Законодательство
Москва


Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







ПРИКАЗ Председателя Москомархитектуры от 08.08.2005 № 102
"ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МЕТОДИЧЕСКИХ УКАЗАНИЙ ПО СОСТАВЛЕНИЮ МОСКОВСКИХ ГОРОДСКИХ СТРОИТЕЛЬНЫХ НОРМ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ЗДАНИЙ И СООРУЖЕНИЙ (ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЕ СТРОИТЕЛЬНЫЕ НОРМЫ Г. МОСКВЫ)"

Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено






ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ

ПРЕДСЕДАТЕЛЬ КОМИТЕТА ПО АРХИТЕКТУРЕ И ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВУ
ГОРОДА МОСКВЫ

ПРИКАЗ
от 8 августа 2005 г. № 102

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МЕТОДИЧЕСКИХ УКАЗАНИЙ ПО СОСТАВЛЕНИЮ
МОСКОВСКИХ ГОРОДСКИХ СТРОИТЕЛЬНЫХ НОРМ ПРОЕКТИРОВАНИЯ
ЗДАНИЙ И СООРУЖЕНИЙ (ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЕ СТРОИТЕЛЬНЫЕ
НОРМЫ Г. МОСКВЫ)

В соответствии с Уточненным перечнем по пересмотру действующих и разработке новых нормативных документов по проектированию и строительству на 2005 г. по Москомархитектуре, утвержденным Департаментом экономической политики и развития города Москвы, а также в целях обеспечения проектных организаций методической базой при разработке нормативной документации на проектирование зданий и сооружений в городе Москве приказываю:
1. Утвердить и ввести в действие Методические указания по составлению Московских городских строительных норм проектирования зданий и сооружений (территориальные строительные нормы г. Москвы), разработанные ФГУП "Центр методологии нормирования и стандартизации в строительстве".
2. Управлению перспективного проектирования, нормативов и координации проектно-изыскательских работ (Ревкевич Л.П.) совместно с ГУП "НИАЦ" (Дронова И.Л.) обеспечить издание и распространение Методических указаний по заявкам заинтересованных организаций.
3. Контроль за исполнением приказа возложить на заместителя председателя Москомархитектуры Зобнина А.П.

Председатель
А.В. Кузьмин





Утверждены
приказом председателя
Москомархитектуры
от 8 августа 2005 г. № 102

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
ПО СОСТАВЛЕНИЮ МОСКОВСКИХ ГОРОДСКИХ СТРОИТЕЛЬНЫХ НОРМ
ПРОЕКТИРОВАНИЯ ЗДАНИЙ И СООРУЖЕНИЙ (ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЕ
СТРОИТЕЛЬНЫЕ НОРМЫ Г. МОСКВЫ)

Предисловие

1. Разработаны ФГУП "Центр методологии нормирования и стандартизации в строительстве" (ФГУП ЦНС).
2. Подготовлены к утверждению и изданию Управлением перспективного проектирования, нормативов и координации проектно-изыскательских работ Москомархитектуры.
3. Согласованы с Москомархитектурой.
4. Приняты и введены в действие приказом Москомархитектуры от 08.08.2005 № 102.

1. Область применения

Настоящие Методические указания распространяются на территориальные строительные нормы г. Москвы (московские городские строительные нормы - МГСН) по проектированию зданий и сооружений различного назначения для строительства в г. Москве. Методические указания содержат требования к содержанию, построению и изложению московских городских строительных норм, а также к планированию разработки, к порядку разработки, согласования, экспертизы, утверждения и введения в действие этих документов.
Настоящие Методические указания не распространяются на Московские городские нормы градостроительного проектирования, которые разрабатываются в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании", Градостроительным кодексом Российской Федерации и Законом города Москвы "О градостроительных нормативах и правилах города Москвы".

2. Нормативные ссылки

В настоящих Методических указаниях приведены ссылки на следующие нормативные документы:
ГОСТ Р 1.5-2004 Стандартизация в Российской Федерации. Стандарты национальные Российской Федерации. Правила построения, изложения, оформления и обозначения".

3. Термины и определения

В настоящих Методических указаниях применены термины, определения которых приведены в Градостроительном кодексе Российской Федерации, в Федеральном законе "О техническом регулировании", а также в настоящем разделе.
Территориальные строительные нормы - нормативный документ, принятый органом власти субъекта Российской Федерации и устанавливающий предназначенные для применения на соответствующей территории нормы и правила в области строительства.
Московские городские строительные нормы - нормативный документ, принятый Правительством Москвы, устанавливающий предназначенные для применения на территории г. Москвы нормы и правила в области строительства.
Продукция строительства - законченные строительством здания и другие строительные сооружения, а также их комплексы.
Строительное сооружение - единичный результат строительной деятельности, предназначенный для осуществления определенных потребительских функций.
Здание - наземное строительное сооружение с помещениями для проживания и (или) деятельности людей, размещения производств, хранения продукции или содержания животных.
Помещение - пространство внутри здания, имеющее определенное функциональное назначение и ограниченное строительными конструкциями.
Строительная конструкция - часть здания или другого строительного сооружения, выполняющая определенные несущие, ограждающие и (или) эстетические функции.
Система инженерного оборудования - часть здания или другого строительного сооружения, представляющая собой совокупность оборудования, приборов и арматуры и для водоснабжения, канализации, отопления, вентиляции и кондиционирования воздуха, газо- и электроснабжения, а также для обеспечения связи.
Строительное изделие - изделие, предназначенное для применения в качестве элемента строительных конструкций или систем инженерного оборудования зданий и сооружений.
Строительный материал - материал (в т.ч. штучный), предназначенный для создания строительных конструкций зданий и сооружений и изготовления строительных изделий.

4. Общие положения

4.1. Территориальные строительные нормы г. Москвы (Московские городские строительные нормы - МГСН) разрабатываются в интересах обеспечения безопасности и защиты здоровья населения Москвы, удовлетворения потребностей населения в благоприятной жизненной среде, охраны окружающей урбанистической и природной среды. Разработка Московских городских строительных норм осуществляется с учетом целей социальной и экономической политики, проводимой законодательными и исполнительными органами государственной власти г. Москвы.
4.2. В Московских городских строительных нормах устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации и г. Москвы нормы и правила организационного, типологического, социально-экономического и технического характера с учетом природно-климатических, социально-демографических, экономических и иных особенностей Москвы как субъекта Российской Федерации.
В обоснованных случаях в Московских городских строительных нормах могут также приводиться конкретные методические положения в части:
организации производства, способов и методов производства работ при строительстве и эксплуатации зданий и сооружений;
методов расчета и проектирования строительных конструкций, оснований зданий и сооружений и их инженерных систем, прогнозирования срока службы, обеспечения долговечности и ремонтопригодности зданий, сооружений и их элементов;
выбора типологических, объемно-планировочных и конструктивных решений зданий и сооружений различного назначения и их частей;
применения новых материалов, изделий и оборудования, элементов строительных конструкций и инженерных систем при строительстве зданий и сооружений.
4.3. Положения Московских городских строительных норм должны соответствовать требованиям или разрабатываться в обеспечение выполнения требований технических регламентов в области строительства, а также строительных норм и правил (в части требований к безопасности строительной продукции и территорий застройки, которые согласно Федеральному закону "О техническом регулировании" до 2010 г. являются обязательными для применения и исполнения). Эти положения должны устанавливаться с учетом природно-климатических, социально-демографических, экономических и иных особенностей Москвы как субъекта Российской Федерации.
4.4. Московские городские строительные нормы должны разрабатываться в случаях:
- отсутствия в нормативных документах федерального уровня положений, которые необходимы для эффективной реализации политики Правительства Москвы в области строительства;
- несоответствия положений действующих нормативных документов федерального уровня вновь введенным в действие законодательным актам Российской Федерации и города Москвы;
- необходимости конкретизации или детализации отдельных положений нормативных актов федерального уровня с учетом конкретных природно-климатических условий, характера застройки, применяемых конструкций, материалов и изделий, задач, связанных с реализацией конкретных программ Правительства Москвы, а также особенностей структуры управления строительством г. Москвы.
4.5. При составлении Московских городских строительных норм при необходимости приводятся ссылки на положения нормативных документов федерального уровня, а также на государственные и межгосударственные стандарты и другие нормативные документы в строительстве, действующие на территории г. Москвы. Цитирование или изложение этих положений не допускается.
Ссылки на положения международных или региональных (в частности, европейских) стандартов допускается приводить только в случае, если эти документы официально изданы на русском языке. В то же время сведения о гармонизации Московских городских строительных норм с международными или региональными стандартами, если она осуществлена, должны приводиться во введении к этим нормам.
4.6. Московские городские строительные нормы разрабатываются по направлениям, указанным в следующей таблице.

   -------------------------------T------------------------------------------¬

¦Объект нормирования в ¦Обоснование необходимости разработки ¦
¦территориальных строительных ¦территориальных строительных норм ¦
¦нормах ¦ ¦
+------------------------------+------------------------------------------+
¦Нормы и правила, относящиеся к¦Отсутствие нормативной базы федерального ¦
¦проектированию, строительству ¦уровня по отношению к проектированию, ¦
¦и эксплуатации зданий и ¦строительству и эксплуатации зданий и ¦
¦сооружений различного ¦сооружений определенного функционального ¦
¦назначения ¦назначения, предназначенных для ¦
¦ ¦осуществления определенных технологических¦
¦ ¦процессов. ¦
¦ ¦Целесообразность в конкретном учете ¦
¦ ¦требований нормативных документов ¦
¦ ¦различных органов государственного ¦
¦ ¦надзора, на которые в нормативных ¦
¦ ¦документах федерального уровня, как ¦
¦ ¦правило, приводятся явные или скрытые ¦
¦ ¦ссылки ¦
+------------------------------+------------------------------------------+
¦Нормы и правила в отношении ¦Необходимость в конкретизации и развитии ¦
¦учитываемых нагрузок и ¦положений нормативных документов ¦
¦воздействий, климатических, ¦федерального уровня применительно к ¦
¦гидрографических, ¦условиям конкретного субъекта РФ ¦
¦инженерно-геологических ¦ ¦
¦особенностей регионов ¦ ¦
+------------------------------+------------------------------------------+
¦Нормы в области ¦Необходимость в конкретизации и развитии ¦
¦энергопотребления и тепловой ¦положений нормативных документов ¦
¦защиты зданий ¦федерального уровня применительно к ¦
¦ ¦условиям конкретного субъекта РФ ¦
+------------------------------+------------------------------------------+
¦Прочие нормы, относящиеся в ¦Отсутствие или недостаточность нормативной¦
¦основном к определенным ¦базы федерального уровня. ¦
¦конструктивным элементам ¦Создание благоприятных инвестиционных ¦
¦зданий или к их защите от ¦условий в отдельных конкретных сферах ¦
¦климатических воздействий ¦строительного комплекса ¦
L------------------------------+-------------------------------------------


4.7. Московские городские строительные нормы разрабатывают научно-исследовательские, проектные и другие организации и объединения, а также творческие коллективы, обладающие научным потенциалом и необходимым опытом практической работы в соответствующей области.
К разработке могут привлекаться общественные строительные, архитектурные и проектные союзы и ассоциации.
4.8. Заказчиком на разработку Московских городских строительных норм, как правило, является Москомархитектура, но могут быть также отраслевые департаменты и другие подразделения Правительства Москвы или любая другая организация (предприятие), заинтересованная в разработке городских строительных норм.
4.9. Финансирование разработки Московских городских строительных норм осуществляется, как правило, за счет бюджетных средств Правительства Москвы. К финансированию могут быть привлечены также заинтересованные инвестиционные, строительные и страховые компании.

5. Планирование разработки Московских городских
строительных норм

5.1. Разработка московских городских строительных норм в основном осуществляется в соответствии с ежегодными тематическими планами по пересмотру действующих и разработке новых нормативных документов по проектированию и строительству по Москомархитектуре (государственный заказчик).
5.2. Заявки на включение тем в тематический план по пересмотру действующих и разработке новых нормативных документов по проектированию и строительству должны содержать обоснование необходимости разработки МГСН. Если заявка вносится от имени организации, которая предлагает себя в качестве разработчика, то в ней должны быть указаны цели и задачи разработки, этапы работ, сроки их выполнения, ориентировочный объем финансирования. В заявке должны быть приведены аргументы, доказывающие невозможность или нецелесообразность решения вопросов, которым предполагается посвятить планируемые к разработке МГСН, на основе использования нормативных документов федерального уровня; эффективность затраты средств на разработку МГСН с учетом прогнозируемого эффекта от их введения в действие.
Примеры обоснований для включения тем в тематический план по пересмотру действующих и разработке новых нормативных документов по проектированию и строительству приведены в таблице, п. 4.6.
5.3. Заявки на включение в тематический план по пересмотру действующих и разработке новых нормативных документов по проектированию и строительству вносятся в Департамент экономической политики и развития города и Москомархитектуру.

6. Порядок разработки Московских городских
строительных норм

6.1. Разработка Московских городских строительных норм (далее - МГСН), как правило, состоит из следующих стадий:
1-я стадия - организация разработки МГСН;
2-я стадия - разработка проекта МГСН в первой редакции, получение отзывов и заключения головной организации по соответствующему направлению нормирования, проведение согласительного совещания по первой редакции МГСН;
3-я стадия - подготовка проекта МГСН в окончательной редакции разработчика, согласование проекта, получение результатов научно-технической экспертизы и представление проекта заказчику;
4-я стадия - рассмотрение, согласование с заинтересованными городскими организациями, принятие заказчиком, утверждение МГСН Правительством Москвы;
5-я стадия - регистрация МГСН в Министерстве регионального развития Российской Федерации и направление на издание.
Допускается совмещение стадий или выделение отдельных этапов в составе стадии, например, разработка макета (основных положений, концепций); опытное проектирование и др.
6.2. Организация разработки документа включает в себя определение содержания и объемов работ и заключение договоров на их выполнение между заказчиком, основным разработчиком и при необходимости соисполнителями.
При заключении договора заказчик совместно с разработчиком подготавливает, согласовывает и представляет на утверждение первому заместителю Мэра Москвы задание на разработку МГСН, в котором указаны основные цели и задачи разработки, структура документа, требования к содержанию работы и сроки ее выполнения, наименования организаций-соисполнителей, а также организаций, которым документ направляют на отзыв и на согласование.
Информация о начале разработки МГСН публикуется в периодической печати города Москвы. На основе этой информации заинтересованные организации и предприятия могут направлять разработчику заявки о направлении им на отзыв разрабатываемого проекта документа (первой редакции).
6.3. Изложение проекта МГСН должно соответствовать правилам изложения стандартов по ГОСТ Р 1.5.
В состав проекта МГСН в обязательном порядке должны включаться разделы:
1 - область применения;
2 - нормативные ссылки;
3 - термины и определения;
4 - общие положения.
Наименования остальных разделов документа принимаются разработчиком в зависимости от содержания документа.
Оформление титульного листа и первого листа МГСН, а также предисловия - согласно приложению 1 к настоящим Методическим указаниям.
6.4. Разработка первой редакции проекта МГСН организуется основным разработчиком и соисполнителями в согласованном между ними порядке, обеспечивающем качественную подготовку документа в сроки, установленные договором.
Подготовленную первую редакцию проекта документа рассматривают на научно-техническом совете основного разработчика и рассылают на отзыв с пояснительной запиской.
В пояснительной записке к первой редакции проекта указывают:
- основание для разработки норм с указанием заказчика разработки;
- краткую характеристику объекта нормирования;
- обоснование целесообразности разработки;
- описание ожидаемой экономической, социальной и/или иной эффективности от применения норм;
- сведения о соответствии проекта норм федеральным законам, техническим регламентам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации и города Москвы, которые содержат требования к объекту и/или аспекту нормирования;
- перечень исходных документов и другие источники информации, использованные при разработке проекта норм, в том числе информацию об использовании документов, относящихся к объектам патентного или авторского права;
- сведения о разработчике норм с указанием его почтового адреса, номера контактного телефона и адреса электронной почты (при его наличии у разработчика).
Отзыв по проекту документа направляют разработчику не позднее чем через месяц со дня получения проекта.
6.5. Подготовку проекта МГСН в окончательной редакции для представления его на утверждение и согласование разработчик осуществляет с учетом полученных отзывов.
Для рассмотрения замечаний и предложений согласующих организаций по проекту документа основной разработчик при необходимости рассмотрения разногласий проводит согласительное совещание с ответственными представителями этих организаций. Принятые на совещании решения оформляются протоколом и отражаются в сводке замечаний.
6.6. Разработчик до представления документа заказчику согласовывает проект МГСН с органами государственного надзора и другими организациями, указанными в техническом задании на его разработку.
6.7. Проект МГСН направляется на отзывы и согласование с сопроводительным письмом заказчика. Копии отзывов и согласований заказчик передает разработчику для составления сводки отзывов и замечаний, проведения согласительных совещаний и подготовки окончательной редакции.
Рассмотрение проекта осуществляют в срок до 30 дней со дня его поступления. Согласование оформляют письмом. Запись "Согласовано с замечаниями" не допускается.
6.8. Разногласия, возникшие при согласовании проекта документа, оформляют совместным протоколом. Решения по разногласиям после их дополнительного рассмотрения с заинтересованными организациями принимает заместитель Мэра Москвы, вносящий документ в Правительство Москвы на утверждение.
6.9. Подготовленный к утверждению проект МГСН, согласованный со всеми заинтересованными организациями, направляется на экспертизу в ФГУП ЦНС ("Центр методологии нормирования и стандартизации в строительстве"). Экспертиза проводится на предмет соответствия документа действующему законодательству, требованиям технических регламентов и нормативных документов федерального уровня в части обеспечения безопасности, а также целесообразности включения документа в федеральную систему нормативных документов в области строительства.
Решение не включать документ в федеральную систему нормативных документов в области строительства не является препятствием для его применения на территории г. Москвы.
Экспертиза осуществляется на договорной основе. Договор на проведение экспертизы заключается с заказчиком (см.п. 4.8) или, если это предусмотрено договором на разработку МГСН, основным разработчиком.
6.10. Согласованный и отредактированный для публикации проект МГСН представляется основным разработчиком заказчику нормативного документа в 4 экземплярах, а также в электронном виде, если иное не определено договором.
6.11. Рассмотрение и принятие заказчиком проекта МГСН осуществляются в порядке, предусмотренном договором между заказчиком и разработчиком.

7. Утверждение и введение в действие МГСН

7.1. Московские городские строительные нормы утверждаются Правительством Москвы в установленном им порядке.
7.2. Проект МГСН представляется на утверждение заказчиком разработки документа.
7.3. На утверждение проект МГСН направляется с подлинниками согласований и экспертным заключением ФГУП ЦНС.
7.4. Утвержденный документ с экспертным заключением ФГУП ЦНС направляется в Министерство регионального развития Российской Федерации на регистрацию в качестве территориальных строительных норм и включение в Указатель нормативных документов в области строительства, действующих на территории Российской Федерации.
При регистрации Московских городских строительных норм им присваивается обозначение, включающее:
аббревиатуру МГСН и регистрационный номер согласно порядку, принятому для московских нормативных документов в области строительства;
в скобках - аббревиатуру ТСН (территориальные строительные нормы) и регистрационный номер согласно порядку, принятому для нормативных документов в области строительства Министерством регионального развития РФ; после регистрационного номера добавляются слова "г. Москвы").
7.5. Утвержденные и зарегистрированные Московские городские строительные нормы направляются для официального издания в порядке, установленном Правительством Москвы.
7.6. Московские городские строительные нормы вступают в действие в порядке, установленном Законом города Москвы "О градостроительных нормативах и правилах города Москвы".
7.7. Московские городские строительные нормы отменяются Правительством Москвы по обоснованному представлению Москомархитектуры или другого заказчика.

8. Внесение изменений в МГСН

8.1. Изменения к Московским городским строительным нормам разрабатывают и принимают в порядке, аналогичном порядку разработки, согласования и утверждения основного документа (МГСН), приведенному в настоящих Методических указаниях.
В случаях, предусмотренных техническим заданием, порядок разработки изменений может быть упрощен.
8.2. Внесение изменений в Московские городские строительные нормы в ином порядке не допускается.

9. Хранение подлинников МГСН, изменений и поправок к МГСН

Хранение утвержденного подлинника МГСН, изменений и поправок к ним, прошедших регистрацию в Министерстве регионального развития РФ, а также писем о согласовании и регистрации МГСН осуществляет протокольный отдел Правительства Москвы.





Приложение 1
к Методическим указаниям

ТИПОВЫЕ ФОРМЫ
ЛИСТОВ МОСКОВСКИХ ГОРОДСКИХ СТРОИТЕЛЬНЫХ НОРМ

а) титульный лист

   --------------------------------------------------------------------------¬

¦
   -------¬                                 ¦

¦ ¦ Герб ¦ ¦
¦ ¦Москвы¦ ¦
¦ L------- ¦
¦ ¦
¦ ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ ¦
¦ ¦
¦ СИСТЕМА НОРМАТИВНЫХ ДОКУМЕНТОВ В СТРОИТЕЛЬСТВЕ ¦
¦ МОСКОВСКИЕ ГОРОДСКИЕ СТРОИТЕЛЬНЫЕ НОРМЫ ¦
¦ ¦
¦ __________________________________________________ ¦
¦ (наименование документа) ¦
¦ __________________________________________________ ¦
¦ ___________________________________________________ ¦
¦ ¦
¦ МГСН __________ ¦
¦ (ТСН ___________ г. МОСКВЫ) ¦
¦ ¦
¦ ¦
¦ ¦
¦ МОСКВА - ______ г. ¦
L--------------------------------------------------------------------------


б) первый лист

   -----------------------T------------------------------T-------------------¬

¦ПРАВИТЕЛЬСТВО ¦МОСКОВСКИЕ ГОРОДСКИЕ ¦МГСН _________ ¦
¦МОСКВЫ ¦СТРОИТЕЛЬНЫЕ НОРМЫ +-------------------+
¦ ¦ ¦РАЗРАБОТАНЫ ВПЕРВЫЕ¦
L----------------------+------------------------------+--------------------


___________________________________________________________________________
(наименование документа)
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________

МГСН __________
(ТСН ________ г. МОСКВЫ)

   -----------------------T------------------------------T-------------------¬

¦ ВНЕСЕНЫ ¦ УТВЕРЖДЕНЫ ¦ СРОК ВВЕДЕНИЯ ¦
¦ _______________ ¦ Правительством Москвы ¦ в действие ¦
¦ ¦ постановлением ¦ с ___________ г. ¦
¦ ¦ от ___________ г. № _______ ¦ ¦
L----------------------+------------------------------+--------------------


в) предисловие

1. Разработаны _______________________
2. Внесены ___________________________
3. Подготовлены к утверждению и изданию ___________________
4. Согласованы ____________________________________________
5. Приняты и введены в действие с _________ г. постановлением
Правительства Москвы от ___________ г. № __________
6. Зарегистрированы Министерством регионального развития РФ в качестве
территориальных строительных норм - ТСН ____________ г. Москвы (письмо от
_______ № ____________).


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru