплаты.
При этом на основании пункта 3 статьи 236 НК РФ выплаты и вознаграждения (вне зависимости от формы, в которой они производятся) не включаются в налоговую базу по ЕСН, если у налогоплательщиков-организаций они не отнесены к расходам, уменьшающим налоговую базу по налогу на прибыль в текущем отчетном (налоговом) периоде.
В связи с этим организации, финансируемые за счет средств бюджетов, могут воспользоваться нормами пункта 3 статьи 236 НК РФ только при наличии доходов от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав, а также внереализационных доходов. На выплаты, которые производятся за счет доходов, указанных в статье 251 НК РФ (целевое финансирование и т.п.), начисление ЕСН производится в общеустановленном порядке.
Таким образом, учитывая, что организация является некоммерческой и предпринимательской деятельностью не занимается, то есть не формирует налоговую базу по налогу на прибыль, к ней не применяются положения пункта 3 статьи 236 НК РФ.
В соответствии с подпунктом 15 пункта 1 статьи 238 НК РФ не облагаются ЕСН суммы материальной помощи, выплачиваемые физическим лицам за счет бюджетных источников организациями, финансируемыми за счет средств бюджетов, и не превышающие 3000 руб. на одно физическое лицо за налоговый период.
Из представленных материалов следует, что на расчетный счет некоммерческой организации поступили субсидии на оплату труда сотрудников от страховой компании на 2005 год в рамках программы обязательного медицинского страхования.
На основании статьи 114 Федерального закона от 23.12.2004 № 173-ФЗ "О Федеральном бюджете на 2005 год" субсидии и субвенции выделяются организациям любой организационно-правовой формы в порядке, установленном Правительством РФ.
В пункте 33 постановления Правительства РФ от 02.03.2005 № 107 "О мерах по реализации Федерального закона "О федеральном бюджете на 2005 год" установлено, что средства федерального бюджета, выделенные главным распорядителем согласно сводной росписи в форме субсидии и субвенции, могут предоставляться организациям любой организационно-правовой формы в порядке, установленном соответствующим органом, осуществляющим государственную власть в Российской Федерации, и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности, путем перечисления средств на расчетные счета, открытые получателем субсидий и субвенций в кредитных организациях, а также бюджетным учреждениям в порядке, установленном Минфином России.
Таким образом, целевое финансирование (государственные субсидии на содержание некоммерческих организаций) производится из средств федерального бюджета согласно бюджетной росписи на соответствующий год по предметной статье "Субсидии на покрытие убытков организаций, возникающих при продаже товаров (работ, услуг)", которые поступают на расчетный счет организации со специального счета Федерального казначейства.
Вместе с тем отличительными особенностями целевого финансирования являются одностороннее перечисление средств для решения строго определенных задач учреждения на основе утвержденных средстводателем смет доходов и расходов, а также обязанность средствополучателя по окончании периода финансирования отчитываться за целевое использование данных средств.
В отношениях между медицинскими учреждениями, страховыми организациями и органами ФОМС России подобные отчеты не предусмотрены. Несмотря на то, что ФОМС России определяет перечень разрешенных затрат медицинского учреждения за счет полученных в рамках программы обязательного медицинского страхования средств, сметы доходов и расходов для учреждений по этим средствам не утверждаются. Кроме того, отчетность о целевом использовании полученных средств в соответствии с указанными сметами медицинские учреждения в адрес ТФОМС не представляют.
Следовательно, субсидии, перечисленные на оплату труда сотрудников страховой компанией на 2005 год, не относятся к целевому финансированию из федерального бюджета, а относятся к средствам, полученным в счет оплаты медицинских услуг, оказанных гражданам в рамках территориальной программы обязательного медицинского страхования.
Таким образом, материальная помощь, выплачиваемая некоммерческой организацией за счет субсидий программы обязательного медицинского страхования, подлежит обложению ЕСН в общеустановленном порядке.
Заместитель
руководителя Управления
действительный государственный советник
налоговой службы II ранга
С.Х. Аминев
------------------------------------------------------------------
--------------------
| | |
|