Законодательство
Москва


Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







<ПИСЬМО> УФНС РФ по г. Москве от 17.11.2005 № 09-24/85140
<О ПОРЯДКЕ ПРИМЕНЕНИЯ КОНТРОЛЬНО-КАССОВОЙ ТЕХНИКИ>

Официальная публикация в СМИ:
"Московский налоговый курьер", № 3, 2006
Соучредители - Управление ФНС России по г. Москве, АНО Редакция журнала "Российский налоговый курьер"
Издатель - ООО "Статус-Кво 97", тел. (495) 775-80-43, 783-74-09, E-mail: mnk01@sq97.ru, http: www.mosnk.ru
Подписной индекс газеты "Московский налоговый курьер" по каталогу "Роспечати": 35889
Издательская подписка - по тел. (495) 775-80-43 или на сайте www.mosnk.ru


--> примечание.
При применении следует учитывать, что документ не носит нормативный характер и является разъяснением по конкретному запросу.



Вопрос: Инспекция привлекла общество и его генерального директора (как должностное лицо) к административной ответственности по статье 15.1 КоАП РФ за неоприходование в кассу предприятия денежной наличности, полученной с применением ККТ при продаже товаров. Расхождение сумм полученной обществом выручки по данным фискального отчета и данным кассовой книги возникло в результате проведения операции возврата денежных сумм покупателю по неиспользованным (ошибочно пробитым) кассовым чекам. Возвраты денежных средств документально не подтверждены (общество представило акты о возврате денежных средств неустановленного образца). Правомерно ли привлечено общество и генеральный директор общества к административной ответственности за данное административное правонарушение?

Ответ:

УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ
ПО Г. МОСКВЕ

ПИСЬМО
от 17 ноября 2005 г. № 09-24/85140

В соответствии со статьей 7 Федерального закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" налоговые органы осуществляют контроль за полнотой учета выручки денежных средств в организациях и у индивидуальных предпринимателей.
Согласно Методическим рекомендациям по использованию данных учета выручки, полученных с применением контрольно-кассовых машин, утвержденным письмом ЦБ РФ от 18.08.93 № 51, проверка полноты оприходования в кассу предприятия наличных денежных средств, полученных с применением ККТ, производится путем сравнения выручки. А именно: отраженная в фискальном отчете ККТ сумма выручки, определенная по показаниям секционных счетчиков (регистров) ККТ на начало и конец рабочего дня и зафиксированная в книге кассира-операциониста, сравнивается с данными кассовой книги о фактически полученной сумме выручки по предприятию.
Решением Совета директоров ЦБ РФ от 22.09.93 № 40 утвержден Порядок ведения кассовых операций в РФ (далее - Порядок), который распространяется на все предприятия, объединения, организации и учреждения независимо от организационно-правовых форм и сферы деятельности.
Согласно статье 3 Порядка для осуществления расчетов наличными деньгами каждое предприятие должно иметь кассу и вести кассовую книгу по установленной форме.
Прием наличных денег предприятиями при осуществлении расчетов с населением производится с обязательным применением ККТ.
В соответствии с пунктом 13 Порядка наличные деньги принимаются кассами предприятий по приходным кассовым ордерам, подписанным главным бухгалтером или лицом, на это уполномоченным письменным распоряжением руководителя предприятия. О приеме денег выдается квитанция к приходному кассовому ордеру за подписью главного бухгалтера или лица, на это уполномоченного, и кассира, заверенная печатью (штампом) кассира или оттиском кассового аппарата.
В пунктах 22 и 24 Порядка определено, что все поступления и выдачи наличных денег предприятия учитываются в кассовой книге. Кассир делает запись в кассовую книгу сразу же после получения или выдачи денег по каждому ордеру или другому заменяющему его документу. Ежедневно в конце рабочего дня кассир подсчитывает итоги операций за день, выводит остаток денег в кассе на следующее число и передает в бухгалтерию в качестве отчета кассира второй отрывной лист (копию записей в кассовой книге за день) с приходными и расходными кассовыми документами под расписку в кассовой книге.
Письмом Минфина России от 30.08.93 № 104 утверждены Типовые правила эксплуатации контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением (далее - Типовые правила).
В соответствии с пунктом 4.2 Типовых правил чеки ККТ на приобретение товара действительны только в день их выдачи покупателю (клиенту). Кассир-операционист может выдавать деньги по возвращенным покупателями (клиентами) чекам только при наличии на чеке подписи директора (заведующего) или его заместителя и только по чеку, выданному в данной кассе.
На сумму возврата оформляется акт о возврате товара по форме № КМ-3. Акт составляется членами комиссии в одном экземпляре. Погашенные (первоначальные) чеки наклеиваются на лист бумаги и вместе с актом сдаются в бухгалтерию (где они должны храниться при текстовых документах за данное число). Суммы, выплаченные по возвращенным покупателям и неиспользованным кассовым чекам, записываются в книгу кассира-операциониста в графу 15 (по форме № КМ-4), и на итоговую сумму уменьшается сумма выручки за данный день.
Подобная операция проводится и в случае ошибки кассира-операциониста при вводе большей суммы и невозможности погашения чека в течение смены.
Возврат денег по истечении рабочего дня и закрытии выручки на операционной кассе осуществляется с главной кассы предприятия в установленном порядке.
При несоблюдении перечисленных выше требований к оформлению возврата денежных средств покупателям за возвращенный товар или сумм, ошибочно пробитых по ККТ кассиром-операционистом, организация из-за отсутствия оснований для уменьшения выручки фактически допускает неоприходование части выручки.
Пунктом 6.1 Типовых правил определено, что при закрытии предприятия кассир должен подготовить денежную выручку и платежные документы, составить кассовый отчет и сдать выручку вместе с кассовым отчетом по приходному ордеру старшему (главному) кассиру.
По показаниям секционных счетчиков (регистров) на начало и на конец дня определяется сумма выручки, которая должна соответствовать показаниям денежных суммирующих счетчиков и контрольной ленте. Она должна совпадать с суммой, сдаваемой кассиром-операционистом старшему кассиру с итоговым чеком ККТ. После снятия показания счетчиков (регистров) либо распечатки, определения и проверки фактической суммы выручки делается запись в книге кассира-операциониста и скрепляется подписями кассира и представителя администрации.
Как следует из представленных документов, общество в проверяемом периоде возвратило покупателям денежные средства на общую сумму 7466 руб. Представленные обществом 12 актов о возврате денежных средств на указанную сумму не соответствуют установленной форме № КМ-3, однако имеют все необходимые реквизиты для формы акта № КМ-3 и подписи должностных лиц. При этом к актам приложены первоначальные кассовые чеки. Указанные документы подтверждают факт правомерного уменьшения выручки на сумму возврата денежных средств покупателям.
Следовательно, отсутствует событие административного правонарушения, что в соответствии с пунктом 1 статьи 24.5 КоАП РФ является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
Таким образом, привлечение инспекцией к административной ответственности общества и его генерального директора за неоприходование в кассу денежной наличности в соответствии со статьей 15.1 КоАП РФ в данной ситуации неправомерно.

И.о. руководителя Управления
советник налоговой службы I ранга
Н.В. Синикова


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru