Законодательство
Москва


Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







ПРИКАЗ Руководителя Департамента здравоохранения от 07.03.2006 № 114
"ОБ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ ПО ОХРАНЕ ТРУДА В УЧРЕЖДЕНИЯХ, ОРГАНИЗАЦИЯХ И ПРЕДПРИЯТИЯХ СИСТЕМЫ ДЕПАРТАМЕНТА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ"
(вместе с "ПОЛОЖЕНИЕМ О СИСТЕМЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ ОХРАНОЙ ТРУДА В ОРГАНАХ УПРАВЛЕНИЯ, УЧРЕЖДЕНИЯХ, ОРГАНИЗАЦИЯХ И ПРЕДПРИЯТИЯХ СИСТЕМЫ ДЕПАРТАМЕНТА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ",
"ПОЛОЖЕНИЕМ О СЛУЖБЕ ОХРАНЫ ТРУДА ОРГАНОВ УПРАВЛЕНИЯ, УЧРЕЖДЕНИЙ, ОРГАНИЗАЦИЙ И ПРЕДПРИЯТИЙ СИСТЕМЫ ДЕПАРТАМЕНТА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ",
"ПОЛОЖЕНИЕМ ОБ ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ И ПРОВЕРКИ ЗНАНИЙ ПО ОХРАНЕ ТРУДА РАБОТНИКОВ ОРГАНОВ УПРАВЛЕНИЯ, УЧРЕЖДЕНИЙ, ОРГАНИЗАЦИЙ И ПРЕДПРИЯТИЙ СИСТЕМЫ ДЕПАРТАМЕНТА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ")

Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено






ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ

РУКОВОДИТЕЛЬ ДЕПАРТАМЕНТА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
ГОРОДА МОСКВЫ

ПРИКАЗ
от 7 марта 2006 г. № 114

ОБ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ ПО ОХРАНЕ ТРУДА В УЧРЕЖДЕНИЯХ,
ОРГАНИЗАЦИЯХ И ПРЕДПРИЯТИЯХ СИСТЕМЫ ДЕПАРТАМЕНТА
ЗДРАВООХРАНЕНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

В целях обеспечения конституционных прав работников системы Департамента здравоохранения города Москвы на здоровые и безопасные условия труда, а также во исполнение законодательных и нормативных правовых актов в области охраны труда Российской Федерации и г. Москвы, повышения эффективности работы по охране труда и социальной защите работников здравоохранения приказываю:
1. Утвердить согласованные с профсоюзом работников здравоохранения г. Москвы:
1.1. Положение о системе государственного управления охраной труда в органах управления, учреждениях, организациях и предприятиях системы Департамента здравоохранения города Москвы (приложение 1).
1.2. Положение о службе (инженерах) по охране труда органов управления, учреждений, организаций и предприятий системы Департамента здравоохранения города Москвы (приложение 2).
1.3. Положение об организации обучения и проверки знаний по охране труда работников органов управления, учреждений, организаций и предприятий системы Департамента здравоохранения города Москвы (приложение 3).
2. Начальникам управлений здравоохранения административных округов, руководителям учреждений, организаций и предприятий городского подчинения:
- организовать работу по охране труда, руководствуясь указанными Положениями;
- обеспечить разработку соответствующих положений в органах управления и подведомственных учреждениях. Срок: 01.05.2006.
3. Считать утратившим силу приказ Комитета здравоохранения г. Москвы от 02.10.1997 № 520 "Об организации работы по охране труда в органах управления, учреждениях, организациях и на предприятиях системы Комитета здравоохранения".
4. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя руководителя Департамента здравоохранения Соболева В.А.

Руководитель
Департамента здравоохранения
А.П. Сельцовский





Приложение 1

Утверждено
приказом руководителя Департамента
здравоохранения города Москвы
от 7 марта 2006 г. № 114

СОГЛАСОВАНО

Председатель
профсоюза работников
здравоохранения г. Москвы
С.П. Макаркина

ПОЛОЖЕНИЕ
О СИСТЕМЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ ОХРАНОЙ ТРУДА В
ОРГАНАХ УПРАВЛЕНИЯ, УЧРЕЖДЕНИЯХ, ОРГАНИЗАЦИЯХ И
ПРЕДПРИЯТИЯХ СИСТЕМЫ ДЕПАРТАМЕНТА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
ГОРОДА МОСКВЫ

1. Общие положения

1.1. Государственное управление охраной труда в органах управления, учреждениях, организациях и предприятиях системы Департамента здравоохранения города Москвы является составной частью Государственного управления охраной труда в городе Москве.
1.2. Настоящее Положение разработано в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации, Федеральным законом "Об основах охраны труда в Российской Федерации", Законом города Москвы от 14 марта 2001 года № 7 "Об охране труда в городе Москве", государственным стандартом РФ ГОСТ Р 12.0.006-2002 "Система стандартов безопасности труда. Общие требования к управлению охраной труда в организации", Положением о системе государственного управления охраной труда в г. Москве, утвержденным постановлением Правительства Москвы от 15 апреля 2003 г. № 249-ПП.
1.3. Управление охраной труда в органах управления, учреждениях, организациях и предприятиях системы Департамента здравоохранения города Москвы - это осуществление органами управления, учреждениями, организациями и предприятиями здравоохранения функций, направленных на формирование и проведение государственной политики в области охраны труда, на разработку программ по охране труда, на выполнение мероприятий по обеспечению безопасности работников в процессе труда, предупреждению и устранению нарушений требований охраны труда.
1.4. Органы управления здравоохранением города Москвы - субъекты управления - образуют систему управления охраной труда в городском здравоохранении (далее - Система).
1.5. Объект управления - охрана труда как система сохранения жизни и здоровья работника в процессе трудовой деятельности на уровне от отдельных учреждений, организаций, предприятий здравоохранения (далее - учреждения) системы Департамента здравоохранения до органов управления.
1.6. Действие Системы направлено на совершенствование работы субъектов управления охраной труда, работодателей и работников в области охраны труда.
1.7. Субъекты управления охраной труда при выполнении возложенных на них функций взаимодействуют с органами законодательной, исполнительной и судебной власти, прокуратурой города Москвы, отраслевой комиссией по охране труда при Департаменте здравоохранения, профсоюзом работников здравоохранения г. Москвы, органами государственного надзора и контроля по охране труда, органами социального страхования, стандартизации, лицензирования, экспертизы, сертификации, статистики, научно-исследовательскими и другими организациями.
1.8. Общее руководство и ответственность за организацию работы по охране труда возлагаются:
- в Департаменте здравоохранения города Москвы - на первого заместителя руководителя;
- в органах управления здравоохранением административных округов - на руководителя;
- в учреждениях - на работодателя (руководителя) учреждения;
- в структурных подразделениях (отделениях, лабораториях, отделах, на участках и т.п.) - на руководителя этого подразделения.
1.9. Непосредственная организация работы по охране труда возлагается:
- в Департаменте здравоохранения города Москвы - на службу охраны труда (главного специалиста);
- в управлениях здравоохранения административных округов - на специалиста (главного специалиста) по охране труда;
- в учреждениях - на службу охраны труда (отдел, специалист, инженер и др.).

2. Принципы организации и функционирования Системы

Организация и функционирование Системы базируются на следующих принципах:
2.1. Использование программно-целевого подхода в управлении охраной труда.
2.2. Взаимодействие с органами надзора, контроля и социального страхования.
2.3. Социальное партнерство и взаимодействие с профессиональными союзами, объединениями работодателей и другими общественными организациями.
2.4. Использование и совершенствование рыночных механизмов для улучшения условий и охраны труда в учреждениях города.
2.5. Доведение нормативных правовых актов и иных документов по охране труда до учреждений города.
2.6. Совершенствование системы обучения в области охраны труда.
2.7. Использование механизмов экспертизы и сертификации для улучшения условий и охраны труда.
2.8. Неукоснительное соблюдение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов Российской Федерации и города Москвы, регулирующих отношения в области охраны труда.

3. Структура Системы

Организационно Система является трехуровневой.
3.1. Первый уровень:
Департамент здравоохранения города Москвы.
3.2. Второй уровень:
управления здравоохранения административных округов; учреждения, непосредственно подведомственные Департаменту здравоохранения.
3.3. Третий уровень:
учреждения, организации и предприятия, непосредственно подведомственные управлениям здравоохранения административных округов.

4. Департамент здравоохранения города Москвы
и управления здравоохранения административных округов

4.1. Проводят государственную политику в области охраны труда в отрасли.
4.2. Осуществляют мониторинг состояния условий и охраны труда в учреждениях, организациях и предприятиях системы Департамента здравоохранения города Москвы.
4.3. Участвуют в создании и ведении баз данных по вопросам условий и охраны труда, проводят анализ состояния условий и охраны труда в учреждениях отрасли, принимают предупредительные и профилактические меры, направленные на снижение производственного травматизма и профессиональной заболеваемости в подведомственных учреждениях отрасли.
4.4. Участвуют в подготовке предложений в проекты федеральных и городских программ по охране труда, нормативных правовых актов об охране труда.
4.5. Разрабатывают и реализуют программы по улучшению условий и охраны труда в учреждениях отрасли, контролируют их выполнение, участвуют в реализации мероприятий городских программ по охране труда.
4.6. Определяют порядок финансирования мероприятий по охране труда в городском здравоохранении и в подведомственных учреждениях, готовят предложения по расходам на охрану труда в пределах средств, выделенных на эти цели в бюджете города.
4.7. Изучают и распространяют передовой опыт по охране труда, организуют отраслевые и участвуют в организации городских научно-практических конференций, семинаров, выставок по охране труда; совместно с префектурами административных округов проводят окружные отраслевые семинары-совещания.
4.8. Доводят информацию о нормативных правовых документах по охране труда до подведомственных органов управления и учреждений отрасли.
4.9. Осуществляют методическое руководство службами охраны труда в учреждениях отрасли.
4.10. Осуществляют контроль за соблюдением федерального законодательства и законодательства города Москвы в области охраны труда в подведомственных учреждениях.
4.11. Принимают в установленном порядке участие в расследовании групповых несчастных случаев на производстве, тяжелых несчастных случаев на производстве, несчастных случаев на производстве со смертельным исходом, происшедших в учреждениях отрасли.
4.12. Учитывают при проведении тендеров на выполнение городского заказа состояние охраны труда в учреждениях отрасли.
4.13. Организуют проведение аттестации рабочих мест по условиям труда и сертификации работ по охране труда в подведомственных учреждениях.
4.14. Организуют обеспечение средствами индивидуальной и коллективной защиты работников и средствами измерения параметров вредных и опасных производственных факторов в подведомственных учреждениях.
4.15. Принимают участие в подготовке предложений по совершенствованию системы обучения, проверки знаний и повышения квалификации работников по охране труда.
4.16. Готовят совместно с заинтересованными организациями предложения по осуществлению мер экономической заинтересованности работодателей в обеспечении здоровых и безопасных условий труда.
4.17. Организуют проведение экспертизы проектов строительства новых и реконструкции действующих объектов здравоохранения на соответствие требованиям охраны труда, участвуют в работе приемочных комиссий объектов здравоохранения (вновь выстроенных, а также после реконструкции и капитального ремонта).
4.18. Взаимодействуют по вопросам охраны труда с территориальными органами исполнительной власти города Москвы, органами государственного надзора и контроля, Московским региональным отделением Фонда социального страхования Российской Федерации, профессиональными союзами и объединениями работодателей.
4.19. Участвуют в работе по подготовке отраслевого Московского трехстороннего соглашения между Правительством Москвы, Департаментом здравоохранения и профсоюзом работников здравоохранения города Москвы; окружных отраслевых соглашений; в контроле за реализацией мероприятий соглашений в области условий и охраны труда.
4.20. Взаимодействуют с федеральными отраслевыми органами исполнительной власти по вопросам охраны труда в организациях федеральной собственности, расположенных на территории города Москвы.
4.21. Представляют информацию по реализации государственной политики в области охраны труда, обобщенные данные о состоянии условий и охраны труда в учреждениях отрасли в Комитет общественных связей города Москвы.
4.22. Организуют и обеспечивают работу городской и окружных отраслевых комиссий по охране труда, направляют их решения в заинтересованные организации, контролируют исполнение решений комиссий.
4.23. Учитывают обеспечение охраны труда при разработке целевых городских и окружных отраслевых программ.
4.24. Осуществляют иные полномочия в области охраны труда, предусмотренные федеральным законодательством, законодательством города Москвы и другими нормативными правовыми актами.

5. Работодатели (руководители)

5.1. Организуют и проводят работы по охране труда в соответствии с требованиями Трудового кодекса Российской Федерации, Федерального закона "Об основах охраны труда в Российской Федерации", Закона города Москвы "Об охране труда в городе Москве", настоящего Положения, иных нормативных правовых актов по охране труда Российской Федерации, города Москвы и Департамента здравоохранения.
5.2. Создают в каждом учреждении с численностью более 100 работников службу охраны труда или вводят должность специалиста по охране труда, имеющего соответствующую подготовку или опыт работы в этой области.
5.3. Определяют структуру и численность работников службы охраны труда в учреждении в зависимости от численности работающих, характера условий труда, степени опасности производств и других факторов с учетом Межотраслевых нормативов численности работников службы охраны труда на предприятии, утвержденных постановлением Минтруда России от 22.01.2002 № 10.
5.4. В учреждении с численностью 100 и менее работников принимают решение о создании службы охраны труда или введении должности специалиста по охране труда с учетом специфики деятельности данного учреждения. Могут возложить обязанности специалиста по охране труда на другого специалиста или иное лицо (с его согласия), которое после соответствующего обучения и проверки знаний наряду с основной работой будет выполнять должностные обязанности специалиста по охране труда.
5.5. При отсутствии в учреждении службы охраны труда (специалиста по охране труда) заключают договор со специалистами или с организациями, оказывающими услуги в области охраны труда.
5.6. Разрабатывают локальные правовые акты, определяющие обязанности, права и ответственность по охране труда каждого работника учреждения (положение или другой нормативный документ по охране труда).
5.7. Принимают предупредительные и профилактические меры, направленные на снижение производственного травматизма и профессиональной заболеваемости в учреждении, сохранение жизни и здоровья работников при возникновении аварийных ситуаций, а именно:
- обеспечение безопасной эксплуатации зданий, сооружений, оборудования, приборов, безопасной организации работ в структурных подразделениях, а также эффективной эксплуатации средств коллективной и индивидуальной защиты;
- проведение аттестации рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией работ по охране труда в учреждении;
- планирование и финансирование мероприятий по охране труда в соответствии с нормативными правовыми актами, рекомендациями и иными документами органов управления;
- обеспечение безопасных условий труда на каждом рабочем месте, соответствующих требованиям действующего законодательства об охране труда;
- организацию надлежащего санитарно-бытового и лечебно-профилактического обслуживания работников;
- соблюдение режима труда и отдыха работников, установленного законодательством;
- приобретение за счет собственных средств и выдачу работающим бесплатной сертифицированной специальной одежды, специальной обуви и средств индивидуальной защиты, санитарной одежды и обуви, смывающих и обеззараживающих средств, молока и лечебно-профилактического питания в соответствии с установленными нормами;
- организацию эффективного контроля за уровнем воздействия вредных и опасных производственных факторов на здоровье работников;
- обучение, инструктаж работников и проверку знаний работниками норм, правил и инструкций по охране труда;
- обеспечение беспрепятственного допуска представителей органов государственного управления, государственного надзора и контроля и общественного контроля, Фонда социального страхования РФ для проведения проверок состояния условий и охраны труда в учреждении и соблюдения законодательства о труде, а также для расследования несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
- организацию контроля за состоянием условий труда на рабочих местах, за правильностью применения работниками средств индивидуальной и коллективной защиты;
- выполнение предписаний органов государственного надзора и контроля за соблюдением требований охраны труда и нормативных актов по безопасности и гигиене труда;
- выполнение представлений, выданных профсоюзами в лице соответствующих органов и содержащих требования об устранении выявленных нарушений охраны труда;
- обязательное страхование работников от временной нетрудоспособности вследствие заболевания, а также от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в соответствии с законодательством.
5.8. Разрабатывают планы действий персонала в возможных аварийных ситуациях, ликвидации их последствий, организуют периодические проверки практической подготовленности персонала к действиям в аварийных ситуациях.
5.9. Обеспечивают условия, необходимые для соблюдения работниками требований охраны труда.
5.10. Информируют работников о состоянии условий и охраны труда на рабочих местах, предоставлении компенсаций.
5.11. Предоставляют работникам компенсации за тяжелые работы, работы с вредными и опасными условиями труда.
5.12. Рассматривают возможность применения к работникам, в том числе к руководителям и специалистам, дисциплинарных взысканий за несоблюдение требований охраны труда.
5.13. Организуют сотрудничество и взаимодействие с профессиональными союзами, иными объединениями работников по улучшению условий и повышению безопасности труда.
5.14. Организуют расследование и учет несчастных случаев на производстве, реализуют мероприятия по устранению их причин.
5.15. Сообщают обо всех несчастных случаях на производстве и профессиональных заболеваниях в филиал Московского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по месту регистрации организации в качестве страхователя.
5.16. Направляют одновременно с сообщением в Государственную инспекцию труда в городе Москве информацию о тяжелом несчастном случае на производстве, групповом несчастном случае на производстве, несчастном случае на производстве со смертельным исходом:
- в Департамент здравоохранения;
- в профсоюз работников здравоохранения г. Москвы;
- в межрайонную прокуратуру, -
а также в другие органы и организации согласно требованиям Трудового кодекса РФ.
5.17. Представляют в Департамент здравоохранения и управления здравоохранения административных округов информацию о состоянии условий и охраны труда, выполнении мероприятий коллективных договоров и соглашений по улучшению условий и охраны труда, предоставлении компенсаций.
5.18. Подготавливают (по запросу) материалы о состоянии условий и охраны труда для рассмотрения на заседаниях отраслевой комиссии по охране труда при Департаменте здравоохранения (приложение к Положению), межведомственной комиссии по охране труда при префектуре административного округа, Межведомственной комиссии по охране труда при Правительстве Москвы.

6. Обязанности работника по соблюдению требований
охраны труда

Работник обязан:
- соблюдать требования охраны труда, установленные законами и иными нормативными правовыми актами, правилами и инструкциями по охране труда, а также правила внутреннего трудового распорядка учреждения;
- правильно применять средства индивидуальной и коллективной защиты;
- немедленно извещать своего непосредственного или вышестоящего руководителя о любой ситуации, угрожающей жизни и здоровью людей, о каждом несчастном случае, происшедшем на производстве, или об ухудшении состояния своего здоровья, в том числе о проявлении признаков острого профессионального заболевания (отравления);
- проходить обучение безопасным методам и приемам выполнения работ по охране труда, оказанию первой помощи при несчастных случаях на производстве, инструктаж по охране труда, стажировку на рабочем месте и проверку знаний требований охраны труда;
- проходить обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические (в течение трудовой деятельности) медицинские осмотры (обследования), регламентированные действующими нормативными правовыми актами.

7. Ответственность за нарушение законодательства
об охране труда

Лица, виновные в нарушении требований охраны труда, невыполнении обязательств по охране труда, предусмотренных коллективными договорами и соглашениями, трудовыми договорами (контрактами), или препятствующие деятельности представителей органов государственного надзора и контроля за соблюдением требований охраны труда, а также органов общественного контроля, несут ответственность в соответствии с федеральным законодательством и законодательством города Москвы.





Приложение
к Положению

ПОЛОЖЕНИЕ
ОБ ОТРАСЛЕВОЙ КОМИССИИ ПО ОХРАНЕ ТРУДА ПРИ
ДЕПАРТАМЕНТЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

1. Отраслевая комиссия по охране труда Департамента здравоохранения города Москвы (далее - Комиссия) создана для проведения в городе единой отраслевой политики в области охраны труда, координации деятельности руководителей учреждений, организаций и предприятий системы Департамента здравоохранения, направленной на улучшение условий и охраны труда, взаимодействия с профессиональными союзами, органами надзора и контроля в обеспечении выполнения требований законодательства об охране труда.
2. Комиссия формируется из представителей учреждений, организаций и предприятий городского здравоохранения, органов государственного надзора и контроля, представителей профессиональных союзов. Состав членов отраслевой комиссии по охране труда утверждается распоряжением руководителя Департамента здравоохранения города Москвы.
3. Деятельностью Комиссии руководит заместитель руководителя Департамента здравоохранения города Москвы.
4. Член отраслевой комиссии по охране труда может быть выведен из ее состава по предложению учреждения, направившего его, либо на основании личного заявления. Одновременно учреждение, представитель которого выведен из состава отраслевой комиссии по охране труда, может предложить новую кандидатуру в ее состав.
5. Основными задачами отраслевой комиссии по охране труда являются:
- разработка предложений по выработке и осуществлению в отрасли единой политики в области охраны труда;
- определение приоритетных направлений работы по охране труда при разработке отраслевых программ по охране труда;
- рассмотрение вопросов развития информационно-аналитической инфраструктуры и нормативного обеспечения охраны труда, использования информационных структур для доведения нормативных и иных документов по охране труда до учреждений отрасли;
- совершенствование системы обучения в области охраны труда в учреждениях отрасли;
- рассмотрение методических и организационных вопросов, предложений профессиональных союзов по вопросам охраны труда в учреждениях отрасли;
- координация деятельности учреждений отрасли и взаимодействие с органами государственного надзора и контроля, профессиональными союзами по предупреждению и снижению производственного травматизма и профессиональных заболеваний;
- рассмотрение вопросов, связанных с реализацией в учреждениях отрасли федерального законодательства об охране труда, Закона города Москвы "Об охране труда в городе Москве", постановлений и распоряжений Правительства Москвы;
- рассмотрение проектов отраслевых нормативных документов по охране и безопасности труда;
- рассмотрение вопросов, связанных с экономическими механизмами улучшения условий и повышения безопасности труда в учреждениях отрасли.
6. Комиссия имеет право:
- осуществлять контроль за соблюдением в органах управления, учреждениях здравоохранения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;
- привлекать квалифицированных специалистов для подготовки и обсуждения вопросов по охране труда;
- создавать рабочие группы для разработки отраслевых программ по охране труда, подготовки первоочередных мер, направленных на предупреждение и снижение производственного травматизма и профессиональных заболеваний в учреждениях отрасли;
- заслушивать на своих заседаниях руководителей органов управления и учреждений отрасли о проводимой работе по охране труда, состоянии производственного травматизма и профессиональной заболеваемости;
- вносить предложения в повестку дня заседаний Межведомственной комиссии по охране труда при Правительстве Москвы, направлять членов Комиссии для участия в обсуждении предложенных вопросов;
- принимать решения (рекомендации), касающиеся деятельности органов управления, учреждений в деле обеспечения безопасных условий труда работников;
- вносить предложения руководству Департамента по вопросам, относящимся к компетенции Комиссии.
7. Комиссия осуществляет свою деятельность в соответствии с планом работы, который принимается на заседании Комиссии и утверждается ее председателем. Заседания Комиссии считаются правомочными, если на них присутствует более половины ее членов.
8. Заседания Комиссии проводятся по мере необходимости, но не реже одного раза в квартал.
9. Заседания Комиссии оформляются соответствующими решениями по рассматриваемым на них вопросам и проблемам в области охраны труда. Решения Комиссии принимаются большинством голосов присутствующих на заседании членов Комиссии путем открытого голосования. В случае равенства голосов решающим является голос председателя Комиссии.
10. Член Комиссии имеет удостоверение установленного образца, подтверждающее его полномочия.
11. Комиссия информирует руководителя Департамента здравоохранения города Москвы о планах работы и принятых решениях.
12. Организационное обеспечение деятельности Комиссии осуществляется службой охраны труда Департамента здравоохранения города Москвы.





Приложение 2

Утверждено
приказом руководителя Департамента
здравоохранения города Москвы
от 7 марта 2006 г. № 114

СОГЛАСОВАНО

Председатель
профсоюза работников
здравоохранения г. Москвы
С.П. Макаркина

ПОЛОЖЕНИЕ
О СЛУЖБЕ ОХРАНЫ ТРУДА ОРГАНОВ УПРАВЛЕНИЯ,
УЧРЕЖДЕНИЙ, ОРГАНИЗАЦИЙ И ПРЕДПРИЯТИЙ СИСТЕМЫ
ДЕПАРТАМЕНТА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

Настоящее Положение разработано в соответствии со статьей 12 Федерального закона "Об основах охраны труда в Российской Федерации" и Рекомендациями по организации работы службы охраны труда в организации, утвержденными постановлением Министерства труда и социального развития РФ от 08.02.2000 № 14.
Органы управления и учреждения системы Департамента здравоохранения на основании настоящего Положения разрабатывают соответствующие положения, учитывающие специфику их деятельности.

1. Общие положения

1.1. Управление охраной труда в учреждении осуществляет его руководитель. Для организации работы по охране труда руководитель учреждения создает службу охраны труда.
1.2. В Департаменте здравоохранения города Москвы организация работы по охране труда возложена на главного специалиста по охране труда, который подчиняется заместителю руководителя Департамента, курирующего это направление работы.
1.3. В органах управления здравоохранением административных округов специалист по охране труда подчиняется непосредственно руководителю управления.
1.4. В учреждениях здравоохранения специалист (инженер) по охране труда подчиняется непосредственно руководителю учреждения. В производственных предприятиях по поручению руководителя может подчиняться техническому директору (главному инженеру).
1.5. Нижеизложенные основные задачи и функции возлагаются на службу охраны труда органов управления здравоохранением г. Москвы и на специалистов (инженеров) по охране труда учреждений (далее - специалист по охране труда).
1.6. Служба охраны труда осуществляет свою деятельность во взаимодействии с другими подразделениями органа управления, учреждения здравоохранения, комитетом (комиссией) по охране труда, уполномоченными (доверенными) лицами по охране труда профессиональных союзов или иными уполномоченными работниками представительных органов, службой охраны труда вышестоящей организации, а также с федеральными органами исполнительной власти и органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации в области охраны труда, органами государственного надзора и контроля за соблюдением требований охраны труда и органами общественного надзора.
1.7. Работники службы охраны труда в своей деятельности руководствуются законами и иными нормативными правовыми актами по охране труда Российской Федерации, города Москвы, органа управления, территориальными и отраслевыми соглашениями, коллективным договором, соглашением по охране труда, другими локальными нормативными правовыми актами.

2. Основные задачи службы охраны труда

Основными задачами службы охраны труда являются:
2.1. Организация и координация работы по охране труда в учреждении (в подведомственных учреждениях).
2.2. Контроль за соблюдением работниками законов и иных нормативных правовых актов об охране труда, коллективного договора, соглашения по охране труда, других локальных нормативных правовых актов органа управления, учреждения.
2.3. Совершенствование профилактической работы по предупреждению производственного травматизма, профессиональной заболеваемости и производственно обусловленных заболеваний, улучшению условий труда.
2.4. Информирование и консультирование руководителей и работников по вопросам охраны труда.

3. Функции службы охраны труда

3.1. Для выполнения поставленных задач на службу (специалиста) по охране труда органа управления здравоохранения возлагаются следующие функции:
- методическое руководство службами охраны труда в подведомственных учреждениях;
- организация обучения и проверки знаний требований охраны труда руководителей, специалистов по охране труда подведомственных учреждений;
- доведение до сведения учреждений вводимых в действие новых законодательных и иных нормативных правовых актов по охране труда;
- организация совещаний по охране труда;
- участие в работе комиссий по расследованию групповых, тяжелых и смертельных несчастных случаев на производстве в подведомственных учреждениях;
- рассмотрение писем, заявлений и жалоб заявителей по вопросам охраны труда и подготовка ответов по ним;
- организация проверок состояния условий и охраны труда на рабочих местах в подведомственных учреждениях, осуществление контроля за:
соблюдением требований законодательных и иных нормативных актов по охране труда;
соответствием рабочих мест требованиям действующих правил и норм;
соблюдением положений Трудового кодекса Российской Федерации о порядке расследования и учета несчастных случаев на производстве;
выполнением мероприятий по улучшению условий и охране труда коллективного договора, соглашения по охране труда в подведомственных учреждениях;
наличием в учреждениях установленной документации по охране труда (положений, приказов, инструкций, журналов и т.д.);
своевременным проведением обучения, проверки знаний и инструктажа по охране труда в органе управления и в подведомственных учреждениях;
организацией хранения, выдачи, стирки и ремонта специальной и санитарно-гигиенической одежды и обуви, других средств индивидуальной защиты.
3.2. Для выполнения поставленных задач на службу охраны труда учреждения возлагаются следующие функции:
- выявление опасных и вредных производственных факторов на рабочих местах;
- проведение анализа состояния и причин производственного травматизма, профессиональных и производственно обусловленных заболеваний;
- оказание помощи в организации проведения замеров параметров опасных и вредных производственных факторов, в оценке травмобезопасности оборудования, приспособлений;
- организация, методическое руководство аттестацией рабочих мест по условиям труда, сертификацией работ по охране труда и контроль за их проведением;
- информирование работников о состоянии условий труда на рабочем месте, о причинах и возможных сроках наступления профессиональных заболеваний, а также о мерах по защите от опасных и вредных производственных факторов;
- участие в подготовке документов для назначения выплат по страхованию в связи с несчастными случаями на производстве или профессиональными заболеваниями;
- проведение совместно с представителями соответствующих подразделений и с участием уполномоченных (доверенных) лиц профессиональных союзов проверок (обследований) технического состояния зданий, сооружений, оборудования, медицинской техники, аппаратов и приборов на соответствие их нормативным правовым актам по охране труда, эффективности работы вентиляционных систем, состояния санитарно-бытовых помещений, средств коллективной и индивидуальной защиты работающих;
- разработка совместно с другими подразделениями планов, программ по улучшению условий и охраны труда, предупреждению несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, заболеваний, обусловленных производственными факторами; оказание организационно-методической помощи по выполнению запланированных мероприятий;
- участие в составлении разделов коллективного договора, соглашения по охране труда;
- участие в совместных комитетах (комиссиях) по охране труда;
- участие в работе комиссий по приемке в эксплуатацию законченных строительством или реконструированных объектов, а также в работе комиссий по установке и приемке из ремонта оборудования, аппаратов, приборов в части соблюдения требований нормативных актов по охране труда;
- оказание помощи руководителям подразделений в составлении списков профессий и должностей, в соответствии с которыми работники должны проходить обязательные медицинские осмотры, а также списков профессий и должностей, в соответствии с которыми на основании действующего законодательства работникам предоставляются компенсации и льготы за тяжелые, вредные или опасные условия труда;
- составление (при участии руководителей структурных подразделений и соответствующих служб) перечней профессий и видов работ, на которые должны быть разработаны инструкции по охране труда;
- оказание методической помощи руководителям структурных подразделений при разработке и пересмотре инструкций по охране труда для работников;
- разработка программ обучения по охране труда работников учреждения; разработка программы и проведение вводного инструктажа по охране труда со всеми лицами, поступающими на работу (в том числе временно), командированными, учащимися и студентами, прибывшими на производственное обучение или практику;
- согласование проектов документов: инструкций по охране труда для работников, программ первичного инструктажа на рабочем месте и т.д.;
- методическая помощь по организации инструктажа (первичного на рабочем месте, повторного, внепланового, целевого), обучения и проверки знаний по охране труда работников;
- организация своевременного обучения по охране труда работников учреждений и участие в работе комиссий по проверке знаний у руководителей, специалистов и работников учреждений;
- обеспечение структурных подразделений локальными нормативными правовыми актами учреждения (правилами, нормами, инструкциями по охране труда), наглядными пособиями и учебными материалами по охране труда;
- составление отчетности по охране труда по установленным формам и в соответствующие сроки;
- организация расследования несчастных случаев на производстве, участие в проведении расследования несчастных случаев на производстве в составе комиссии, утверждаемой приказом по учреждению;
- подготовка и внесение предложений о разработке и внедрении средств защиты от воздействия опасных и вредных производственных факторов;
- анализ, обобщение и подготовка обоснованных предложений о выделении средств на мероприятия по улучшению условий и охраны труда;
- доведение до работников учреждения действующих законов и иных нормативных правовых актов об охране труда Российской Федерации и г. Москвы, коллективного договора, соглашения по охране труда учреждения;
- организация хранения документации (актов формы Н-1 и других документов по расследованию несчастных случаев на производстве, протоколов замеров параметров опасных и вредных производственных факторов, оценки оборудования по фактору травмобезопасности, материалов аттестации рабочих мест по условиям труда и сертификации работ по охране труда и др.) в соответствии со сроками, установленными нормативными правовыми актами;
- рассмотрение писем, заявлений и жалоб работников по вопросам охраны труда и подготовка предложений по устранению имеющихся и выявленных в ходе расследования недостатков и упущений, а также подготовка ответов заявителям;
- руководство работой кабинета по охране труда, подготовка информационных стендов, уголков по охране труда в структурных подразделениях;
- осуществление контроля за:
соблюдением работниками требований законодательных и иных нормативных правовых актов по охране труда;
правильным применением средств индивидуальной защиты;
соблюдением положений Трудового кодекса Российской Федерации о порядке расследования и учета несчастных случаев на производстве;
выполнением мероприятий раздела "Охрана труда" коллективного договора, соглашения по охране труда, предписаний и представлений органов государственного и общественного надзора и контроля, других мероприятий по созданию здоровых и безопасных условий труда;
наличием в структурных подразделениях инструкций по охране труда для работников согласно перечню профессий и видов работ, на которые должны быть разработаны инструкции по охране труда, своевременным их пересмотром;
проведением аттестации рабочих мест по условиям труда и подготовкой к сертификации работ по охране труда;
соблюдением графиков замеров параметров опасных и вредных производственных факторов;
своевременным проведением соответствующими службами необходимых испытаний и технических освидетельствований оборудования, машин и механизмов;
эффективностью работы аспирационных и вентиляционных систем;
состоянием предохранительных приспособлений и защитных устройств;
своевременным и качественным проведением обучения, проверки знаний и всех видов инструктажей по охране труда с работниками учреждения;
организацией хранения, выдачи, стирки, химической чистки, сушки, обеспыливания, обезжиривания и ремонта специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты;
санитарно-гигиеническим состоянием производственных и вспомогательных помещений;
организацией рабочих мест в соответствии с требованиями охраны труда;
правильным расходованием в структурных подразделениях учреждения средств, выделенных на выполнение мероприятий по охране труда;
своевременным и правильным предоставлением работникам компенсаций за тяжелую работу и работу с вредными или опасными условиями труда, бесплатной выдачей молока и других равноценных пищевых продуктов;
использованием труда женщин и лиц моложе 18 лет в соответствии с законодательством.

4. Права работников службы охраны труда

Для выполнения функциональных обязанностей работники службы охраны труда имеют право:
4.1. В любое время суток беспрепятственно посещать и осматривать производственные, служебные и бытовые помещения учреждений, знакомиться в пределах своей компетенции с документами по вопросам охраны труда.
4.2. Проверять состояние условий и охраны труда в структурных подразделениях учреждений и предъявлять руководителю и другим ответственным работникам обязательные для исполнения предписания (рекомендуемая форма предписания специалиста по охране труда прилагается к настоящему Положению) об устранении выявленных при проверках нарушений требований охраны труда и контролировать их выполнение.
4.3. Привлекать по согласованию с руководителями учреждений, структурных подразделений соответствующих специалистов к проверке состояния условий труда.
4.4. Запрашивать и получать от руководителей учреждений, структурных подразделений материалы по вопросам охраны труда, требовать письменное объяснение от лиц, допустивших нарушения нормативных правовых актов по охране труда.
4.5. Требовать от руководителей структурных подразделений отстранения от работы лиц, не имеющих допуска к выполнению данного вида работ, не прошедших в установленном порядке предварительных и периодических медицинских осмотров, не прошедших в установленном порядке инструктаж по охране труда, не использующих средств индивидуальной защиты или грубо нарушающих правила, нормы и инструкции по охране труда.
4.6. Представлять руководителям учреждений предложения о поощрении отдельных работников за активную работу по созданию здоровых и безопасных условий труда, а также о привлечении к ответственности виновных в нарушении законодательных и иных нормативных правовых актов по охране труда.
4.7. Представительствовать по поручению руководства органа управления, учреждения в государственных и общественных организациях при обсуждении вопросов охраны труда.

5. Организация работы службы охраны труда

5.1. На должность специалиста по охране труда назначаются, как правило, лица, имеющие квалификацию инженера по охране труда, либо специалисты, имеющие высшее профессиональное (техническое) образование без предъявления требований к стажу работы или среднее профессиональное (техническое) образование и стаж работы в должности техника 1 категории не менее 3 лет либо других должностях, замещаемых специалистами со средним профессиональным (техническим) образованием, не менее 5 лет. Все категории указанных лиц должны пройти специальное обучение по охране труда.
5.2. Руководитель органа управления, учреждения должен обеспечить необходимые условия для выполнения работниками службы своих полномочий.
5.3. Рабочие места работников службы рекомендуется организовать в отдельном помещении, которое необходимо обеспечить современной оргтехникой, техническими средствами связи и оборудовать для приема посетителей.
5.4. Организация труда работников службы предусматривает регламентацию их должностных обязанностей, закрепление за каждым из них определенных функций по охране труда в подразделениях учреждения в соответствии с их должностными инструкциями.
5.5. Для осуществления ряда функций службы (проведение обучения, инструктажа, семинаров, лекций, выставок) необходимо предусматривать организацию кабинета по охране труда, оснащенного необходимой нормативной правовой и справочной литературой по охране труда, руководствуясь постановлением Министерства труда и социального развития РФ от 17.01.2001 № 7 "Об утверждении Рекомендаций по организации работы кабинета охраны труда и уголка охраны труда".
5.6. Руководителю учреждения рекомендуется организовывать для работников службы систематическое повышение квалификации и проверку знаний требований охраны труда.

6. Контроль и ответственность работников службы
охраны труда

6.1. Контроль за деятельностью службы охраны труда осуществляют руководитель органа управления, учреждения, служба охраны труда вышестоящей организации (при ее наличии), орган исполнительной власти г. Москвы в области охраны труда и органы государственного надзора и контроля за соблюдением требований охраны труда.
6.2. Ответственность за деятельность службы несет руководитель органа управления, учреждения.
6.3. Работники службы охраны труда несут ответственность за выполнение своих должностных обязанностей, определенных положением о службе охраны труда и должностными инструкциями.





Приложение
к Положению

ПРЕДПИСАНИЕ
СПЕЦИАЛИСТА (ИНЖЕНЕРА) СЛУЖБЫ ОХРАНЫ ТРУДА

"____" ______________ 20__ г. № ________

Кому _____________________________________________________________
(должность, Ф.И.О.)
__________________________________________________________________
(наименование учреждения, структурного подразделения)
В соответствии со статьей(ями) _______________________________
(наименование
__________________________________________________________________
нормативного правового акта об охране труда)
предлагаю устранить следующие нарушения:

   ----T--------------------------T------------------T--------------¬

¦№ ¦Перечень выявленных ¦Сроки ¦Отметки об ¦
¦п/п¦нарушений требований ¦устранения ¦устранении ¦
¦ ¦охраны труда ¦ ¦ ¦
+---+--------------------------+------------------+--------------+
¦ 1 ¦ 2 ¦ 3 ¦ 4 ¦
+---+--------------------------+------------------+--------------+
¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+---+--------------------------+------------------+--------------+
¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+---+--------------------------+------------------+--------------+
¦ ¦ ¦ ¦ ¦
L---+--------------------------+------------------+---------------


О выполнении настоящего предписания прошу сообщить до ________
(дата)
письменно (по телефону) ______________________
__________________________________________________________________

Предписание выдал ________________________________________________
(подпись, дата) (Ф.И.О. (должность)

Предписание получил ______________________________________________
(подпись, дата) (Ф.И.О. (должность)

Контроль устранения нарушений провел _____________________________
(Ф.И.О., должность)
__________________________________________________________________
(подпись, дата)





Приложение 3

Утверждено
приказом руководителя Департамента
здравоохранения города Москвы
от 7 марта 2006 г. № 114

СОГЛАСОВАНО

Председатель
профсоюза работников
здравоохранения г. Москвы
С.П. Макаркина

ПОЛОЖЕНИЕ
ОБ ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ И ПРОВЕРКИ ЗНАНИЙ
ПО ОХРАНЕ ТРУДА РАБОТНИКОВ ОРГАНОВ УПРАВЛЕНИЯ,
УЧРЕЖДЕНИЙ, ОРГАНИЗАЦИЙ И ПРЕДПРИЯТИЙ СИСТЕМЫ
ДЕПАРТАМЕНТА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

1. Общие положения

1.1. Настоящее Положение разработано в целях реализации положений Трудового кодекса РФ об обучении и профессиональной подготовке в области охраны труда, Федерального закона "Об основах охраны труда в Российской Федерации" (ст. 18) и в развитие Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций, утвержденного постановлением Минтруда России и Минобразования России от 13.01.2003 № 1/29.
1.2. Положение служит организационно-методической основой обучения по охране труда руководителей и специалистов органов управления, учреждений, организаций и предприятий здравоохранения (далее - учреждения), а также педагогического персонала учебных заведений системы Департамента здравоохранения города Москвы.
1.3. Положение не заменяет специальных требований к проведению обучения, инструктажа и проверки знаний работников, установленных другими действующими государственными правовыми актами, а также органами государственного надзора и контроля.
Одновременно с обучением по охране труда и проверкой знаний требований охраны труда, осуществляемых в соответствии с Положением, могут проводиться обучение и аттестация работников учреждений по другим направлениям безопасности труда, организуемые органами государственного надзора и контроля и федеральными органами исполнительной власти в порядке, утверждаемом ими по согласованию с Министерством здравоохранения и социального развития РФ.
1.4. Обучению по охране труда и проверке знаний требований охраны труда подлежат все работники органа управления, учреждения, в том числе его руководитель.
1.5. Работники, имеющие квалификацию инженера (специалиста) по безопасности технологических процессов и производств или по охране труда, педагогические работники образовательных учреждений, осуществляющие преподавание дисциплины "Охрана труда", имеющие непрерывный стаж работы в области охраны труда не менее пяти лет, в течение года после поступления на работу могут не проходить обучение по охране труда и проверку знаний требований охраны труда.
1.6. Ответственность за организацию своевременного и качественного обучения и проверки знаний по охране труда возлагается:
- в органах управления здравоохранением - на начальника управления здравоохранения административного округа;
- в учреждениях здравоохранения - на руководителя учреждения;
- в структурных подразделениях - на руководителя подразделения.

2. Порядок обучения по охране труда

2.1. Проведение инструктажа по охране труда.
2.1.1. Для всех принимаемых на работу лиц, а также для всех работников, переводимых на другую работу, руководитель (или уполномоченное им лицо) обязан обеспечить проведение инструктажа по охране труда.
Проведение всех видов инструктажей регистрируется в журналах проведения инструктажей (в установленных случаях - в наряде-допуске на производство работ). Все разделы (графы) журналов должны быть заполнены соответствующими записями (приложение 1).
2.1.2. Все принимаемые на работу лица, а также командированные в учреждение работники и работники сторонних организаций, выполняющие работу на выделенном участке, учащиеся образовательных учреждений соответствующих уровней, проходящие в учреждении производственную практику, и другие лица, участвующие в производственной деятельности учреждения, проходят в установленном порядке вводный инструктаж, который проводит специалист по охране труда или работник, на которого приказом руководителя (или уполномоченного им лица) возложены эти обязанности.
С принимаемыми на работу руководителями учреждений здравоохранения проводит вводный инструктаж специалист по охране труда соответствующего органа управления по подчиненности.
Вводный инструктаж по охране труда проводится по программе, разработанной на основании законодательных и иных нормативно-правовых актов Российской Федерации с учетом специфики деятельности учреждения и утверждаемой в установленном порядке руководителем (или уполномоченным им лицом).
2.1.3. Кроме вводного инструктажа по охране труда проводится первичный инструктаж на рабочем месте, повторный, внеплановый и целевой инструктаж.
Первичный инструктаж на рабочем месте, повторный, внеплановый и целевой проводит руководитель структурного подразделения или непосредственный руководитель работ (мастер, прораб, старшая медицинская сестра, преподаватель и т.д.), прошедший в установленном порядке обучение по охране труда и проверку знаний требований охраны труда.
Проведение инструктажей по охране труда включает в себя ознакомление работников с имеющимися опасными или вредными производственными факторами, изучение требований охраны труда, содержащихся в локальных нормативных актах учреждения, инструкциях по охране труда, технической эксплуатационной документации, а также применение безопасных методов и приемов выполнения работ.
Инструктажи на рабочем месте завершаются проверкой знаний посредством устного опроса или с помощью технических средств обучения, а также проверкой навыков безопасных приемов работы. После проверки знаний работник, проводивший инструктаж, расписывается в гр. 9 журнала. После чего руководитель структурного подразделения делает запись в гр. 14 журнала о допуске к самостоятельной работе.
2.1.4. Первичный инструктаж на рабочем месте проводится до начала самостоятельной работы:
со всеми вновь принятыми в организацию работниками, включая работников, выполняющих работу на условиях трудового договора, заключенного на срок до двух месяцев или на период выполнения сезонных работ в свободное от основной работы время (совместительство), а также на дому (надомники) с использованием материалов, инструментов и механизмов, выделяемых работодателем или приобретаемых ими за свой счет;
с работниками учреждения, переведенными в установленном порядке из другого структурного подразделения, либо работниками, которым поручается выполнение новой для них работы;
с командированными работниками сторонних организаций, обучающимися образовательных учреждений соответствующих уровней, проходящими производственную практику (практические занятия), и другими лицами, участвующими в производственной деятельности учреждения.
Первичный инструктаж на рабочем месте, повторный, внеплановый и целевой проводятся по программам, разработанным и утвержденным в установленном порядке в соответствии с требованиями законодательных и иных нормативных правовых актов по охране труда, локальных нормативных актов учреждения, инструкций по охране труда, технической и эксплуатационной документации.
Заместители руководителей учреждений, руководители структурных подразделений, специалисты, проходящие обучение и проверку знаний по охране труда в объеме должностных обязанностей, могут освобождаться от первичного инструктажа на рабочем месте. Перечень профессий и должностей работников, освобожденных от прохождения первичного инструктажа на рабочем месте, утверждается руководителем учреждения по согласованию со службой охраны труда и профсоюзным комитетом.
2.1.5. Повторный инструктаж проходят все работники, указанные в п. 2.1.4 настоящего Положения, не реже одного раза в шесть месяцев по программам, разработанным для проведения первичного инструктажа на рабочем месте.
2.1.6. Внеплановый инструктаж проводится:
при введении в действие новых или изменении законодательных и иных нормативных правовых актов, содержащих требования охраны труда, а также инструкций по охране труда;
при изменении технологических процессов, замене или модернизации оборудования, приспособлений, инструмента и других факторов, влияющих на безопасность труда;
при нарушении работниками требований охраны труда, если эти нарушения создали реальную угрозу наступления тяжких последствий (несчастный случай на производстве, авария и т.п.);
по требованию должностных лиц органов надзора и контроля;
при перерывах в работе: для работ с вредными и (или) опасными условиями - более 30 календарных дней, а для остальных работ - более двух месяцев;
по решению руководителя (или уполномоченного им лица).
2.1.7. Целевой инструктаж проводится при выполнении разовых работ, при ликвидации последствий аварий, стихийных бедствий и работах, на которые оформляется наряд-допуск, разрешение или другие специальные документы, а также при проведении в учреждении массовых мероприятий.
2.1.8. Конкретный порядок, условия, сроки и периодичность проведения всех видов инструктажей по охране труда работников отдельных отраслей и организаций регулируются соответствующими отраслевыми и межотраслевыми нормативными правовыми актами по безопасности и охране труда.
2.2. Обучение работников рабочих профессий и других работников (кроме п. 2.3.1).
2.2.1. Руководитель (или уполномоченное им лицо) обязан организовать в течение месяца после приема на работу обучение безопасным методам и приемам выполнения работ всех поступающих на работу или переводимых на другую работу работников рабочих профессий.
Обучение по охране труда проводится также при переподготовке работников рабочих профессий, переподготовке и обучении их другим рабочим профессиям.
Порядок, форма, периодичность и продолжительность обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников рабочих профессий устанавливаются работодателем (или уполномоченным лицом) в соответствии с нормативными правовыми актами, регулирующими безопасность конкретных видов работ.
2.2.2. Руководитель (или уполномоченное им лицо) обеспечивает обучение лиц, принимаемых на работу с вредными и (или) опасными условиями труда, безопасным методам и приемам выполнения работ со стажировкой на рабочем месте и сдачей экзаменов, а в процессе трудовой деятельности - проведение периодического обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда. Работники рабочих профессий, впервые поступившие на указанные работы либо имеющие перерыв в работе по профессии (виду работ) более года, проходят обучение и проверку знаний требований охраны труда в течение первого месяца после назначения на эти работы. Обучение должно проводиться по программам, составленным для каждой профессии и вида работ, утвержденным руководителем учреждения.
При обучении работников, принимаемых на работу с вредными и (или) опасными условиями труда, в отрасли здравоохранения необходимо руководствоваться Примерным отраслевым перечнем работ, профессий и должностей работников организаций системы Министерства здравоохранения РФ, к которым предъявляются дополнительные (повышенные) требования безопасности труда (письмо Минздрава России от 19.10.2000 № 2510/11377-32), а также материалами аттестации рабочих мест по условиям труда. В соответствии с нормативными правовыми актами, регулирующими безопасность конкретных видов работ, обучение по ряду рабочих профессий должно проводиться в специализированных учебных комбинатах с выдачей удостоверений (рабочие, эксплуатирующие и обслуживающие объекты повышенной опасности, - сварщики, стропали, крановщики, автоклаверы, электрики, кислородчики, повара и др.).
2.2.3. Руководитель (или уполномоченное им лицо) организует проведение периодического, не реже одного раза в год обучения работников рабочих профессий оказанию первой помощи пострадавшим. Вновь принимаемые на работу проходят обучение по оказанию первой помощи пострадавшим в сроки, установленные руководителем (или уполномоченным им лицом), но не позднее одного месяца после приема на работу.
2.3. Обучение руководителей и специалистов.
2.3.1. Руководители и специалисты органов управления, учреждений здравоохранения, педагогический персонал, связанные с организацией и руководством работой в подведомственных учреждениях, структурных подразделениях и на рабочих местах, с осуществлением надзора и контроля за проведением работ, с обучением и проверкой знаний по вопросам охраны труда, проходят специальное обучение по охране труда в объеме должностных обязанностей при поступлении на работу в течение первого месяца, далее - по мере необходимости, но не реже одного раза в три года.
Вновь назначенные на должность руководители и специалисты допускаются к самостоятельной работе после их ознакомления руководителем (или уполномоченным им лицом) с должностными обязанностями, в том числе по охране труда, с действующими в организации локальными нормативными актами, регламентирующими порядок организации работ по охране труда, условиями труда на вверенных им объектах (в структурных подразделениях учреждения).
2.3.2. Обучение по охране труда руководителей и специалистов проводится по соответствующим программам по охране труда непосредственно самим учреждением или образовательными учреждениями профессионального образования, учебными центрами и другими учреждениями и организациями, осуществляющими образовательную деятельность, при наличии у них лицензии на право ведения образовательной деятельности, преподавательского состава, специализирующегося в области охраны труда, и соответствующей материально-технической базы.
Первичное обучение по охране труда проходят в обучающих организациях федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда следующие категории руководителей и специалистов:
руководители, заместители руководителей учреждения, курирующие вопросы охраны труда, заместители главных инженеров по охране труда, работодатели - физические лица, иные лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью; руководители, специалисты, инженерно-технические работники, осуществляющие организацию, руководство и проведение работ на рабочих местах и в производственных подразделениях, а также контроль и надзор за проведением работ; педагогические работники образовательных учреждений начального профессионального, среднего профессионального, высшего профессионального, послевузовского профессионального и дополнительного профессионального образования - преподаватели дисциплин "Охрана труда", "Безопасность жизнедеятельности", "Безопасность технологических процессов и производств"; организаторы и руководители производственной практики обучающихся;
специалисты служб охраны труда, работники, на которых руководителем возложены обязанности организации работы по охране труда, члены комитетов (комиссий) по охране труда, уполномоченные (доверенные) лица по охране труда профессиональных союзов и иных уполномоченных работниками представительных органов;
члены комиссий по проверке знаний требований охраны труда организаций.
Руководители и специалисты органов управления, учреждений могут проходить повторную проверку знаний требований охраны труда в самом органе управления, учреждении, имеющем комиссию по проверке знаний требований охраны труда.
Перечень должностей (специалистов), подлежащих обучению, утверждается руководителем органа управления, учреждения.
2.3.3. Обучение и проверка знаний по охране труда руководителей и специалистов должны проводиться по программам, разработанным органами управления и учреждениями здравоохранения на основе Примерной программы обучения, рекомендуемой Департаментом здравоохранения (приложение 2) и утверждаемой руководителем.
2.3.4. Обучение по охране труда руководителей и специалистов проводится преподавателями образовательных учреждений, осуществляющими преподавание дисциплин "Охрана труда", "Безопасность жизнедеятельности", "Безопасность технологических процессов и производств", руководителями и специалистами федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда (Министерство здравоохранения и социального развития РФ, Комитет общественных связей города Москвы), органов государственного надзора и контроля, работниками служб охраны труда учреждений, имеющими соответствующую квалификацию и опыт работы в области охраны труда, а также лицензию (разрешение) на преподавательскую деятельность.
2.3.5. Обучение по охране труда руководителей и специалистов учреждения осуществляется также при повышении их квалификации по специальности.

3. Проверка знаний требований охраны труда

3.1. Проверку теоретических знаний требований охраны труда и практических навыков безопасной работы работников рабочих профессий и других работников проводят непосредственные руководители работ в объеме знаний требований правил и инструкций по охране труда, а при необходимости - в объеме знаний дополнительных специальных требований безопасности и охраны труда.
3.2. Проверка знаний по охране труда поступивших на работу руководителей и специалистов проводится не позднее одного месяца после назначения на должность, для работающих руководителей и специалистов - периодически, не реже одного раза в три года. Проверка знаний производится по экзаменационным билетам, согласованным с соответствующим профсоюзным органом.
3.3. Внеочередная проверка знаний по охране труда руководителей, специалистов и других работников в учреждении независимо от сроков проведения предыдущей проверки проводится:
- при введении в действие в учреждении новых или переработанных (дополненных) законодательных и иных нормативных правовых актов по охране труда (в объеме знаний только этих документов);
- при замене оборудования и приборов, требующих изменения технологических процессов и дополнительных знаний по охране труда обслуживающего персонала. В этом случае осуществляется проверка знаний требований охраны труда, связанных с соответствующими изменениями;
- при назначении или переводе на другую работу, если новые обязанности требуют дополнительных знаний по охране труда (до начала исполнения ими своих должностных обязанностей);
- по требованию должностных лиц федеральной инспекции труда, технической инспекции труда профсоюза, других органов государственного надзора и контроля, а также федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда, органов местного самоуправления, а также руководителя (или уполномоченного им лица) - при установлении нарушений требований охраны труда и недостаточных знаний требований безопасности и охраны труда;
- после происшедших аварий, несчастных случаев, а также при выявлении неоднократных нарушений работниками учреждения требований нормативных правовых актов по охране труда;
- при перерыве в работе в данной должности более одного года.
Объем и порядок процедуры внеочередной проверки знаний требований охраны труда определяются стороной, инициирующей ее проведение.
3.4. Проверка знаний по охране труда руководителей и специалистов учреждений здравоохранения проводится с учетом должностных обязанностей и характера производственной деятельности по тем нормативным правовым актам по охране труда, обеспечение и соблюдение требований которых входит в их служебные обязанности.
3.5. Лицам, прошедшим проверку знаний по охране труда, выдаются удостоверения установленного образца (приложение 3).
3.6. Работники, не прошедшие проверку знаний по охране труда из-за неудовлетворительной подготовки, обязаны в срок не позднее одного месяца пройти повторную проверку знаний.
Вопрос о соответствии занимаемой должности руководителей и специалистов, не прошедших проверку знаний по охране труда во второй раз, решается руководителем органа управления, учреждения здравоохранения в установленном порядке.
3.7. Удостоверения о проверке знаний по охране труда действительны на всей территории России, в том числе для работников, находящихся в командировке.

4. Организация и порядок работы комиссии
по проверке знаний охраны труда

4.1. Для проведения проверки знаний по охране труда руководителей, специалистов и других работников приказом по соответствующему органу управления, учреждению создается комиссия по проверке знаний требований охраны труда в составе не менее трех человек. Конкретный состав, порядок и форму работы комиссии определяет руководитель органа управления, учреждения здравоохранения.
4.2. В состав комиссии по проверке знаний требований охраны труда органа управления включаются руководители управления, структурных подразделений, специалисты по охране труда, главные специалисты отделов. В состав комиссии по проверке знаний требований охраны труда учреждений включаются руководители учреждений и их структурных подразделений, инженеры по охране труда, главные специалисты (главная сестра, технолог, энергетик и т.д.). В работе комиссий могут принимать участие представители выборного профсоюзного органа, представляющего интересы работников подведомственных учреждений округа или данного учреждения, в том числе уполномоченные (доверенные) лица по охране труда профессиональных союзов.
4.3. Комиссии всех уровней состоят из председателя, заместителя председателя, секретаря и членов комиссии.
4.4. Результаты проверки знаний по охране труда руководителей, специалистов и других работников оформляются протоколом (приложение 4). Протокол подписывается председателем и членами комиссии, принимавшими участие в ее работе, и сохраняется до очередной проверки знаний.
   ------------------------------------------------------------------

--> примечание.
Нумерация пунктов дана в соответствии с официальным текстом документа.
   ------------------------------------------------------------------

4.6. Выделение финансовых средств на расходы, связанные с обучением и проверкой знаний руководителей и специалистов по вопросам охраны труда, осуществляют органы управления, учреждения здравоохранения.

5. Заключительные положения

5.1. Ответственность за качество обучения по охране труда и выполнение утвержденных программ по охране труда несут обучающая организация и руководитель органа управления, учреждения в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
5.2. Контроль за своевременным проведением проверки знаний требований охраны труда работников, в том числе руководителей учреждений, осуществляется органами надзора и контроля.





Приложение 1
к Положению

ЖУРНАЛ
РЕГИСТРАЦИИ ВВОДНОГО ИНСТРУКТАЖА

   --------T----------------T----------T----------------T-----------------¬

¦Дата ¦Фамилия, ¦Год ¦Профессия, ¦Наименование ¦
¦ ¦инициалы ¦рождения ¦должность ¦производственного¦
¦ ¦инструктируемого¦ ¦инструктируемого¦подразделения, в ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦которое ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦направляется ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦инструктируемый ¦
+-------+----------------+----------+----------------+-----------------+
¦ 1 ¦ 2 ¦ 3 ¦ 4 ¦ 5 ¦
L-------+----------------+----------+----------------+------------------


   ------------------T----------------------------------¬

¦Фамилия, ¦Подпись ¦
¦инициалы, +----------------T-----------------+
¦должность ¦инструктирующего¦инструктируемого ¦
¦инструктирующего ¦ ¦ ¦
+-----------------+----------------+-----------------+
¦ 6 ¦ 7 ¦ 8 ¦
L-----------------+----------------+------------------


ЖУРНАЛ
РЕГИСТРАЦИИ ИНСТРУКТАЖА НА РАБОЧЕМ МЕСТЕ

   ------T----------------T--------T----------------T---------------T------------T------------¬

¦Дата ¦Фамилия, ¦Год ¦Профессия: ¦Вид инструктажа¦Причины ¦№ ¦
¦ ¦имя, ¦рождения¦должность ¦(первичный на ¦проведения ¦инструкции ¦
¦ ¦отчество ¦ ¦инструктируемого¦рабочем месте, ¦внепланового¦или ее ¦
¦ ¦инструктируемого¦ ¦ ¦повторный, ¦инструктажа ¦наименование¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦внеплановый) ¦ ¦ ¦
+-----+----------------+--------+----------------+---------------+------------+------------+
¦ 1 ¦ 2 ¦ 3 ¦ 4 ¦ 5 ¦ 6 ¦ 7 ¦
L-----+----------------+--------+----------------+---------------+------------+-------------


   ------------------T---------------------------------T----------------------T----------------------¬

¦Фамилия, ¦Подпись ¦Стажировка на ¦Допуск к работе ¦
¦инициалы, ¦ ¦рабочем месте ¦произвел ¦
¦должность +----------------T----------------+-----------T----------+------------T---------+
¦инструктирующего,¦инструктирующего¦инструктируемого¦количество ¦стажировку¦фамилия, ¦подпись, ¦
¦допускающего ¦ ¦ ¦смен ¦прошел ¦инициалы, ¦дата ¦
¦ ¦ ¦ ¦(с _______ ¦(подпись ¦должность ¦допуска ¦
¦ ¦ ¦ ¦__________ ¦работника)¦допускающего¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦по ______) ¦ ¦ ¦ ¦
+-----------------+----------------+----------------+-----------+----------+------------+---------+
¦ 8 ¦ 9 ¦ 10 ¦ 11 ¦ 12 ¦ 13 ¦ 14 ¦
L-----------------+----------------+----------------+-----------+----------+------------+----------






Приложение 2
к Положению

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ ПО ПРАВИЛАМ ОХРАНЫ ТРУДА
ДЛЯ РУКОВОДИТЕЛЕЙ ОРГАНОВ УПРАВЛЕНИЯ, УЧРЕЖДЕНИЙ,
СТРУКТУРНЫХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ, СПЕЦИАЛИСТОВ, ЧЛЕНОВ
КОМИССИЙ ПО ОХРАНЕ ТРУДА И ДРУГИХ РАБОТНИКОВ

Тема 1. Основные положения законодательства о труде в Российской Федерации. 2 часа.
Тема 2. Законодательные и иные нормативные правовые акты по охране труда. 1 час.
Тема 3. Государственное управление охраной труда. Государственный надзор и контроль за соблюдением законодательства об охране труда. Ведомственный и общественный контроль за охраной труда в учреждении. 2 часа.
Тема 4. Организация управления охраной труда в учреждении. 2 часа.
Тема 5. Обучение и инструктирование работников по охране труда. Пропаганда охраны труда в учреждении. 4 часа.
Тема 6. Ответственность за нарушение законодательства об охране труда. Возмещение работодателем вреда, причиненного работнику увечьем, профессиональным заболеванием либо иным повреждением здоровья. 2 часа.
Тема 7. Производственный травматизм и мероприятия по его профилактике. Порядок расследования, оформления и учета несчастных случаев и профессиональных заболеваний. 4 часа.
Тема 8. Требования безопасности при эксплуатации электросетей, оборудования, приборов и изделий медицинской техники, персональных электронно-вычислительных машин в учреждениях здравоохранения. 3 часа.
Тема 9. Безопасность эксплуатации транспортных и грузоподъемных средств. 2 часа.
Тема 10. Безопасная эксплуатация сосудов, работающих под давлением. Требования безопасной эксплуатации медицинских газов в лечебных учреждениях. 2 часа.
Тема 11. Взрывная и пожарная безопасность. 2 часа.
Тема 12. Основные опасные и вредные производственные факторы, профессиональные заболевания и мероприятия по их профилактике в учреждениях здравоохранения. 3 часа.
Тема 13. Обеспечение работников санитарной и специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты. Санитарно-бытовое и лечебно-профилактическое обслуживание работающих в учреждении. 2 часа.
Тема 14. Аттестация рабочих мест по условиям труда. Сертификация. 3 часа.
Тема 15. Требования безопасности в структурных подразделениях (отделениях, лабораториях, кабинетах и др.) учреждений здравоохранения. 5 часов.
Тема 16. Оказание первой доврачебной помощи пострадавшему. 2 часа.
Экзамен - 6 часов.
Итого 47 часов.
Примечание. Учреждение вправе ввести в программу темы, учитывающие специфику производства, как дополнение к обязательной программе с указанным количеством учебных часов (не менее 47 часов).





Приложение 3
к Положению

(лицевая сторона)

УДОСТОВЕРЕНИЕ
О ПРОВЕРКЕ ЗНАНИЙ ТРЕБОВАНИЙ ОХРАНЫ ТРУДА

(левая сторона)

__________________________________________________________________
(полное наименование учреждения системы здравоохранения)

УДОСТОВЕРЕНИЕ № _____

Выдано ___________________________________________________________
(фамилия, имя, отчество)
Место работы _____________________________________________________
Должность ________________________________________________________
Проведена проверка знаний требований охраны труда по _____________
____________________________________ в объеме ____________________
(наименование программы обучения (часов) по охране труда)
Протокол № _____ заседания комиссии по проверке знаний требований
охраны труда работников
__________________________________________________________________
(наименование организации)
от "_____" _________________ 20__ г. № _____

Председатель комиссии _________________________
(Ф.И.О., подпись)

Дата
М.П.

(правая сторона)

Сведения
о повторных проверках знаний требований
охраны труда

Ф.И.О. ___________________________________________________________
Место работы _____________________________________________________
Должность ________________________________________________________
Проведена проверка знаний требований охраны труда по _____________
____________________________________ в объеме ____________________
(наименование программы обучения (часов) по охране труда)
Протокол № _____ заседания комиссии по проверке знаний требований
охраны труда работников от "_____" ________ 20__ г.

Председатель комиссии _________________________________
(Ф.И.О., подпись)

Дата
М.П.
__________________________________________________________________

Ф.И.О. ___________________________________________________________
Место работы _____________________________________________________
Должность ________________________________________________________
Проведена проверка знаний требований охраны труда по _____________
____________________________________ в объеме ____________________
(наименование программы обучения (часов) по охране труда)
Протокол № _____ заседания комиссии по проверке знаний требований
охраны труда работников от "___" ________ 20___ г.

Председатель комиссии _________________________________
(Ф.И.О., подпись)

Дата
М.П.





Приложение 4
к Положению

ПРОТОКОЛ N
ЗАСЕДАНИЯ КОМИССИИ ПО ПРОВЕРКЕ ЗНАНИЙ ТРЕБОВАНИЙ
ОХРАНЫ ТРУДА У РУКОВОДИТЕЛЕЙ И СПЕЦИАЛИСТОВ

__________________________________________________________________
(полное наименование учреждения)
__________________________________________________________________

В соответствии с приказом (распоряжением) руководителя
учреждения от "___" _______ 200__ г. № ___ комиссия в составе:
председателя: ____________________________________________________
(Ф.И.О., должность)
членов ___________________________________________________________
(Ф.И.О., должность)
представителей <*>:
органов исполнительной власти г. Москвы
__________________________________________________________________
(Ф.И.О., должность)
органов местного самоуправления __________________________________
(Ф.И.О., должность)
Государственной инспекции труда в г. Москве ______________________
(Ф.И.О., должность)
выборного профсоюзного органа ____________________________________
(Ф.И.О., должность)
провела проверку знаний требований охраны труда работников _______
__________________________________________________________________
(наименование программы обучения по охране труда)
в объеме _________________________________________________________
(количество часов)

   ----T--------T-----------T-----------------T-----------------T---------------T---------------¬

¦№ ¦Ф.И.О. ¦Должность ¦Наименование ¦Результат ¦Причина ¦Подпись ¦
¦п/п¦ ¦ ¦подразделения ¦проверки ¦проверки ¦проверяемого ¦
¦ ¦ ¦ ¦(цех, участок, ¦знаний (сдал/ ¦знаний ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦отдел, ¦не сдал), ¦(очередная, ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦лаборатория, ¦№ выданного ¦внеочередная ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦мастерская и ¦удостоверения ¦и т.д.) ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦т.д.) ¦ ¦ ¦ ¦
+---+--------+-----------+-----------------+-----------------+---------------+---------------+
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
L---+--------+-----------+-----------------+-----------------+---------------+----------------


Председатель комиссии ____________________________________________

Члены комиссии ___________________________________________________
(Ф.И.О., подпись)

Представители <**>:
органов исполнительной власти г. Москвы __________________________
(Ф.И.О., подпись)

органов местного самоуправления __________________________________
(Ф.И.О., подпись)

Государственной инспекции труда
в г. Москве __________________________________
(Ф.И.О., подпись)

выборного профсоюзного органа ____________________________________
(Ф.И.О., подпись)

   --------------------------------

<*> Указываются, если участвуют в работе комиссии.
<**> Подписываются, если участвуют в работе комиссии.


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru