| |
РАСПОРЯЖЕНИЕ первого заместителя Мэра в Правительстве Москвы от 29.03.2006 № 70-РЗМ
"ОБ УТВЕРЖДЕНИИ РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО УЧАСТИЮ ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ ГОРОДА МОСКВЫ В РАССЛЕДОВАНИИ НЕСЧАСТНЫХ СЛУЧАЕВ НА ПРОИЗВОДСТВЕ"
Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено
------------------------------------------------------------------
--> примечание.
Начало действия документа - 29.03.2006.
------------------------------------------------------------------
ПЕРВЫЙ ЗАМЕСТИТЕЛЬ МЭРА МОСКВЫ
В ПРАВИТЕЛЬСТВЕ МОСКВЫ
РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 29 марта 2006 г. № 70-РЗМ
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО УЧАСТИЮ ОРГАНОВ
ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ ГОРОДА МОСКВЫ В РАССЛЕДОВАНИИ
НЕСЧАСТНЫХ СЛУЧАЕВ НА ПРОИЗВОДСТВЕ
В целях активизации профилактической работы по предупреждению производственного травматизма и в соответствии с пунктом 14 раздела 1 мероприятий Городской программы по охране труда на 2005-2007 гг., утвержденной постановлением Правительства Москвы от 8 февраля 2005 г. № 55-ПП:
1. Утвердить Рекомендации по участию органов исполнительной власти города Москвы в расследовании несчастных случаев на производстве (приложение).
2. Комитету общественных связей города Москвы обеспечить издание и распространение Рекомендаций по участию органов исполнительной власти города Москвы в расследовании несчастных случаев на производстве в отраслевых и территориальных органах исполнительной власти города Москвы.
3. Контроль за выполнением настоящего распоряжения оставляю за собой.
Первый заместитель Мэра Москвы
в Правительстве Москвы
Л.И. Швецова
Приложение
к распоряжению первого заместителя
Мэра Москвы в Правительстве Москвы
от 29 марта 2006 г. № 70-РЗМ
РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО УЧАСТИЮ ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ ГОРОДА МОСКВЫ
В РАССЛЕДОВАНИИ НЕСЧАСТНЫХ СЛУЧАЕВ НА ПРОИЗВОДСТВЕ
1. Общие положения
1.1. Настоящие рекомендации разработаны в соответствии с законодательством Российской Федерации и города Москвы, регламентирующим порядок расследования несчастных случаев на производстве.
1.2. Рекомендации предназначены для представителей органов исполнительной власти города Москвы, принимающих участие в комиссиях по расследованию групповых несчастных случаев на производстве, тяжелых несчастных случаев на производстве и несчастных случаев на производстве со смертельным исходом (далее - комиссия).
1.3. В рекомендациях конкретизированы действия представителей органов исполнительной власти города Москвы до начала работы комиссии, в ходе ее работы и по завершении работы комиссии.
1.4. Правовую основу деятельности органов исполнительной власти города Москвы и их представителей, принимающих участие в комиссии по расследованию несчастных случаев на производстве, составляют:
- Трудовой кодекс Российской Федерации;
- Федеральный закон "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" от 24 июля 1998 г. № 125-ФЗ;
- Положение об особенностях расследования несчастных случаев на производстве в отдельных отраслях и организациях (утверждено постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 24 октября 2002 г. № 73);
- Закон города Москвы "Об охране труда в городе Москве" от 14 марта 2001 г. № 7;
- Положение о системе государственного управления охраной труда в городе Москве (утверждено постановлением Правительства Москвы от 23 декабря 1997 г. № 900);
- Порядок участия представителей органов исполнительной власти города Москвы в расследовании несчастных случаев на производстве (утвержден распоряжением Правительства Москвы от 31 марта 2004 г. № 558-РП).
Извлечения из указанных документов приведены в приложении.
1.5. Отраслевые органы исполнительной власти города Москвы доводят до всех организаций соответствующих отраслей независимо от их организационно-правовой формы информацию о номерах телефонов и факсов, по которым работодатели в соответствии со статьей 228 Трудового кодекса Российской Федерации обязаны направлять сообщения о произошедших групповых несчастных случаях на производстве, тяжелых несчастных случаях на производстве, несчастных случаях на производстве со смертельным исходом.
2. Действия органа исполнительной власти города Москвы
при получении сообщения о происшедшем несчастном случае
на производстве
2.1. В соответствии с п. 1.2 Порядка участия представителей органов исполнительной власти города Москвы в расследовании несчастных случаев на производстве (далее - Порядок) работодатель в течение суток сообщает в отраслевой орган исполнительной власти города Москвы о групповом несчастном случае на производстве, тяжелом несчастном случае на производстве, несчастном случае на производстве со смертельным исходом.
2.2. При получении данного сообщения отраслевой орган исполнительной власти города Москвы вправе передать полномочия по направлению представителя в комиссию соответствующей префектуре административного округа города Москвы согласно Порядку, если несчастный случай произошел в организации, подведомственной префектуре, или в организации малого предпринимательства, осуществляющей свою деятельность на территории административного округа.
2.3. Руководитель отраслевого или территориального органа исполнительной власти города Москвы направляет своего представителя для участия в работе комиссии и сообщает работодателю данные о представителе для подготовки приказа о расследовании несчастного случая на производстве.
2.4. Представителем от органа исполнительной власти города Москвы в состав комиссии по расследованию несчастного случая на производстве назначается специалист по охране труда или должностное лицо из числа руководителей или специалистов.
3. Действия представителя органа исполнительной власти
города Москвы в ходе работы комиссии
3.1. Представитель органа исполнительной власти города Москвы приступает к работе в комиссии в сроки, определенные приказом работодателя о создании данной комиссии, с участием в ее первом организационном заседании.
В дальнейшем представитель органа исполнительной власти города Москвы работает под непосредственным руководством председателя комиссии и в соответствии с планом работы комиссии.
3.2. В ходе расследования несчастного случая представитель органа исполнительной власти города Москвы как член комиссии принимает участие в:
- обследовании места происшествия (рабочего места, инструментов и механизмов, при работе с которыми произошел несчастный случай), производственного участка, цеха;
- опросе пострадавшего и очевидцев несчастного случая;
- изучении действующих в организации нормативных и организационно-распорядительных документов, регламентирующих требования безопасности, обязанности и ответственность конкретных должностных лиц за обеспечение здоровых и безопасных условий труда;
- рассмотрении (заслушивании) объяснений должностных и иных лиц, показания которых могут быть необходимы;
- установлении причин происшествия и лиц, допустивших нарушения законов, иных нормативных правовых актов о труде и охране труда;
- квалификации несчастного случая;
- разработке необходимых мероприятий по предупреждению подобных несчастных случаев.
3.2.1. Своевременный и тщательный осмотр места происшествия является первоочередным элементом расследования несчастных случаев, так как информация, полученная в ходе осмотра места происшествия, как правило, становится определяющей при установлении истинных обстоятельств и причин несчастного случая.
В этой связи представителю органа исполнительной власти рекомендуется осмотреть:
- рабочее место, агрегаты, машины, механизмы, транспортные средства, где произошел несчастный случай;
- части постройки, сооружения, оборудования, машины и механизмы, а также материал, инструмент, приспособления и другие предметы, которыми была нанесена травма;
- средства индивидуальной защиты, спецодежду и спецобувь, которыми пользовался пострадавший, в целях выяснения их пригодности и соответствия нормативным правовым актам по охране труда;
- защитные ограждения, блокировки, сигнализацию и другие защитные и предохранительные средства.
При проведении осмотра анализируется воздействие вредных или опасных производственных факторов на работника, возникших при эксплуатации машин, станков, оборудования, приборов и других средств производства, а также в результате нарушений технологических процессов.
В соответствии со ст. 229 Трудового кодекса Российской Федерации комиссия имеет право потребовать от работодателя выполнения технических расчетов, лабораторных исследований, испытаний, других экспертных работ с привлечением специалистов-экспертов.
3.2.2. Если представитель органа исполнительной власти участвует в опросе пострадавшего и очевидцев несчастного случая, им следует предложить подробно и последовательно описать обстоятельства несчастного случая. Исходя из практики расследования различных несчастных случаев в общем виде круг этих вопросов может быть сведен к следующей схеме:
- кем и когда поручено выполнение работы, при выполнении которой произошел несчастный случай;
- когда и какую операцию (работу) осуществлял пострадавший в момент несчастного случая, в каком он находился положении;
- с помощью каких инструментов (приспособлений) выполнялась данная работа;
- в каком состоянии непосредственно перед несчастным случаем находились пострадавший, как он себя при этом чувствовал;
- в каком состоянии перед несчастным случаем находился станок, машина (оборудование), инструмент, какие нарушения правил техники безопасности были замечены;
- когда, кто и как обучал и инструктировал пострадавшего (и других работников данного участка) по охране труда;
- какие средства индивидуальной защиты были выданы пострадавшему и пользовался ли он ими.
Кроме того, при опросе очевидцев несчастного случая рекомендуется выяснить, что, по их мнению, является причиной несчастного случая, где конкретно они находились в момент несчастного случая, какую работу при этом выполняли, как вел себя пострадавший до несчастного случая и в момент происшествия, были ли слышны сигналы об опасности и как на них реагировал пострадавший, замечали ли они ранее какие-либо нарушения по охране труда на участке (особенно аналогичные тем, при которых произошел несчастный случай), знало ли об этих нарушениях руководство производственного подразделения (цеха, участка, предприятия) и какие меры принимались.
Представителю органа исполнительной власти города Москвы следует помнить, что результаты проведенного опроса пострадавшего, очевидцев происшедшего несчастного случая, должностных и иных лиц необходимы для правильного понимания и анализа происшедшего несчастного случая.
3.2.3. При изучении действующих в организации нормативных и организационно-распорядительных документов рассматриваются следующие материалы:
- учредительные документы организации;
- наряды, графики, путевые листы и т.д. на выполнение работ, при которых произошел несчастный случай, табель учета рабочего времени на участке (производстве), где произошел несчастный случай;
- технические паспорта, чертежи, схемы машин, механизмов, оборудования, при эксплуатации которых произошел несчастный случай;
- акты ввода в эксплуатацию сооружений, технологических процессов, оборудования, акты (сведения) о проведении периодических испытаний и обслуживания;
- действующие на предприятии эксплуатационные документы на оборудование и процессы, где произошел несчастный случай (инструкции по эксплуатации, инструкции по техническому обслуживанию и ремонту оборудования, технологические карты, описания, регламенты и др.);
- документы, подтверждающие (дающие) право пострадавшего на самостоятельное выполнение работы, при которой произошел несчастный случай (удостоверения, допуски и др.);
- документы, подтверждающие прохождение пострадавшим в установленном порядке инструктажей, стажировки, обучения и проверки знаний по охране труда (журналы, включая журналы посещаемости занятий, программы, протоколы и др.);
- документы, подтверждающие правомочия должностных лиц предприятия, проводивших инструктирование, обучение и проверку знаний по охране труда пострадавшего (удостоверения, протоколы), срок их действия;
- законодательные и иные нормативно-правовые акты по охране труда (правила, нормы, стандарты и др.), регламентирующие требования безопасности при выполнении работы, при которой произошел несчастный случай;
- действующие на предприятии инструкции по охране труда для работ (профессий), при выполнении которых произошел несчастный случай;
- Положение об организации работы по охране труда в организации;
- приказы о распределении обязанностей по охране труда между руководителями, должностными лицами и специалистами организации, включая обязанность и ответственность за надзор и безопасную эксплуатацию машин и оборудования, явившихся причинителем вреда, их должностные инструкции.
В акте расследования группового несчастного случая на производстве, тяжелого несчастного случая на производстве, несчастного случая на производстве со смертельным исходом отражаются выявленные недостатки в содержании этих документов, так как установленные нарушения могут быть одной из причин происшедшего несчастного случая.
3.2.4. В ходе расследования также рассматриваются сведения о состоянии травматизма в организации и имеющиеся материалы расследования несчастных случаев, происшедших ранее. При этом выясняется:
- не было ли ранее на данном предприятии (в производственном подразделении) несчастных случаев на производстве, происшедших при обстоятельствах и по причинам, аналогичных расследуемым;
- какие были предложены меры по предупреждению несчастных случаев;
- как они были выполнены и т.д.
3.2.5. При расследовании несчастных случаев на производстве особое внимание рекомендуется обратить на квалификацию несчастного случая на производстве.
Представителю органа исполнительной власти города Москвы следует помнить что, в соответствии со статьями 228 и 229 Трудового кодекса Российской Федерации и Положением об особенностях расследования несчастных случаев на производстве в отдельных отраслях и организациях (приложение 2 к постановлению Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 24 октября 2002 г. № 73) расследованию подлежат события, в результате которых работниками или другими лицами, участвующими в производственной деятельности работодателя, были получены увечья или иные телесные повреждения, происшедшие:
- при непосредственном исполнении трудовых обязанностей или работ по заданию работодателя (его представителя), в том числе во время служебной командировки, а также при совершении иных правомерных действий в интересах работодателя, в том числе направленных на предотвращение несчастных случаев, аварий, катастроф и иных ситуаций чрезвычайного характера;
- на территории организации, других объектах и площадях, закрепленных за организацией на правах владения либо аренды (далее - территория организации), либо в ином месте работы в течение рабочего времени (включая установленные перерывы), в том числе во время следования на рабочее место (с рабочего места), а также в течение времени, необходимого для приведения в порядок орудий производства, одежды и т.п. перед началом и после окончания работы, либо при выполнении работ за пределами нормальной продолжительности рабочего времени, в выходные и нерабочие праздничные дни;
- при следовании к месту работы или с работы на транспортном средстве работодателя или сторонней организации, предоставившей его на основании договора с работодателем, а также на личном транспортном средстве в случае использования его в производственных целях в соответствии с документально оформленным соглашением сторон трудового договора или объективно подтвержденным распоряжением работодателя (его представителя) либо с его ведома;
- во время служебных поездок на общественном транспорте, а также при следовании по заданию работодателя (его представителя) к месту выполнения работ и обратно, в том числе пешком;
- при следовании к месту служебной командировки и обратно;
- при следовании на транспортном средстве в качестве сменщика во время междусменного отдыха (водитель - сменщик на транспортном средстве, проводник или механик рефрижераторной секции в поезде, бригада почтового вагона и другие);
- во время междусменного отдыха при работе вахтовым методом, а также при нахождении на судне (воздушном, морском, речном и др.) в свободное от вахты и судовых работ время;
- при привлечении в установленном порядке к участию в ликвидации последствий катастроф, аварий и других чрезвычайных ситуаций природного, техногенного, криминогенного и иного характера.
В установленном порядке расследуются также несчастные случаи, происшедшие с работодателями - физическими лицами и их полномочными представителями при непосредственном осуществлении ими трудовой деятельности либо иных действий, обусловленных трудовыми отношениями с работниками.
Расследуются в установленном порядке, квалифицируются, оформляются и учитываются в соответствии с требованиями ст. 230 Трудового кодекса Российской Федерации как связанные с производством несчастные случаи, происшедшие с работниками или другими лицами, участвующими в производственной деятельности работодателя, при исполнении ими трудовых обязанностей или работ по заданию работодателя (его представителя), а также осуществлении иных правомерных действий, обусловленных трудовыми отношениями с работодателем либо совершаемых в его интересах.
При проведении расследования несчастных случаев, происшедших с работниками, направленными в установленном порядке для выполнения работ к другому работодателю и работавшими там под его руководством и контролем (под руководством и контролем его представителей), расследуется комиссией, формируемой работодателем (его представителем). В состав комиссии включается представитель работодателя, направившего упомянутых работников. Неприбытие или несвоевременное их прибытие не является основанием для изменения сроков расследования.
Несчастные случаи, происшедшие на территории организации с работниками сторонних организаций при выполнении ими трудовых обязанностей, расследуются комиссией, формируемой работодателем, на территории которой произошел несчастный случай. При необходимости в состав комиссии могут включаться представители организации, направившей работника.
Несчастные случаи, происшедшие с работниками, выполнявшими работу по заданию работодателя (его представителя) на выделенном в установленном порядке участке сторонней организации, расследуются комиссией, формируемой работодателем (его представителем), производящим работу, с обязательным участием представителя организации, на территории которой производились работы.
Достаточно широкое распространение получила практика, когда организация (в основном малого и среднего бизнеса), не имея собственных производственных помещений и средств производства, осуществляет свою производственную деятельность на производственных площадях и при помощи средств производства, арендованных у других организаций. При этом в заключаемых договорах о передаче в аренду средств производства, как правило, не оговаривается взаимная ответственность арендодателя и арендатора за их безопасную эксплуатацию. Это зачастую создает дополнительные трудности при определении причин и ответственных лиц в ходе расследования несчастных случаев, происходящих с работниками организаций-арендаторов.
В этой связи представителю органа исполнительной власти рекомендуется учитывать, что в целях объективного и правильного определения причин указанных несчастных случаев в состав комиссий по их расследованию целесообразно включать (по согласованию) полномочных представителей организаций-арендодателей (собственников средств производства).
Рекомендуется также учитывать, что в соответствии со ст. 229 Трудового кодекса Российской Федерации пострадавший на производстве работник вправе доверить любому лицу представление его интересов и участие в расследовании несчастного случая. В случае смерти пострадавшего доверенное лицо определяется его родственниками. Такое лицо действует на основании доверенности, заверенной по установленной форме, и вправе принимать непосредственное участие в расследовании несчастного случая. Если доверенное лицо не участвует в расследовании, работодатель или уполномоченный им его представитель либо председатель комиссии обязан по требованию доверенного лица ознакомить его с материалами расследования.
В соответствии со статьями 56 и 57 Трудового кодекса Российской Федерации основными отличительными признаками трудовых отношений лиц, выполняющих работы на основе трудовых договоров, от договоров гражданско-правового характера являются:
- выполнение работником определенной трудовой функции (работы по определенной специальности, квалификации, должности), а не заранее оговоренного сторонами объема работ;
- подчинение работника внутреннему трудовому распорядку (приход и уход на работу в установленное время, обязанность исполнения приказов и распоряжений должностных лиц организации, выполнение работ под их прямым руководством и т.д.);
- выплата работнику заработной платы, а не оговоренного заранее сторонами денежного вознаграждения (с удержанием установленных законодательством налогов и отчислений в фонды, включая отчисления в фонд социального страхования);
- обязанность работодателя обеспечить предусмотренные законодательством о труде условия труда.
Расследование несчастных случаев, происшедших в результате аварий (катастроф) транспортных средств (в том числе воздушных, железнодорожных, автомобильных, водных морских и речных и др.), проводится комиссиями, формируемыми в соответствии с требованиями ст. 229 Трудового кодекса Российской Федерации.
Окончательное решение комиссия принимает при получении материалов расследования аварии (катастрофы), проводимой специальными органами государственного надзора и контроля.
В соответствии со ст. 230 Трудового кодекса Российской Федерации отдельные несчастные случаи по результатам расследования могут квалифицироваться комиссией как несчастные случаи, не связанные с производством, и оформляются актом произвольной формы.
К таким несчастным случаям относятся:
- смерть вследствие общего заболевания или самоубийства, подтвержденная в установленном порядке учреждением здравоохранения и следственными органами;
- смерть или повреждение здоровья, единственной причиной которой явилось (по заключению учреждения здравоохранения) алкогольное, наркотическое или токсическое опьянение (отравление) работника, не связанное с нарушениями технологического процесса, где используются технические спирты, ароматические, наркотические и другие аналогичные вещества;
- несчастный случай, происшедший при совершении пострадавшим проступка, содержащего по заключению представителей правоохранительных органов признаки уголовно наказуемого деяния.
Указанное правило не применяется к несчастным случаям, происшедшим с водителями транспортных средств организаций в результате дорожно-транспортных происшествий, несмотря на то, что в большинстве случаев в их действиях правоохранительными органами могут быть усмотрены признаки уголовно наказуемого деяния, предусмотренного ст. 264 Уголовного кодекса Российской Федерации. Это обусловлено тем, что транспортное средство, которым управлял водитель, является источником повышенной опасности, ответственность за безопасную эксплуатацию которого в соответствии с действующим законодательством всегда несет его владелец, которым зачастую является работодатель или его полномочный представитель.
3.3. Решение о возложении на пострадавшего ответственности за допущенные нарушения, приведшие к несчастному случаю, может быть принято только после проведенной членами комиссии проверки его подготовки по охране труда и принятых мер по обеспечению его безопасности.
В частности, решение о возложении на пострадавшего ответственности за допущенные нарушения может быть правомерным, если:
- работодателем обеспечены все необходимые требования по безопасности труда работнику, изложенные в ст. 212 Трудового кодекса Российской Федерации, в том числе:
- с пострадавшим в установленном порядке был проведен вводный инструктаж по разработанной и утвержденной программе;
- с пострадавшим был своевременно проведен повторный инструктаж (первичный инструктаж на рабочем месте) по разработанной и утвержденной в установленном порядке программе первичного инструктажа на рабочем месте, а также целевой инструктаж (для работ, осуществляемых по наряду-допуску, либо разовых работ, не связанных с прямыми обязанностями работника, выполняемых им по приказу (распоряжению, поручению) работодателя (руководителя работ);
- перед допуском к самостоятельной работе пострадавший в установленном порядке проходил стажировку под руководством опытных работников организации в течение определенного периода времени (если несчастный случай произошел в период освоения работником новой профессии);
- в установленном порядке были проведены обучение и проверка знаний пострадавшего по охране труда (для работников, выполняющих работы, к которым предъявляются повышенные требования по охране труда), и членам комиссии были представлены соответствующие подтверждающие документы (программы обучения, протоколы проверки знаний, журнал посещения занятий и др.);
- руководители, проводившие инструктирование, обучение и проверку знаний по охране труда у пострадавшего, прошли в установленном порядке обучение и проверку знаний по охране труда;
- действующие в организации инструкции по охране труда (по профессиям и видам работ, имеющим отношение к несчастному случаю) в полной мере отражают требования соответствующих отраслевых и межотраслевых нормативных актов по охране труда;
- действующие в организации технологические документы (на операции и виды работ, имеющие отношение к несчастному случаю) содержат необходимые меры безопасности, включая требования по их содержанию, установленные в соответствующих основополагающих нормативных актах;
- пострадавший был в полной мере обеспечен сертифицированными и исправными средствами индивидуальной защиты, предусмотренными нормами и правилами, и обучен пользованию ими;
- неиспользование пострадавшим средств индивидуальной защиты, защитных экранов, блокировок и т.д.
3.4. В практике расследования несчастных случаев достаточно часто возникают вопросы, связанные с возложением ответственности за несчастный случай на пострадавшего, находившегося в состоянии алкогольного опьянения и нарушившего таким образом трудовую дисциплину. Для объективного и правильного разрешения данного вопроса рекомендуется учитывать следующее:
- в соответствии с решением Пленума Верховного суда Российской Федерации от 28 апреля 1994 г. № 3 (по делам о возмещении вреда, причиненного повреждением здоровья) при рассмотрении вопросов возмещения вреда за трудовое увечье алкогольное опьянение пострадавшего может квалифицироваться как грубая неосторожность, что может являться основанием для применения смешанной ответственности при определении размера возмещения вреда. Вместе с тем при определении причин каждого конкретного несчастного случая с учетом конкретных обстоятельств необходимо оценить, произошел бы данный несчастный случай, если бы пострадавший находился в трезвом состоянии. При положительном ответе возложение на пострадавшего ответственности за несчастный случай только на основании его алкогольного опьянения следует признать необоснованным.
3.5. В соответствии со ст. 230 Трудового кодекса Российской Федерации по окончании расследования и оформления его материалов члены комиссии в полном составе должны подписать акт о расследовании группового несчастного случая на производстве, тяжелого несчастного случая на производстве, несчастного случая на производстве со смертельным исходом.
По результатам расследования также составляется и подписывается членами комиссии акт по форме Н-1, являющийся основным документом расследования группового несчастного случая на производстве, тяжелого несчастного случая на производстве, несчастного случая на производстве со смертельным исходом. Он является исходным документом для проведения анализа причин производственного травматизма и разработки на его основе мер по их устранению.
Рекомендуется учитывать также, что акт по форме Н-1 является официальным юридическим документом, в этой связи всякого рода отступления от установленной формы акта не допускаются, так как в последующем они могут вызвать осложнения при разрешении вопросов о назначении пенсий и возмещении материального ущерба пострадавшим. При групповых несчастных случаях акт формы Н-1 составляется на каждого пострадавшего в отдельности.
В соответствии с п. 24 Положения об особенностях расследования несчастных случаев на производстве в отдельных отраслях и организациях (приложение 2 к постановлению Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 24 октября 2002 г. № 73) в случаях разногласия представителя органа исполнительной власти города Москвы с отдельными выводами комиссии он вправе подписать акт о расследовании с особым мнением, которое должно быть приложено к материалам расследования несчастного случая.
4. Действия представителя органа исполнительной власти
города Москвы после окончания работы комиссии
4.1. В соответствии со своими должностными обязанностями представитель органа исполнительной власти города Москвы после окончания расследования несчастного случая на производстве должен:
- принять участие в работе совещания представителей от работодателя и трудового коллектива по итогам работы комиссии, в случае необходимости представитель может выступить инициатором проведения такого совещания;
- информировать руководителя соответствующего органа исполнительной власти города Москвы о результатах расследования несчастного случая и дать предложения о рассмотрении материалов расследования несчастного случая на межведомственной комиссии по охране труда при префектуре; отраслевой комиссии по охране труда или в руководящем органе исполнительной власти города Москвы;
- подготовить информацию о результатах расследования несчастного случая на производстве и мерах по их предупреждению для представления в Комитет общественных связей города Москвы, являющийся специально уполномоченным органом Правительства Москвы по труду.
Приложение
к Рекомендациям
ИЗВЛЕЧЕНИЯ
ИЗ ФЕДЕРАЛЬНЫХ И ГОРОДСКИХ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫХ
И НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ
ПО ОХРАНЕ ТРУДА
1. Трудовой кодекс Российской Федерации:
Статья 210. Основные направления государственной политики в области охраны труда
Основными направлениями государственной политики в области охраны труда являются:
- расследование и учет несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
- защита законных интересов работников, пострадавших от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также членов их семей на основе обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Статья 228. Обязанности работодателя при несчастном случае на производстве
При групповом несчастном случае на производстве (два человека и более), тяжелом несчастном случае на производстве, несчастном случае на производстве со смертельным исходом работодатель (его представитель) в течение суток обязан сообщить соответственно:
1) о несчастном случае, происшедшем в организации:
- в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации;
2) о несчастном случае, происшедшем у работодателя - физического лица:
- в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Статья 229. Порядок расследования несчастных случаев на производстве
Для расследования группового несчастного случая на производстве, тяжелого несчастного случая на производстве, несчастного случая на производстве со смертельным исходом в состав комиссии также включаются государственный инспектор по охране труда, представители органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления (по согласованию), представитель территориального объединения профессиональных союзов. Работодатель образует комиссию и утверждает ее состав во главе с государственным инспектором по охране труда.
При несчастном случае, происшедшем в организациях и на объектах, подконтрольных территориальным органам федерального органа исполнительной власти по надзору в сфере промышленной безопасности, состав комиссии утверждается руководителем соответствующего территориального органа. Возглавляет эту комиссию представитель этого органа (Управление по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора по городу Москве).
2. Закон города Москвы от 14 марта 2001 г. № 7 "Об охране труда в городе Москве" (извлечение):
Статья 4. Принципы и основные направления государственной политики в области охраны труда в городе Москве
Основными направлениями государственной политики в области охраны труда в городе Москве являются:
- защита законных интересов работников, пострадавших от несчастных случаев на производстве или получивших профессиональное заболевание, а также членов их семей на основе обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
- обязательное расследование каждого несчастного случая на производстве и профессионального заболевания;
- информирование организаций, работников и населения города Москвы о законодательных и иных нормативных правовых актах по охране труда, о состоянии условий и охраны труда, основных причинах, уровнях производственного травматизма и профессиональных заболеваний в организациях.
Статья 11. Полномочия специально уполномоченного органа Правительства Москвы по труду
Уполномоченный орган Правительства Москвы по труду, осуществляющий функции государственного управления охраной труда на территории города Москвы:
- организует участие в установленном порядке представителей исполнительной власти города Москвы в расследовании несчастных случаев на производстве.
Статья 12. Полномочия отраслевых органов исполнительной власти города Москвы
Отраслевые органы исполнительной власти города Москвы:
- разрабатывают и реализуют предупредительные и профилактические меры, направленные на улучшение условий труда, санитарно-бытового обслуживания, снижение производственного травматизма в организациях отрасли;
- принимают участие в установленном порядке в расследовании групповых несчастных случаев на производстве, тяжелых несчастных случаев на производстве, несчастных случаев на производстве со смертельным исходом.
Статья 12.1. Полномочия функциональных органов исполнительной власти города Москвы
Функциональные органы власти города Москвы:
- принимают участие в установленном порядке в расследовании групповых несчастных случаев на производстве, тяжелых несчастных случаев на производстве, несчастных случаев на производстве со смертельным исходом;
- разрабатывают и реализуют меры, направленные на улучшение условий труда и санитарно-бытового обслуживания, снижение производственного травматизма и профессиональной заболеваемости в подведомственных организациях.
Статья 12.2. Полномочия территориальных органов исполнительной власти города Москвы
Территориальные органы исполнительной власти города Москвы в пределах своей компетенции во взаимодействии с органами местного самоуправления разрабатывают и реализуют меры, направленные на улучшение условий труда и санитарно-бытового обслуживания, снижение производственного травматизма.
Принимают участие в установленном порядке в расследовании групповых несчастных случаев на производстве, тяжелых несчастных случаев на производстве, несчастных случаев на производстве со смертельным исходом.
Статья 20. Возмещение вреда жизни и здоровью, причиненного работнику при исполнении им трудовых обязанностей
В случае причинения вреда жизни и здоровью работника при исполнении им трудовых обязанностей возмещение указанного вреда осуществляется в соответствии с федеральным законодательством.
3. Положение о системе государственного управления охраной труда в г. Москве (утверждено постановлением Правительства Москвы от 23 декабря 1997 г. № 900):
4. Функции субъектов управления охраной труда.
4.2. Комитет общественных связей города Москвы:
4.2.15. Организует участие представителей органов исполнительной власти города Москвы в расследовании несчастных случаев на производстве.
4.2.23. Содействует обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
4.2.25. Координирует деятельность отраслевых, функциональных и территориальных органов исполнительной власти в части, касающейся охраны труда.
4.3. Отраслевые органы исполнительной власти города Москвы:
4.3.3. Участвуют в создании и ведении баз данных по вопросам охраны труда, проводят анализ состояния условий и охраны труда в организациях отрасли, принимают предупредительные и профилактические меры, направленные на снижение производственного травматизма в отрасли.
4.3.9. Принимают в установленном порядке участие в расследовании групповых несчастных случаев на производстве, тяжелых несчастных случаев на производстве, несчастных случаев на производстве со смертельным исходом, происшедших в организациях отрасли.
4.3.16. Представляют информацию по реализации государственной политики в области охраны труда, обобщенные данные о состоянии условий и охраны труда в организациях отрасли в Комитет общественных связей города Москвы.
4.4. Функциональные органы исполнительной власти города Москвы:
4.4.2. Учитывают состояние охраны труда в организациях при осуществлении договорной деятельности с получателями бюджетных средств.
4.4.3. Учитывают состояние охраны труда в организациях при проведении конкурсов на размещение городских заказов.
4.5. Префектуры административных округов города Москвы:
4.5.1. Проводят государственную политику в области охраны труда в административном округе.
4.5.7. Проводят анализ состояния условий и охраны труда в подведомственных организациях и во взаимодействии с Департаментом поддержки и развития малого предпринимательства города Москвы и заинтересованными отраслевыми органами исполнительной власти в организациях малого предпринимательства, осуществляющих свою деятельность на территории округа.
4.6. Управы районов:
4.6.1. Участвуют в разработке и реализации предупредительных и профилактических мер, направленных на снижение производственного травматизма и профессиональной заболеваемости в районе.
------------------------------------------------------------------
--------------------
| | |
|