Законодательство
Москва


Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства Москвы от 25.08.2009 № 834-ПП
"О КОНЦЕПЦИИ ГОРОДСКОЙ МЕЖВЕДОМСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ "ДЕТИ УЛИЦ" НА 2010-2012 ГГ."

Официальная публикация в СМИ:
"Вестник Мэра и Правительства Москвы", № 50, 08.09.2009


   ------------------------------------------------------------------

--> примечание.
Начало действия документа - 08.09.2009.
   ------------------------------------------------------------------




ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 25 августа 2009 г. № 834-ПП

О КОНЦЕПЦИИ ГОРОДСКОЙ МЕЖВЕДОМСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ
"ДЕТИ УЛИЦ" НА 2010-2012 ГГ."

В целях организации мер дополнительной поддержки детей города Москвы, создания благоприятных условий развития семейных форм воспитания, внедрения механизмов восстановительного правосудия и примирительных процедур, формирования территориальной системы профилактической деятельности по защите прав несовершеннолетних Правительство Москвы постановляет:
1. Одобрить Концепцию Городской межведомственной программы "Дети улиц" на 2010-2012 гг." (приложение).
2. Возложить функции заказчика-координатора Городской межведомственной программы "Дети улиц" на 2010-2012 гг." (далее - Программа) на Департамент семейной и молодежной политики города Москвы.
3. Департаменту образования города Москвы, Департаменту здравоохранения города Москвы, Департаменту социальной защиты населения города Москвы, Департаменту физической культуры и спорта города Москвы, Департаменту культуры города Москвы, префектурам административных округов города Москвы во взаимодействии с органами местного самоуправления внутригородских муниципальных образований в городе Москве, а также государственными, общественными, иными некоммерческими организациями города Москвы принять участие в формировании Программы.
4. Просить ГУВД по г. Москве, Управление Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков по городу Москве, Управление Федеральной службы исполнения наказаний по г. Москве принять участие в формировании Программы.
5. Департаменту семейной и молодежной политики города Москвы разработать и в IV квартале 2009 г. представить Программу на утверждение Правительства Москвы.
6. Установить, что реализация Программы будет осуществляться ответственными департаментами и подведомственными им учреждениями в рамках выполнения функций в соответствии с положениями и уставами в пределах лимитов бюджетных обязательств, выделенных на их содержание и утвержденных законом о бюджете города Москвы на соответствующий финансовый год.
7. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на первого заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы Швецову Л.И.

Мэр Москвы
Ю.М. Лужков





Приложение
к постановлению Правительства
Москвы
от 25 августа 2009 г. № 834-ПП

КОНЦЕПЦИЯ
ГОРОДСКОЙ МЕЖВЕДОМСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ "ДЕТИ УЛИЦ"
НА 2010-2012 ГГ."

I. Обоснование соответствия решаемой проблемы и целей
Городской межведомственной программы "Дети улиц"
на 2010-2012 гг. (далее - Программа) приоритетным задачам
социально-экономического развития города Москвы

Одним из приоритетных направлений государственной политики в Российской Федерации является улучшение положения детей в таких направлениях, как охрана и укрепление здоровья детей и подростков, профилактика социального неблагополучия семей с детьми, повышение эффективности государственной системы поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации или социально опасном положении, создание условий для активного включения детей в социально-экономическую, культурную жизнь общества.
Улучшение положения детей в обществе, их надлежащая защита, создание благоприятных условий для их жизнедеятельности, обучения, воспитания и развития являются важнейшими факторами, определяющими устойчивое и гармоничное развитие города.
Изменение подходов в области социальной профилактики детского и семейного неблагополучия отражается в принятии различных программ, реализуемых как на уровне страны в целом, так и в рамках развития города Москвы.
Программа "Дети России" на 2007-2010 годы призвана обеспечить комплексный подход к созданию благоприятных условий для улучшения жизнедеятельности и здоровья детей, к решению проблем неблагополучия семей с детьми. Основной ее приоритет - ориентированность как на поддержку и развитие детей, так и на профилактику семейного неблагополучия и поддержку семей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, применение современных технологий и инноваций при решении данных проблем.
Создать условия, в которых Москва является городом, доброжелательным к детям, предполагает стратегия "Московские дети" на 2008-2017 гг. В данном документе Правительство Москвы провозглашает принцип приоритетной адресной поддержки всех категорий социально незащищенных детей, обеспечение реального равенства прав и возможностей для всех маленьких жителей города, что является наиболее надежным путем снижения социальной напряженности, сокращения разрыва между реальным качеством жизни наиболее богатых и самых бедных семей. С учетом стратегии Правительства Москвы по реализации государственной политики в интересах детей "Московские дети" на 2008-2017 годы разработан Комплекс мер по преодолению социального сиротства в городе Москве на 2009-2011 гг., что, в свою очередь, является продолжением мероприятий, направленных на поддержку и реабилитацию социально незащищенных слоев населения.
При формировании городской политики в области защиты прав детей на ближайшие годы главным приоритетом деятельности органов исполнительной власти должна стать именно профилактическая работа по предупреждению детского и семейного неблагополучия.
Активная деятельность органов исполнительной власти города Москвы в последние несколько лет в области социальной политики в отношении семей, нуждающихся в помощи государства, и защиты детства привела к некоторой стабилизации ситуации в сфере детского и семейного неблагополучия. Однако в последнее время в условиях экономического кризиса наблюдается обострение как криминогенной ситуации в стране в целом, так и увеличение проблем несовершеннолетних, в том числе наблюдается возрастание детской преступности, асоциального поведения. Все это требует изменения структуры профилактики детского и семейного неблагополучия, развития социальной инфраструктуры каждого района, округа и города в целом, принятия и введения новых законов и программ адресной помощи детям и семьям с детьми, оказавшимся в социально опасном положении.
За прошедшие десять лет построен базис системы профилактики детского и семейного неблагополучия через комплекс учреждений системы государственных, общественных, иных некоммерческих организаций города Москвы, которые стали центром разработки и реализации новых форм и методов профилактической работы с молодежью, координаторами взаимодействия учреждений и служб системы профилактики округов города.
Новые направления в политике Правительства Москвы в отношении детей требуют смещения акцента в профилактической работе. В дальнейшем предстоит сосредоточить усилия на развитии территориальной системы профилактической деятельности по защите прав несовершеннолетних. В ее рамках предполагается проведение мониторинга насыщенности районов города учреждениями системы профилактики и на его основе создание недостающих звеньев, в том числе отделений (кабинетов) межрайонных центров "Дети улиц". Такой подход к развитию сети учреждений и центров профилактической работы позволит более эффективно решать одну из приоритетных задач социально-экономического развития города Москвы - оказание адресной поддержки и помощи несовершеннолетним и семьям, попавшим в трудную жизненную ситуацию.
Создание территориальной системы профилактической деятельности по защите прав несовершеннолетних ориентировано прежде всего на следующих лиц:
- несовершеннолетние, проживающие в социально неблагополучных семьях и испытывающие потребность в оказании социально-педагогической, правовой и иной поддержки;
- несовершеннолетние, состоящие на учете в комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, подразделениях по делам несовершеннолетних органов внутренних дел;
- несовершеннолетние и семьи, имеющие детей, состоящих на внутришкольном учете;
- несовершеннолетние, отбывающие наказания, не связанные с лишением свободы, состоящие на учете в уголовно-исполнительной инспекции.
Важным является развитие системы ювенальных технологий в городе Москве. В ее рамках осуществляются программы, проекты и мероприятия социального, педагогического, юридического, психологического и медицинского характера, направленные на профилактику противоправного поведения и реабилитацию несовершеннолетнего.
В целях профилактики межнациональной розни Программа будет предусматривать блок по работе с несовершеннолетними в сфере межнациональных и межконфессиональных отношений, по их социализации в инфраструктуре мегаполиса.
Разработка и реализация настоящей Программы в целом призваны оптимизировать профилактическую работу с несовершеннолетними и семьями, попавшими в трудную жизненную ситуацию.

II. Обоснование целесообразности решения проблемы
программно-целевым методом

Целесообразность решения проблемы организации комплексной профилактической работы с несовершеннолетними группы риска и их семьями в городе Москве программно-целевым методом обусловлена тем, что комплексные программы позволяют обеспечить сочетание научного подхода к планированию и организации процесса профилактики с рациональным расходованием финансовых средств.
Принимая во внимание имеющийся международный опыт в области преодоления социального сиротства в таких странах, как Великобритания, Соединенные Штаты Америки, считается, что лучше всего заботиться о детях могут только их родители. Поэтому в предлагаемой Концепции Программы акцент сделан на необходимость оказания помощи и поддержки со стороны государства и гражданского общества семьям, попавшим в трудную жизненную ситуацию, для обеспечения их бесплатного доступа к широкому кругу специалистов в целях воспитания детей в домашних условиях.
Так, например, в Великобритании местными властями оказываются социальные услуги и предлагается помощь тем семьям, где требования к воспитанию детей превышают имеющиеся в семье ресурсы. Контакт с семьей может включать индивидуальную работу (поддержка и консультирование), советы по получению пособий и по управлению финансами.
В Соединенных Штатах Америки существуют направленные на профилактику негативных последствий в детско-подростковой среде программы с упором на окружение по месту жительства в большей степени, чем на индивидуальный подход или школьную среду. Основным ресурсом реализации такого рода программ является мобилизация общественности.
В Российской Федерации также имеется положительный опыт реализации программно-целевого подхода к системе профилактики в таких регионах, как Республика Башкортостан, Красноярский, Пермский края, Томская, Новгородская, Нижегородская, Волгоградская, Вологодская области, Санкт-Петербург, и других. Так, например, в Пермском крае ведется активная работа по сопровождению несовершеннолетних, попавших в трудную жизненную ситуацию, не только до совершеннолетия, а до 23 лет. В Архангельской области муниципальными учреждениями осуществляется организационно-методическая, коррекционно-развивающая и рекламно-просветительская профилактическая работа с конкретной семьей. В Санкт-Петербурге профилактическая деятельность осуществляется государственным учреждением "Городской центр профилактики безнадзорности и наркозависимости несовершеннолетних "Контакт" с привлечением общественных организаций.
В Пензенской области принята муниципальная программа по выявлению, лечению и реабилитации лиц, злоупотребляющих алкоголем, созданы муниципальные межведомственные комиссии по работе с проблемными семьями, осуществляется мониторинг эффективности работы, действуют советы общественности по профилактике правонарушений. В 2007 году в Пензенской области возрожден "институт наставничества". Почти за всеми подростками, состоящими на учете в милиции, закреплены шефы-наставники, которые ведут постоянную профилактическую работу со своими подопечными. В Тюменской области сформирован информационный ресурс "Электронный паспорт семьи", представляющий собой базу данных о семьях, а также сформирован и успешно функционирует в межведомственном взаимодействии "Банк данных семей и несовершеннолетних группы особого внимания". В Тюменской области также введен институт "наставничества", основными задачами которого являются оказание личностно-ориентированной педагогической, психологической и социальной помощи несовершеннолетним, находящимся в трудной жизненной ситуации, а также просветительская работа с родителями.
В ходе реализации комплексных программ координируется взаимодействие различных отраслей социальной сферы, оптимизируется использование бюджетных средств. В условиях такой программы возможно направить имеющиеся ресурсы на решение стратегически значимых направлений и ликвидацию наиболее болезненных социальных явлений в жизни города. Эффективность решения организации профилактической работы с несовершеннолетними и семьями, попавшими в трудную жизненную ситуацию, программно-целевым методом проявилась в ходе реализации предыдущих городских программ (программа профилактики безнадзорности, преступности, алкоголизма, наркомании и СПИДа среди несовершеннолетних: "Дети улиц" на 1997 год, "Молодежь Москвы" (2007-2009 гг.). В рамках реализации данных программ активно осуществлялась волонтерская деятельность по выявлению беспризорных и безнадзорных несовершеннолетних, проводилась просветительская, консультационная и коррекционная работа по предупреждению алкоголизма, наркомании, табакокурения среди несовершеннолетних и молодежи, велась пропаганда здорового образа жизни и социально приемлемого поведения, осуществлялась организация досуга и отдыха несовершеннолетних и молодежи, разрабатывалась научно-методическая документация по проблемам профилактики асоциального поведения и работы с несовершеннолетними, осуществлялась всесторонняя социальная поддержка молодого населения города Москвы.
В 2008 году были подведены итоги работы государственных учреждений системы Департамента семейной и молодежной политики города Москвы Городского и межрайонных центров по профилактике преступности, алкоголизма, наркомании и СПИДа среди несовершеннолетних "Дети улиц".
За прошедший период времени начиная с 1997 года выстроена основа профилактической работы во взаимодействии со всеми учреждениями и организациями. По данным статистики, в конце 2007 года численность населения в городе Москве составила более 10,2 млн. человек. По данным префектур административных округов, в городе Москве проживает около 2 млн. несовершеннолетних жителей. Всего в городе существует 125 внутригородских муниципальных образований, в рамках каждого из них существуют различия, в том числе в наличии определенной социальной инфраструктуры, контингента проживающего населения, уровня жизни и др.
На сегодняшний день в городе работают 11 центров "Дети улиц", 14 социальных приютов, 25 центров социальной помощи семье и детям. Практически в каждом районе города действуют психолого-медико-социальные центры системы образования, отделения помощи семье и детям в центрах социального обслуживания населения.
За десятилетний период уличной социальной работой охвачено более 5 тысяч беспризорных и 15 тысяч безнадзорных несовершеннолетних, которым была оказана адресная индивидуальная помощь. Количество "уличных" детей по сравнению с 1997 годом сократилось на 70% (с 50 тыс. в 1997 г. до 15 тыс. в 2008 г.). В целом можно говорить о решении проблемы детской беспризорности в городе Москве. Перед органами социальной сферы города встает другая задача по организации профилактической работы с безнадзорными несовершеннолетними. Причем безнадзорность несовершеннолетних выражена как явно, когда дети практически все время проводят на улице, так и имеет скрытые формы, когда ребенок по формальному признаку имеет семью, условия для проживания и обучения, но со стороны родителей контроль за их поведением отсутствует.
В 2008 году с выявленными безнадзорными и беспризорными подростками и их родителями центрами "Дети улиц" было проведено более 16 тысяч профилактических консультаций, из них первичных - 6,3 тыс., повторных - 8,5 тыс., с несовершеннолетними - 8,5 тыс., с родителями - 2,4 тыс.
Из выявленной категории подростков в медицинские учреждения в 2008 году было направлено более 1 тыс. несовершеннолетних, в учебные заведения помещено 100 чел.
Специалистами центров "Дети улиц" оказана помощь в трудоустройстве более 250 несовершеннолетних, из них на период школьных каникул - порядка 200 человек.
Принимались меры по организации летнего отдыха данной категории подростков. Направлено в профилактический лагерь более 2000 несовершеннолетних, попавших в трудную жизненную ситуацию.
Иными формами профилактической работы было охвачено порядка 2,6 тысячи человек.
Активно проводилась профилактическая работа с подростками, состоящими на учете в комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав, всего около 9,0 тыс. несовершеннолетних, из них на внутришкольном учете - около 3,0 тыс. человек.
К профилактическим мероприятиям привлечено около 500 волонтеров.
На постоянном сопровождении в межрайонных центрах "Дети улиц" состоит около 4 тысяч несовершеннолетних и 2 тысяч семей, попавших в трудную жизненную ситуацию.
Всего в течение года проведено около 5 тысяч предупредительно-профилактических мероприятий совместно с другими учреждениями и организациями системы профилактики.
Вместе с тем, по данным Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по г. Москве, за 6 месяцев 2009 г. в межрайонных уголовно-исполнительных инспекциях УФСИН России по г. Москве было поставлено на учет вновь 177 несовершеннолетних (2,8% от общего количества лиц, взятых на учет), прошло по учетам 569 несовершеннолетних. В сравнении с аналогичным периодом прошлого года отмечается ухудшение криминогенного состава несовершеннолетних правонарушителей, состоящих на учете в уголовно-исполнительных инспекциях города Москвы. По итогам 6 месяцев 2009 года 23,4%, или 133 подучетных, осуждены за тяжкие и особо тяжкие преступления: убийство, нанесение тяжких телесных повреждений, разбойные нападения, грабежи (АППГ - 19,5%). Увеличивается количество несовершеннолетних, которым судом назначается обязанность пройти курс лечения от алкоголизма и наркомании.
Как показывает анализ, практически треть несовершеннолетних, состоящих на учете в уголовно-исполнительных инспекциях города Москвы, проживает в неполных или неблагополучных семьях. У многих подростков наблюдаются отклонения в психическом здоровье. Более 75% подростков употребляют или ранее употребляли алкогольные напитки и наркотические средства. Более 50% подростков совершили преступления в состоянии алкогольного опьянения. В основном преступления в несовершеннолетнем возрасте совершают юноши - 90,6%, количество девушек, совершивших преступление, от общего числа составляет соответственно 9,4%.
По результатам исследований, проведенных психологами межрайонных уголовно-исполнительных инспекций, факторами, влияющими на социально-психологическое неблагополучие подростков, являются:
- злоупотребление родителями спиртными напитками;
- воспитание в неполных семьях, в которых дети испытывают недостаток опеки и контроля;
- воспитание в социально неблагополучных семьях, в которых часто возникают конфликты;
- низкий морально-нравственный и культурный уровень развития родителей;
- неблагоприятные жилищно-бытовые условия, в которых подростку не созданы условия для развития;
- отсутствие необходимых социальных навыков у несовершеннолетнего, негативное влияние близкого окружения подростка;
- социально-педагогическая запущенность подростка, отставание от сверстников;
- склонность к употреблению алкоголя, наркотиков и других психоактивных веществ. Проявление различных видов психических зависимостей;
- наличие признаков виктимного поведения. Невозможность усвоения морально-этических норм, различные формы нарушения поведения. Частые уходы из дома, которые служат стремлению избежать наказаний или трудностей.
В новых условиях рыночных отношений, укрепления государственности, развития общественных связей, демократизации общества, принимая во внимание сложившуюся экономическую и социальную ситуацию, необходимы новый подход и модернизация существующей системы профилактики в городе Москве. Программа должна стать механизмом единой поддержки, управления и координации работы всех учреждений и ведомств в сфере профилактики, привлечения к участию частного и общественного сектора.
Нормативные правовые и научно-методические основания разработки и реализации Программы содержатся в следующих документах:
- Конвенция о правах ребенка от 20 ноября 1989 года (ратифицирована постановлением Верховного Совета СССР от 13 июня 1990 г. № 1559-1);
- Программа действий ЮНИСЕФ "Создание городов, доброжелательных к детям";
- Федеральная целевая программа "Дети России" на 2007-2010 годы (утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2007 г. № 172);
- Федеральный закон от 30 июня 2007 г. № 120-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу о гражданах с ограниченными возможностями здоровья";
- Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации";
- Федеральный закон от 28 апреля 2009 г. № 71-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации";
- Законы города Москвы от 28 февраля 2007 г. № 6 "О профилактике наркомании и незаконного потребления наркотических средств, психотропных веществ в городе Москве"; от 7 апреля 1999 г. № 16 "О профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в городе Москве"; от 25 октября 2006 г. № 53 "О наделении органов местного самоуправления внутригородских муниципальных образований в городе Москве отдельными полномочиями города Москвы в сфере организации досуговой, социально-воспитательной, физкультурно-оздоровительной и спортивной работы с населением по месту жительства"; от 13 апреля 2005 г. № 12 "Об организации деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав"; от 28 сентября 2005 г. № 47 "О наделении органов местного самоуправления внутригородских муниципальных образований в городе Москве полномочиями города Москвы по образованию и организации деятельности районных комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав"; от 26 декабря 2007 г. № 51 "О наделении органов местного самоуправления внутригородских муниципальных образований в городе Москве отдельными полномочиями города Москвы в сфере опеки и попечительства"; от 19 марта 2008 года № 14 "О единой системе профилактики правонарушений в городе Москве".
Документы Правительства Москвы, в том числе городские целевые программы:
- постановление Правительства Москвы от 25 марта 2008 г. № 195-ПП "О Стратегии Правительства Москвы по реализации государственной политики в интересах детей "Московские дети" на 2008-2017 гг.";
- постановление Правительства Москвы от 18 ноября 2008 г. № 1061-ПП "О Комплексе мер по преодолению социального сиротства в городе Москве на 2009-2011 гг.";
- постановление Правительства Москвы от 31 октября 2006 г. № 864-ПП "О мерах по реализации Закона города Москвы от 25 октября 2006 г. № 53 "О наделении органов местного самоуправления внутригородских муниципальных образований в городе Москве отдельными полномочиями города Москвы в сфере организации досуговой, социально-воспитательной, физкультурно-оздоровительной и спортивной работы с населением по месту жительства";
- постановление Правительства Москвы от 31 июля 2007 г. № 611-ПП "О ходе выполнения постановления Правительства Москвы от 31 октября 2006 г. № 864-ПП и дальнейшем взаимодействии органов государственной власти города Москвы с органами местного самоуправления";
- Городская целевая программа "Молодежь Москвы" (2007-2009 гг.), утвержденная постановлением Правительства Москвы от 11 сентября 2007 г. № 778-ПП;
- Комплексная городская целевая программа профилактики правонарушений, борьбы с преступностью и обеспечения безопасности граждан в городе Москве на 2006-2010 годы, утвержденная постановлением Правительства Москвы от 31 января 2006 г. № 60-ПП;
- Концепция развития взаимодействия органов исполнительной власти города Москвы с общественными и иными некоммерческими организациями на 2006-2010 гг., утвержденная постановлением Правительства Москвы от 25 июля 2006 г. № 564-ПП;
- Городская комплексная программа "Спорт Москвы-2" (2007-2009 гг.), утвержденная распоряжением Правительства Москвы от 20 октября 2006 г. № 2147-РП;
- Комплекс мероприятий по государственной поддержке развития детского общественного движения в городе Москве на 2008-2010 гг., утвержденный постановлением Правительства Москвы от 25 сентября 2007 г. № 840-ПП;
- План мероприятий по профилактике детской беспризорности, безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних на 2008-2010 годы, утвержденный постановлением Правительства Москвы от 12 августа 2008 г. № 728-ПП.
Накопленный опыт использования программно-целевого метода для осуществления мер по проблемам детей подтверждает целесообразность и необходимость продолжения работы по улучшению положения детей в рамках данной Программы.
Принятие данной Программы позволит создать условия для профилактики семейного неблагополучия и асоциального поведения несовершеннолетних, разработать и реализовать комплекс мероприятий, связанных по конкретным целям, ресурсам, срокам выполнения и исполнителям.
При формировании Программы предполагается применение системного подхода, характеризующегося необходимостью учета следующих принципов:
- обязательность достижения согласованности мероприятий Программы по ресурсам, исполнителям, источникам финансирования, а также по срокам их выполнения;
- обеспечение согласованности целей и задач Программы с требованиями федеральных законов и законов города Москвы, программой социально-экономического развития Российской Федерации и города Москвы;
- концентрация ресурсов на выполнение приоритетных мероприятий по созданию территориальной системы профилактической деятельности по защите прав несовершеннолетних, состоящих на внутришкольном учете, учете в комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав и подразделениях по делам несовершеннолетних органов внутренних дел, испытывающих трудности социализации, имеющих ограниченные возможности, проживающих в социально неблагополучных семьях и испытывающих потребность в оказании социально-педагогической, правовой и иной поддержки; несовершеннолетних, отбывающих наказания, не связанные с лишением свободы, и состоящих на учете в уголовно-исполнительной инспекции;
- обеспечение необходимой координации деятельности федеральных и региональных органов государственной власти, местного самоуправления, общественных организаций города Москвы при выполнении Программы;
- использование отечественного и зарубежного научного потенциала и имеющегося опыта организации профилактической работы с несовершеннолетними и семьями, попавшими в трудную жизненную ситуацию.

III. Характеристика и прогноз развития сложившейся
проблемной ситуации без использования
программно-целевого метода

Непрограммный вариант не позволит обеспечить комплексное решение организационных, методологических, программно-технологических вопросов создания единой системы тесного взаимодействия всех участников системы профилактики с достижением результата на конечном этапе.
Существующая на сегодня система учреждений профилактики не отвечает потребностям несовершеннолетних и семей, попавших в трудную жизненную ситуацию, растущему спросу на передовые технологии, при этом предлагаемые отдельные научные достижения в социальной сфере не находят применения ввиду несбалансированности данной системы.
Вероятными последствиями отказа от использования программно-целевого метода при решении вопросов безнадзорности и беспризорности, педагогической и социальной запущенности несовершеннолетних могут стать разрозненные малоэффективные усилия городских органов исполнительной власти по снижению проблемности ситуации, уменьшение их ответственности, несистемное решение стоящих перед городом задач в этой области, увеличение числа дезадаптированных и склонных к асоциальному поведению детей.
А как следствие - малоэффективное использование бюджетных средств, незначительное привлечение средств внебюджетных источников. Замедление развития системы раннего выявления и профилактики безнадзорности и беспризорности неминуемо приведет к росту количества таких детей как среди жителей города Москвы, так и среди мигрантов, увеличению числа правонарушений среди несовершеннолетних. Так, как известно, основными причинами невысокой эффективности профилактики семейного и детского неблагополучия является его позднее выявление.

IV. Возможные варианты решения проблемы, оценка преимуществ
и рисков, возникающих при различных вариантах
решения проблемы

Практикой последних лет подтверждено, что в настоящий момент наиболее эффективным инструментом организации процессов в социальной сфере является межведомственная программа. Такой подход позволяет использовать, во-первых, в контексте Программы возможности для краткосрочного (ежегодного) планирования работы, а во-вторых, обеспечивает более длительное прогнозирование деятельности с учетом Стратегии Правительства Москвы по реализации государственной политики в интересах детей "Московские дети" на 2008-2017 гг.
Преимущество данного подхода заключается в возможности разработки максимального количества инновационных технологий уже в ближайшей перспективе при использовании необходимой бюджетной поддержки. Что позволит обеспечить концентрацию бюджетных средств на ограниченном количестве наиболее важных направлений деятельности и целевых групп, в каждом из которых средства бюджета города Москвы направляются на реализацию важнейших индивидуально-реабилитационных программ и проектов, существенно влияющих на достижение поставленных целей. Эффективность Программы оценивается в случае обеспечения правильно направленной помощи подросткам и молодежи из групп повышенного риска.
Можно выделить следующие основные преимущества данного варианта решения проблемы:
- возможность полного контроля городом всех структур системы профилактики;
- наличие четких и измеримых результатов оценки реализации программных мероприятий и услуг;
- повышение эффективности реализуемых мероприятий и услуг и расширение их спектра за счет скоординированной реализации Программы учреждениями системы профилактики;
- отсутствие дублирования вложения бюджетных средств в те или иные реализуемые разными ведомствами мероприятия;
- консолидация объемов финансовых ресурсов на определенных приоритетных направлениях и, как следствие, более рациональное использование бюджетных средств с возможностью изменения отдельных компонентов Программы.
Основные риски данного варианта связаны с необходимостью администрирования процесса реализации Программы, а также соблюдения графика финансирования программных мероприятий.
В процессе реализации Программы возможны затруднения в достижении поставленных целей в связи со следующими рисками:
- дефицит квалифицированных кадров;
- замедление экономического роста в стране в целом и в Москве в частности, а также рост инфляции, существенно выходящий за пределы прогнозных оценок.
Отказ от межведомственной программы как метода управления создает неоправданно высокий риск потери управляемости на направлениях реабилитационной работы с подростками и молодежью. Риски, связанные с решением задач непрограммным методом, определяются:
- вероятностью слабой координации действий различных субъектов системы профилактики, что приводит к неоправданному расходованию бюджетных средств на формирование идентичных показателей в рамках каждого ведомства;
- формированием дублирующей статистической информации;
- отсутствием процедур сопровождения индивидуального случая от момента раннего вмешательства до конечного результата профилактических и реабилитационных усилий;
- невозможностью обеспечить комплексное решение проблем несовершеннолетних и семей, находящихся в трудной жизненной ситуации, с учетом конечного результата - положительных изменений в судьбе конкретного человека.

V. Ориентировочные сроки и этапы решения проблемы
программно-целевым методом

Начало реализации Программы - 2010 год, окончание реализации Программы - 2012 год.
Реализация Программы будет осуществляется в соответствии с ежегодными планами в два этапа. План рассматривается на заседании коллегии Департамента семейной и молодежной политики города Москвы.
Первый начальный этап (2010-2011 гг.) предусматривает:
- инвентаризацию и систематизацию имеющихся ресурсов;
- создание совокупности индивидуально ориентированных программ первичной профилактики, раннего вмешательства и реабилитационных программ;
- привлечение в сферу профилактики дополнительного ресурса общественных и некоммерческих организаций для участия в реализации приоритетных направлений на основе научных и методических разработок путем формирования государственного и муниципального социального заказа;
- развитие волонтерского движения, формирование института наставничества;
- привлечение дополнительных источников финансирования.
Второй этап (2011-2012 гг.) предусматривает:
- формирование механизмов устойчивого развития эффективной инновационной системы профилактики;
- реализацию прорывных направлений научно-методического развития, таких как изменение способа организации доступа к получению услуг профилактического характера;
- мониторинг качества, эффективности и полноты реализации Программы;
- внедрение ювенальных технологий;
- рост социального эффекта через изменение мотивации несовершеннолетних и их семей, попавших в трудную жизненную ситуацию, от "иждивенчества" к "партнерству".
В ходе реализации Программы будут осуществляться мониторинг реализации этапов, целей и задач, промежуточная и итоговая оценка эффективности проводимых мероприятий, что отразится в публичной оценке реализации Программы с привлечением независимых общественных экспертов. С учетом социально-экономической ситуации в стране, а также по итогам экспертиз возможны изменения в системе планирования мероприятий Программы.

VI. Предложения по целям и задачам Программы, основным
целевым индикаторам и показателям, позволяющим оценивать
ход реализации Программы по годам

Целями Программы являются:
I. Создание территориальной системы "шаговой доступности" профилактической деятельности по защите прав несовершеннолетних при системообразующей роли Департамента семейной и молодежной политики города Москвы во взаимодействии с государственными, муниципальными учреждениями, общественными, некоммерческими организациями города Москвы, занимающимися проблемами профилактики семейного неблагополучия и асоциального поведения несовершеннолетних на уровне города, округа, района.
II. Развитие ювенальных технологий в городе Москве.
III. Формирование блока инновационных профилактических программ для подростков и молодежи, рассчитанных на работу в малых группах, в том числе с ориентацией на:
- профилактику алкоголизма, наркомании, табакокурения среди несовершеннолетних;
- организацию трудовой занятости несовершеннолетних, предполагающей осуществление профориентационной работы, выработку мер по стимулированию как самих несовершеннолетних, так и потенциальных работодателей, включая привлечение к сотрудничеству молодежных студенческих и иных трудовых отрядов, проведение профессионально-трудовых лагерей;
- оказание безработным гражданам в возрасте от 16 до 18 лет, не имеющим профессии, в приоритетном порядке услуг по профессиональному обучению по направлению органов службы занятости;
- организацию работы по информированию подростков и их родителей об основах трудового законодательства для несовершеннолетних, возможности трудоустройства, профессионального обучения, участия в молодежных программах социально-трудовой адаптации;
- содействие трудоустройству молодежи в возрасте от 14 до 18 лет в рамках мероприятий программы "Организация временного трудоустройства несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет";
- содействие трудоустройству безработных граждан в возрасте от 16 до 18 лет в рамках программ "Организация общественных работ" и "Организация временного трудоустройства безработных граждан, испытывающих трудности в поиске работы";
- организацию и проведение специализированных молодежных ярмарок вакансий;
- вовлечение несовершеннолетних группы риска в виды деятельности, ведущие к формированию здорового образа жизни, т.е. стимулирование занятий физической культурой и спортом, в особенности экстремальными и популярными в молодежной среде видами спорта, туристической, краеведческой деятельностями, развитие форм кружковой работы с привлечением досуговых учреждений.
IV. Формирование государственного социального заказа на работу с конкретной семьей с целью ее сохранения, в том числе с использованием потенциала общественного сектора.
V. Создание условий для социализации несовершеннолетних мигрантов в рамках мегаполиса в сотрудничестве с национальными диаспорами города Москвы.
VI. Развитие системы информационно-консультативных услуг в сфере социальной профилактики всех видов зависимостей, в том числе наркомании, алкоголизма, табакокурения, лудомании, во взаимодействии с федеральной службой по контролю за оборотом наркотических средств, медицинскими лечебными и реабилитационными учреждениями. Широкое привлечение средств массовой информации к освещению данных проблем, проблем детского и семейного неблагополучия, социального сиротства, защиты прав детей. Стимулирование деятельности средств массовой информации по разработке тем, связанных с данными проблемами. Формирование негативного отношения общества к различного рода зависимостям, информирование населения о проводимой работе органами государственной власти города Москвы, в том числе с использованием Интернет-ресурсов, по созданию благоприятных условий развития семейных форм воспитания.
VII. Для достижения намеченных целей необходимо решить следующие задачи:
1. Организация социальной среды, благоприятной для развития личности несовершеннолетних, включающей информационно-просветительскую и пропагандистскую деятельность с несовершеннолетними, их родителями и социальным окружением с привлечением средств массовой информации, Интернет-ресурсов, муниципальных органов самоуправления. Создание механизма формирования общественного мнения, толерантного к проблемам несовершеннолетних группы риска и активной жизненной позиции относительно их ресоциализации. Создание механизма реализации модели социального сопровождения по месту жительства несовершеннолетнего, склонного к асоциальному поведению и совершению правонарушений.
2. Четкое разграничение полномочий и функций учреждений системы профилактики с учетом групп несовершеннолетних и семей, находящихся в социально опасном положении, в контексте отклоняющегося поведения, а именно группы риска по повторным преступлениям, агрессивному поведению, бродяжничеству, родительской бесконтрольности, по возрастным категориям, семейному насилию, риску употребления психоактивных веществ, алкоголизма, табакокурения и других.
3. Развитие социального патрулирования и диагностики детско-подростковой социальной среды, осуществление ранней социальной диагностики и вмешательства в ситуацию детского и семейного неблагополучия во взаимодействии государственных, муниципальных, медицинских, образовательных, общественных и национально-религиозных организаций.
4. Создание социально-экономических механизмов мотивации граждан к участию в волонтерском движении, участию в наставнической работе с несовершеннолетними группы риска.
5. Создание комплексной межведомственной информационной базы данных несовершеннолетних и семей, находящихся в социально опасном положении. Организация системы статистического учета и анализа результатов деятельности центров и учреждений, занимающихся профилактикой детского неблагополучия, с прогнозированием развития и планированием работы подразделений. Организация взаимодействия в области обмена информацией со всеми организациями, занимающимися проблемами детского и семейного неблагополучия.
6. Модернизация сложившейся системы повышения квалификации, переподготовки и аттестации специалистов, занимающихся проблемами несовершеннолетних, создание кадрового резерва.
7. Разработка и внедрение новых программ и технологий по проблемам работы с несовершеннолетними и семьями, находящимися в социально опасном положении, на основе использования научных методических разработок в области образования, социального воспитания, наркоконфликтологии, специальной педагогики и психологии, ювенальных технологий.
8. Развитие реабилитационной службы "социальная гостиница" для удовлетворения неотложных потребностей несовершеннолетних и семей, оказавшихся в экстремальной жизненной ситуации.
9. Включение в деятельность субъектов профилактики, в том числе общественных организаций, механизмов восстановительного правосудия и примирительных процедур.
10. Разработка системы критериев (в том числе с точки зрения материальных и нематериальных затрат, прямых и опосредованных, краткосрочных, среднесрочных и долгосрочных результатов) оценки промежуточных и конечных результатов, показателей эффективности деятельности и качества профилактических услуг учреждений системы профилактики. Разработка показателей индивидуальной оценки факторов риска в поведении несовершеннолетних.
11. Создание юридических консультационных центров анонимной правовой помощи несовершеннолетним и их семьям.
12. Проведение профилактических мероприятий с неформальными молодежными объединениями, в том числе с целью предупреждения массовых деструктивных проявлений с их стороны.
13. Проведение мониторинга с целью определения представителей этнических групп на территории районов в процентном соотношении для дальнейшего создания механизма их социализации в обществе.
14. Включение детей и подростков-мигрантов в социально активную деятельность на территории конкретного района.
15. Развитие службы ювенальных социальных работников.
16. Апробация на базе действующих учреждений системы профилактики новых технологий, разработанных научно-исследовательскими учреждениями и организациями, направленных на решение проблем профилактики детского и семейного неблагополучия.
17. Формирование государственного заказа на подготовку специалистов в области ювенологии.
18. Разработка новых программ, а также изучение эффективности воздействия на подростково-молодежную среду имеющихся методик профилактики наркомании, алкоголизма, табакокурения в целях определения единого стандарта антизависимого воздействия на несовершеннолетних.
19. Внедрение культурологических основ социального воспитания детей, подростков и молодежи через систему профилактической работы с привлечением органов местного самоуправления, национальных диаспор, религиозных конфессий, общественных организаций и институтов гражданского общества.
20. Разработка системы критериев оценки неблагополучия семьи и проведение на ее основе мониторинга.
21. Изучение общественного мнения путем проведения социологических исследований и опросов населения с целью повышения результативности деятельности по профилактике семейного неблагополучия и отклоняющегося поведения несовершеннолетних.
Как оценка конечных и промежуточных результатов выполнения Программы, так и оценка эффективности реализации ее конкретных мероприятий невозможны без разработки системы показателей, позволяющих объективно оценивать состояние работ по Программе. Основные целевые показатели, позволяющие оценивать ход реализации Городской межведомственной программы "Дети улиц" на 2010-2012 гг., представлены в приложении 1.

VII. Предложения по объемам и источникам
финансирования Программы

Программа предполагает смешанное финансирование.
1. Средства бюджета города Москвы, в том числе средства, предусмотренные в бюджете города Москвы на реализацию мероприятий Программы.
2. Внебюджетные источники, в том числе спонсорские средства. Привлечение средств благотворительных и общественных фондов, организаций для реализации мероприятий Программы.
В целях гибкого реагирования на социально-экономическую обстановку в городе Программой будет рассмотрена возможность финансирования мероприятий по трем сценарным вариантам: базовому, реалистическому, оптимистическому.
Базовый вариант предполагает стабильное развитие, проведение тех мероприятий, финансирование которых предусмотрено. Создание территориальной системы профилактической деятельности по защите прав несовершеннолетних в соответствии с поставленными задачами.
Реалистический вариант предусматривает частичное выполнение комплекса мероприятий Программы, развитие территориальной системы профилактической деятельности по защите прав несовершеннолетних на основе имеющихся материальных и кадровых ресурсов.
Оптимистический вариант предусматривает безусловное выполнение всего комплекса мероприятий Программы. Создание территориальной системы профилактической деятельности по защите прав несовершеннолетних, охватывающей каждый район города Москвы.

VIII. Предварительная оценка эффективности
и результативности предлагаемого варианта решения проблемы

В ходе реализации Программы предполагается достижение социально-гарантированного уровня профилактики детского и семейного неблагополучия.
При выполнении запланированного комплекса мер прогнозируется следующее:
- насыщение территории каждого района обязательным минимальным комплексным набором методического инструментария по раннему вмешательству и профилактике семейного неблагополучия, безнадзорности, правонарушений и аддитивного поведения среди несовершеннолетних города Москвы;
- достижение адресной направленности городских профилактических мероприятий;
- повышение уровня качества и эффективности деятельности учреждений и организаций, занимающихся проблемами несовершеннолетних в соответствии с выработанными нормами и стандартами, а также в результате привлечения новейших научных разработок;
- повышение эффективности взаимодействия органов исполнительной власти города Москвы с учреждениями системы государственных, муниципальных, общественных, иных некоммерческих организаций города Москвы, занимающихся проблемами профилактики семейного неблагополучия и асоциального поведения несовершеннолетних на уровне города, округа, района;
- увеличение числа высококвалифицированных специалистов, привлекающихся к работе в области проблем семейного неблагополучия, безнадзорности, правонарушений и зависимого поведения среди несовершеннолетних;
- формирование обоснованных среднесрочных прогнозов изменения состояния детского и семейного неблагополучия;
- сокращение числа безнадзорных и беспризорных детей и неблагополучных семей;
- развитие инфраструктуры отдыха и организации досуга несовершеннолетних группы риска и их семей;
- увеличение количества и повышение эффективности мероприятий по профилактике правонарушений, социально опасного поведения, вредных привычек и зависимостей несовершеннолетних;
- снижение распространенности употребления психоактивных веществ, курения, употребления алкогольных напитков, пива и асоциального поведения среди несовершеннолетних.

IX. Предложения по участию органов исполнительной власти
города Москвы в формировании и реализации Программы
и их взаимодействию с органами местного самоуправления
по выполнению мероприятий Программы

Государственный заказчик-координатор Программы - Департамент семейной и молодежной политики города Москвы.
Основной разработчик Программы - Департамент семейной и молодежной политики города Москвы.
В формировании и реализации городской программы предполагается участие федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти города Москвы, в том числе Департамента семейной и молодежной политики города Москвы, Департамента образования города Москвы, Департамента здравоохранения города Москвы, Департамента социальной защиты населения города Москвы, Департамента территориальных органов исполнительной власти города Москвы, Департамента физической культуры и спорта города Москвы, Департамента культуры города Москвы, Департамента экономической политики и развития города Москвы, Департамента труда и занятости населения города Москвы, Департамента потребительского рынка и услуг города Москвы, Комитета по телекоммуникациям и средствам массовой информации города Москвы, Комитета рекламы, информации и оформления города Москвы, Комитета общественных связей города Москвы, Комитета межрегиональных связей и национальной политики города Москвы, Управления информатизации города Москвы, ГУВД по г. Москве, комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, обеспечивающих координацию деятельности органов и учреждений муниципальной системы профилактики безнадзорности, беспризорности и правонарушений несовершеннолетних, префектур административных округов города Москвы во взаимодействии с органами местного самоуправления внутригородских муниципальных образований, а также государственных, общественных, иных некоммерческих организаций города Москвы, включая привлечение к сотрудничеству национальных диаспор и религиозных конфессий. Органы опеки и попечительства при муниципалитетах города Москвы, органы местного самоуправления города Москвы участвуют в реализации Программы в рамках переданных им государственных полномочий.

X. Предложения по основным направлениям финансирования,
срокам и этапам реализации Программы

Достижение цели и решение задач Программы осуществляются путем скоординированного выполнения мероприятий Программы в течение всего срока действия Программы с 2010 по 2012 гг., распределяемых по следующим направлениям:
- создание территориальной системы профилактической деятельности по защите прав несовершеннолетних в г. Москве;
- развитие материально-технической базы для осуществления всей полноты мероприятий по профилактике раннего семейного неблагополучия и асоциального поведения несовершеннолетних;
- создание централизованной системы повышения квалификации сотрудников учреждений и организаций, занимающихся проблемами детского и семейного неблагополучия, путем проведения тематических семинаров, "круглых столов", тренингов, курсов повышения квалификации и профессиональной переподготовки;
- создание электронных баз данных, содержащих информацию о семьях и несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении;
- обеспечение научно-методической деятельности учреждений и организаций, занимающихся проблемами детского и семейного неблагополучия;
- обеспечение управления в процессе реализации Программы.

XI. Предложения по механизмам формирования
мероприятий Программы

Мероприятия Программы должны распределяться по пяти направлениям с учетом приоритетов Программы, в качестве которых предлагается принять следующие особо значимые свойства и характеристики профилактики раннего семейного неблагополучия и противоправного поведения несовершеннолетних:
1. Обеспечение развития территориальной системы профилактической деятельности по защите прав несовершеннолетних в городе Москве.
2. Обеспечение в ходе реализации Программы эффективного взаимодействия органов исполнительной власти города Москвы с государственными, муниципальными учреждениями, общественными, иными некоммерческими организациями города Москвы на уровне: город - округ - район.
3. Достижение уровня качества и эффективности деятельности учреждений и организаций, занимающихся проблемами детского и семейного неблагополучия в соответствии с выработанными нормами и стандартами, ведение статистического учета и анализа.
Все мероприятия Программы должны иметь последовательность их выполнения "задача - мероприятие - результат - контроль". Классификация мероприятий будет осуществляться по следующим уровням:
а) общегородские мероприятия;
б) мероприятия, проводимые в округах при участии префектур административных округов города Москвы и учреждений, занимающихся проблемами детского и семейного неблагополучия, с участием районов округа;
в) мероприятия, проводимые в районах при участии управ города Москвы и органов местного самоуправления;
г) иные мероприятия.
Необходимо также учитывать, что социально-профилактическая сфера как объект управления характеризуется такими особенностями, как разнообразие социальных связей, реализуемых внутри системы социальной профилактики; потребность в охвате различных групп несовершеннолетних с устойчивой социальной дезадаптацией; многокритериальность оценок эффективности деятельности системы социальной профилактики.
Направление 1. Осуществление профилактики раннего семейного неблагополучия и девиантного поведения несовершеннолетних на уровне города, округа, района.
Проведение мероприятий по антинаркотической, антиалкогольной и антитабачной пропаганде и пропаганде здорового образа жизни.
Проведение просветительской работы с родителями, в том числе развитие системы дворовых общественных родительских советов.
Освещение проблем детской беспризорности, безнадзорности, алкоголизма, наркомании и табакокурения в средствах массовой информации, в том числе в сети Интернет.
Организация и проведение окружных, районных акций и мероприятий, пропагандирующих здоровый образ жизни, позитивное общение, недопущение различных форм насилия, позитивных социальных ценностей и культуры мира, направленных на профилактику конфликтов на национальной и культурной почве среди детей и подростков.
Проведение уличной социальной работы.
Проведение мероприятий совместно с образовательными учреждениями различного уровня по созданию зон, свободных от наркотиков и табака.
Проведение межведомственных мероприятий по ранней диагностике детского и семейного неблагополучия.
Направление 2. Повышение качества и согласованности работы по профилактике семейного неблагополучия, безнадзорности, правонарушений и алкоголизма, табакокурения и наркомании среди несовершеннолетних. Структурирование реабилитационного пространства с точки зрения выявления неэффективных учреждений и ведомств, принятие мер по изменению действующей системы.
Работа учреждений и организаций, занимающихся проблемами детского и семейного неблагополучия, по вовлечению несовершеннолетних группы риска во временную трудовую деятельность.
Проведение лагерных кампаний различной реабилитационной направленности для неблагополучных семей и несовершеннолетних.
Организация и развитие кружковой работы, подростковых клубов с учетом современных молодежных течений и направлений организации досуга.
Проведение мероприятий консультативно-коррекционной направленности, охватывающих несовершеннолетних, неблагополучные семьи, организация различных видов индивидуальной и групповой работы с ними с привлечением современных информационных технологий и ресурсов, в том числе по решению органов исполнительной власти и судов.
Обеспечение работы "телефона доверия" (психологической поддержки и консультационно-справочной службы) для оказания помощи подросткам и молодежи.
Организация акций на территории районов с целью усиления правового просвещения несовершеннолетних группы социального риска, профориентационной консультации.
Организация цикла семейных тренингов для родителей и подростков.
Направление 3. Обеспечение эффективного взаимодействия органов исполнительной власти города Москвы с органами местного самоуправления, центрами социальной помощи семье и детям, органами внутренних дел, комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав, общественными пунктами охраны порядка и другими организациями на уровне: округ - район.
Разработка системы повышения квалификации специалистов, занимающихся проблемами несовершеннолетних.
Разработка программ по привлечению для работы в учреждениях и организациях специалистов, занимающихся проблемами детского и семейного неблагополучия, выпускников профильных вузов и колледжей.
Организация межведомственных совещаний, семинаров, "круглых столов", конференций по вопросам взаимодействия и совершенствования работы в области семейного неблагополучия и противоправного поведения несовершеннолетних.
Направление 4. Развитие научно-методической деятельности по изучению и поиску новых технологий работы с несовершеннолетними группы риска.
Проведение исследований, направленных на разработку технологий диагностики, профилактики и ресоциализации несовершеннолетних группы риска.
Проведение исследований, направленных на изучение различных аспектов раннего неблагополучия в семье и технологий ранней диагностики и профилактической работы.
Сбор данных и ведение учета семей и несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении.
Разработка программ профилактики различных сторон асоциального и девиантного поведения несовершеннолетних, пропаганда здорового образа жизни.
Организация конкурсов программ, разработок по проблемам несовершеннолетних.
Направление 5. Развитие ювенальных технологий в городе Москве.
Мониторинг законодательства, нормативного правового обеспечения и правоприменительной практики в области защиты прав ребенка и профилактика правонарушений. Аккредитация при судах и ведомствах социальных ювенальных работников.
Привлечение профессиональных юристов для организации и проведения консультаций по вопросам правовой защиты несовершеннолетних.
Совершенствование форм и методов работы с пенициарными учреждениями, центром временного содержания несовершеннолетних правонарушителей и детскими домами по предупреждению правонарушений и созданию условий социальной адаптации детей, содержащихся в вышеуказанных учреждениях.
Осуществление правовой экспертизы проектов мероприятий, оценка судебной и правоприменительной практики.

XII. Предложения по возможным вариантам форм и методов
управления процессом реализации Программы

Формы и методы управления реализацией Программы основаны на сложившейся структуре управления учреждениями и организациями, занимающимися проблемами детского и семейного неблагополучия, на ежеквартальном планировании и отчетности о содержательной, организационной и финансовой деятельности и исходят из социально-профилактических интересов и запросов жителей города Москвы, регистрируемых в ходе социологических и статистических исследований.





Приложение 1
к Концепции

ОСНОВНЫЕ ЦЕЛЕВЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ,
ПОЗВОЛЯЮЩИЕ ОЦЕНИВАТЬ ХОД РЕАЛИЗАЦИИ ГОРОДСКОЙ
МЕЖВЕДОМСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ "ДЕТИ УЛИЦ" НА 2010-2012 ГГ."

   -----T--------------------------------------------------------T-------T-------T-------¬

¦№ ¦Показатели в % (в сравнении с 2009 г.) ¦2010 г.¦2011 г.¦2012 г.¦
¦п/п ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+----+--------------------------------------------------------+-------+-------+-------+
¦ 1 ¦ 2 ¦ 3 ¦ 4 ¦ 5 ¦
+----+--------------------------------------------------------+-------+-------+-------+
¦1. ¦Увеличение количества выявленных несовершеннолетних, ¦ 10 ¦ 15 ¦ 20 ¦
¦ ¦находящихся в социально опасном положении, нуждающихся ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦в социально-педагогическом и правовом сопровождении ¦ ¦ ¦ ¦
+----+--------------------------------------------------------+-------+-------+-------+
¦2. ¦Увеличение количества несовершеннолетних, находящихся ¦ 10 ¦ 10 ¦ 15 ¦
¦ ¦в социально опасном положении, вовлеченных в трудовую ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦деятельность, профессиональное обучение, приобщенных к ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦занятиям физической культурой и спортом, к иным формам ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦организации досуга и оздоровительного отдыха ¦ ¦ ¦ ¦
+----+--------------------------------------------------------+-------+-------+-------+
¦3. ¦Увеличение количества снятых с учета несовершеннолетних,¦ 20 ¦ 30 ¦ 30 ¦
¦ ¦находящихся в социально опасном положении, ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦неблагополучных семей, учтенных в комплексной ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦межведомственной информационной базе данных ¦ ¦ ¦ ¦
+----+--------------------------------------------------------+-------+-------+-------+
¦4. ¦Увеличение числа высококвалифицированных специалистов, ¦ 5 ¦ 5 ¦ 10 ¦
¦ ¦привлекающихся к работе в области семейного ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦неблагополучия, безнадзорности, правонарушений и ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦наркомании среди несовершеннолетних ¦ ¦ ¦ ¦
+----+--------------------------------------------------------+-------+-------+-------+
¦5. ¦Увеличение числа специалистов, прошедших специальную ¦ 10 ¦ 15 ¦ 10 ¦
¦ ¦подготовку в области проблем детского и семейного ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦неблагополучия (в рамках повышения квалификации, ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦стажировок, участия в информационно-консультационных ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦семинарах, "круглых столах" и пр.) ¦ ¦ ¦ ¦
+----+--------------------------------------------------------+-------+-------+-------+
¦6. ¦Снижение количества семей и несовершеннолетних, ¦ 5 ¦ 5 ¦ 5 ¦
¦ ¦находящихся в социально опасном положении, находящихся ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦на учете по рецидиву асоциальных и девиантных действий ¦ ¦ ¦ ¦
+----+--------------------------------------------------------+-------+-------+-------+
¦7. ¦Увеличение числа выявленных безнадзорных и беспризорных ¦ 25 ¦ 35 ¦ 45 ¦
¦ ¦детей, которым оказаны услуги по ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦социально-педагогическому и правовому сопровождению ¦ ¦ ¦ ¦
+----+--------------------------------------------------------+-------+-------+-------+
¦8. ¦Увеличение количества случаев применения к ¦ 5 ¦ 10 ¦ 15 ¦
¦ ¦несовершеннолетним мер наказания, не связанных ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦с реальным лишением свободы, с участием службы ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ювенальных социальных работников ¦ ¦ ¦ ¦
+----+--------------------------------------------------------+-------+-------+-------+
¦9. ¦Увеличение количества дел в судопроизводстве, связанных ¦ 5 ¦ 5 ¦ 5 ¦
¦ ¦с несовершеннолетними, с привлечением ювенального ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦социального работника ¦ ¦ ¦ ¦
+----+--------------------------------------------------------+-------+-------+-------+
¦10. ¦Увеличение количества гражданских дел, иски по которым ¦ 3 ¦ 5 ¦ 10 ¦
¦ ¦направлены в защиту интересов несовершеннолетних ¦ ¦ ¦ ¦
+----+--------------------------------------------------------+-------+-------+-------+
¦11. ¦Увеличение количества организаций и учреждений, ¦ 5 ¦ 10 ¦ 15 ¦
¦ ¦вовлеченных в систему профилактики и реабилитации ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦несовершеннолетних ¦ ¦ ¦ ¦
+----+--------------------------------------------------------+-------+-------+-------+
¦12. ¦Содействие занятости родителей, воспитывающих ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦несовершеннолетних детей, путем предоставления ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦психолого-профориентационных и образовательных услуг: ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦- помощь в выборе оптимальных вариантов ¦ 5 ¦ 5 ¦ 5 ¦
¦ ¦трудоустройства или профессионального обучения ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦- содействие в повышении уровня адаптации к условиям ¦ 5 ¦ 5 ¦ 5 ¦
¦ ¦современного рынка труда ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦- содействие в повышении квалификации и ¦ 10 ¦ 10 ¦ 10 ¦
¦ ¦профессиональной переподготовке по профессиям и ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦специальностям, пользующимся устойчивым спросом на ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦рынке труда города ¦ ¦ ¦ ¦
+----+--------------------------------------------------------+-------+-------+-------+
¦13. ¦Оказание профориентационных услуг подросткам и ¦ 10 ¦ 10 ¦ 10 ¦
¦ ¦молодежи на специализированных массовых мероприятиях ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦и групповых занятиях по проблемам выбора профессий, ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦учебных и рабочих мест как меры профилактики ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦молодежной безработицы ¦ ¦ ¦ ¦
+----+--------------------------------------------------------+-------+-------+-------+
¦14. ¦Предоставление государственных образовательных ¦ 20 ¦ 20 ¦ 20 ¦
¦ ¦услуг по направлению службы занятости безработным ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦гражданам из числа молодежи, включая приоритетное ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦направление на профессиональную подготовку безработных ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦в возрасте 16-18 лет, не имеющих профессий, ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦специальностей ¦ ¦ ¦ ¦
L----+--------------------------------------------------------+-------+-------+--------


Одним из важных показателей результативности Программы является проведение ежегодного мониторинга в области профилактики беспризорности, безнадзорности, алкоголизма, наркомании, СПИДа и правонарушений среди несовершеннолетних в целом по городу с учетом разработанной системы показателей и индикаторов, что позволит не только качественно и количественно оценить проведенную в отчетном году всеми учреждениями и организациями системы профилактики работу, но и даст возможность прогнозировать развитие ситуации как в городе, так и в отдельных административных округах и районах, с целью оперативного реагирования и эффективного использования бюджетных средств.


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru