| |
<ПИСЬМО> УФНС РФ по г. Москве от 31.03.2006 № 21-13/25284
<О ВОЗВРАТЕ ИЗЛИШНЕ УПЛАЧЕННЫХ СТРАХОВЫХ ВЗНОСОВ НА ОБЯЗАТЕЛЬНОЕ ПЕНСИОННОЕ СТРАХОВАНИЕ>
Официальная публикация в СМИ:
"Московский налоговый курьер", № 13-14, 2006
Соучредители - Управление ФНС России по г. Москве, АНО Редакция журнала "Российский налоговый курьер"
Издатель - ООО "Статус-Кво 97", тел. (495) 775-80-43, 783-74-09, E-mail: mnk01@sq97.ru, http: www.mosnk.ru
Подписной индекс газеты "Московский налоговый курьер" по каталогу "Роспечати": 35889
Издательская подписка - по тел. (495) 775-80-43 или на сайте www.mosnk.ru
--> примечание.
При применении следует учитывать, что документ не носит нормативный характер и является разъяснением по конкретному запросу.
Вопрос: Каков порядок возврата излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование?
Ответ:
УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ
ПО Г. МОСКВЕ
ПИСЬМО
от 31 марта 2006 г. № 21-13/25284
Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование не отвечают понятию налога, закрепленному в статье 8 НК РФ, и не являются составной частью ЕСН. Такое мнение содержится в постановлении Президиума ВАС РФ от 22.04.2003 № 12355/02, а также в информационном письме Президиума ВАС РФ от 11.08.2004 № 79.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" страховые взносы определены законодателем как индивидуально возмездные обязательные платежи, уплачиваемые в бюджет ПФР, персональным целевым назначением которых является обеспечение права гражданина на получение пенсии по обязательному пенсионному страхованию в размере, эквивалентном сумме страховых взносов, учтенных на индивидуальном лицевом счете.
Конституционный Суд Российской Федерации в определениях от 05.02.2004 № 28-О и от 04.03.2004 № 49-О разъяснил следующее. В отличие от налога страховые взносы на обязательное пенсионное страхование отвечают признакам возмездности и возвратности, поскольку при поступлении в бюджет ПФР персонифицируются в разрезе каждого застрахованного лица и учитываются на индивидуальных лицевых счетах, открытых каждому застрахованному лицу в органах ПФР. При этом учтенные на индивидуальном лицевом счете страховые взносы формируют страховое обеспечение, которое выплачивается застрахованному лицу при наступлении страхового случая. Кроме того, величина выплат будущей пенсии напрямую зависит от суммы накопленных на индивидуальном лицевом счете страховых взносов, которые за период его трудовой деятельности уплачивались страхователями.
Отличительные признаки налогов и страховых взносов обусловливают их разное целевое предназначение и различную социально-правовую природу и не позволяют рассматривать страховой взнос на обязательное пенсионное страхование как налоговый платеж.
Таким образом, положения статей 78 и 79 НК РФ не могут применяться при осуществлении зачета (возврата) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.
Согласно Указаниям о порядке применения бюджетной классификации РФ, утвержденным приказом Минфина России от 21.12.2005 № 152н, администраторы поступлений в бюджет осуществляют контроль правильности исчисления полноты и своевременности уплаты, начисление, учет, взыскание и принятие решений о зачете (возврате) излишне уплаченных (взысканных) платежей в бюджет, пеней и штрафов по ним.
Вместе с тем положения Закона № 167-ФЗ разделяют функции администрирования страховых взносов между двумя ведомствами - ФНС России и Пенсионным фондом РФ.
Так, в соответствии со статьей 25 Закона № 167-ФЗ контроль за уплатой страховых взносов на обязательное пенсионное страхование осуществляется налоговыми органами в порядке, определяемом законодательством РФ, регулирующем деятельность налоговых органов, а взыскание недоимки по страховым взносам и пеней осуществляется органами ПФР в судебном порядке.
Согласно статье 24 Закона № 167-ФЗ разница между суммами авансовых платежей, уплаченными за отчетный (расчетный) период, и суммой страховых взносов, подлежащей уплате на основании расчета (декларации), подлежит уплате не позднее 15 дней со дня, установленного для подачи расчета (декларации) за отчетный (расчетный) период, либо зачету в счет предстоящих платежей по страховым взносам или возврату страхователю.
Вместе с тем Законом № 167-ФЗ не определен орган, который должен производить зачет (возврат) излишне уплаченных сумм страховых взносов и утверждать порядок его проведения.
Таким образом, правовые основания для проведения возврата излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в действующем законодательстве отсутствуют.
В настоящее время в Минфин России направлены соответствующие предложения по внесению изменений в Закон № 167-ФЗ, которые определят порядок проведения зачета (возврата) излишне уплаченных сумм страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.
Заместитель
руководителя Управления
действительный государственный советник
налоговой службы II ранга
С.Х. Аминев
------------------------------------------------------------------
--------------------
| | |
|