Законодательство
Москва


Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







ПРИКАЗ Департамента образования от 24.06.2005 № 339
"ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ ОБ ОРГАНИЗАЦИИ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ И ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ"

Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено






ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

ПРИКАЗ
от 24 июня 2005 г. № 339

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ ОБ ОРГАНИЗАЦИИ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ
И ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ
ГОРОДА МОСКВЫ

В целях развития системы образования в городе Москве и оказания государственной поддержки экспериментальному и инновационному движению приказываю:
1. Утвердить Положение об организации экспериментальной и инновационной деятельности в системе образования города Москвы (приложение 1).
2. Довести настоящий приказ до сведения руководителей структурных подразделений Департамента образования, начальников окружных управлений образования и руководителей подведомственных образовательных учреждений.
3. Считать утратившим силу приказ Московского комитета образования от 19.07.2000 № 483 "Об утверждении Положения о городской экспериментальной площадке Московского комитета образования".
4. Установить, что статус "школа-лаборатория" сохраняется за образовательными учреждениями до 01.09.2006 и при применении Положения (п. 1) к ним применяются нормы, регулирующие статус городской экспериментальной площадки второго уровня.
5. Контроль за выполнением настоящего приказа возложить на первого заместителя руководителя Департамента образования Курнешову Л.Е.

Руководитель Департамента
Л.П. Кезина





Приложение 1
к приказу Департамента
образования города Москвы
от 24 июня 2005 г. № 339

ПОЛОЖЕНИЕ
ОБ ОРГАНИЗАЦИИ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ И ИННОВАЦИОННОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

1. Общие положения

1.1. Настоящее Положение об организации экспериментальной и инновационной деятельности в системе образования (далее - Положение) определяет порядок разработки, экспертизы, утверждения и осуществления экспериментальной и инновационной деятельности в образовательных учреждениях системы Департамента образования города Москвы, а также права и обязанности участников экспериментальной и инновационной деятельности.
1.2. Под экспериментальной деятельностью в настоящем Положении понимается деятельность различных субъектов системы образования по разработке, апробированию и внедрению нового содержания и технологий обучения, воспитания, новых механизмов управления, контроля качества образования, а также по другим направлениям, предусмотренным Московской целевой городской программой развития образования и иными нормативными правовыми актами, определяющими приоритетные направления политики города Москвы в области образования.
1.3. Под инновационной деятельностью в настоящем Положении понимается деятельность, направленная на реализацию и внедрение результатов экспериментальной работы в другие образовательные учреждения, освоение ими образцов новой образовательной практики и формирование культуры инноваций. В ходе инновационной деятельности проводится отработка механизмов обновления содержания и форм образовательного процесса в целях обеспечения устойчивого развития практики столичного образования.
1.4. Участниками экспериментальной и инновационной деятельности могут быть педагогические и научно-педагогические работники образовательных учреждений, научные сотрудники научно-исследовательских организаций, работники учебно-методических и методических служб, государственные и государственно-общественные органы управления образованием, общественные организации и объединения, иные организации независимо от организационно-правовой формы и формы собственности.
1.5. В зависимости от ожидаемого конечного результата экспериментальной и инновационной деятельности и ее социальной значимости образовательные учреждения, участвующие в этой работе, в порядке, установленном настоящим Положением, могут быть введены в состав городских экспериментальных площадок первого уровня или городских экспериментальных площадок второго уровня.
1.6. В состав городской экспериментальной площадки первого уровня могут входить одно или несколько образовательных учреждений, объединенных единой программой проведения исследовательской и экспериментальной работы.
1.7. В состав городской экспериментальной площадки второго уровня могут входить одно или несколько образовательных учреждений, успешно завершивших этап экспериментальной работы, использующих результаты своей экспериментальной деятельности в образовательной практике, сформировавших инновационное поле; одно или несколько образовательных учреждений, на базе которых будет отрабатываться механизм внедрения в практику результатов экспериментальной работы.

2. Основные направления экспериментальной
и инновационной деятельности

2.1. Основными направлениями экспериментальной и инновационной деятельности являются:
- разработка и опытная проверка нового содержания образования, образовательных технологий, форм, методов и средств обучения и воспитания, программно-методического обеспечения образовательного процесса, учебников, учебно-методические комплексы;
- разработка и апробация новых механизмов управления образованием, направленных на модернизацию управления образованием;
- создание и развитие новых коммуникационных структур в системе образования, сетевого взаимодействия образовательных учреждений и иных организаций (в том числе общеобразовательных учреждений и образовательных учреждений среднего и высшего профессионального образования, научных организаций и др.); объединений образовательных организаций (ассоциации, союзы и т.п.), направленных на совершенствование системы непрерывного образования и реализацию модели образовательного сообщества;
- разработка и опытная проверка систем оценки качества образования, форм и процедур промежуточной аттестации обучающихся, систем адресного сопровождения и поддержки различных категорий обучающихся;
- разработка и апробация новых форм и средств обеспечения государственной и общественной поддержки программ развития образования;
- разработка и апробация новых направлений подготовки и переподготовки педагогических кадров, специализаций, а также современных образовательных услуг;
- совершенствование учебно-методического, организационного, правового, финансово-экономического, кадрового, материально-технического обеспечения системы образования.
2.2. Образовательные учреждения могут участвовать в экспериментальной и инновационной деятельности по одному или нескольким (но не более чем по трем одновременно) направлениям экспериментальной и инновационной деятельности. Тематика экспериментальной и инновационной деятельности может быть предложена Департаментом образования города Москвы, окружными управлениями образования, может быть самостоятельно определена образовательными учреждениями. Тематика определяется с учетом основных направлений развития столичного образования.

3. Управление экспериментальной
и инновационной деятельностью

3.1. Общие вопросы управления экспериментальной и инновационной деятельностью осуществляются структурными подразделениями Департамента образования города Москвы в соответствии с их компетенцией.
3.2. В целях развития экспериментальной и инновационной деятельности при Департаменте образования создается Городской экспертный совет по экспериментальной и инновационной деятельности (далее - Городской экспертный совет). В состав Городского экспертного совета и Совета экспертов входят представители органов управления образованием, научных и образовательных учреждений.
3.2.1. Положение, персональный состав и регламент работы Городского экспертного совета утверждаются приказом Департамента образования города Москвы.
3.2.2. Городской экспертный совет и Совет экспертов:
- разрабатывают и одобряют стратегические направления экспериментальной и инновационной деятельности в области развития образования;
- проводят экспертизу заявок по введению в состав городской экспериментальной площадки первого уровня и второго уровня;
- проводят ежегодный анализ результатов экспериментальной и инновационной деятельности;
- принимают решение о продлении или досрочном выводе из состава городской экспериментальной площадки первого уровня и второго уровня;
- готовят ежегодный аналитический доклад по работе городского экспериментально-инновационного пространства, на основе материалов, представленных окружными управлениями образования, научными руководителями городских экспериментальных площадок;
- рассматривают учебно-методические комплексы, экспериментальные учебные пособия, разработанные в рамках экспериментальной и инновационной деятельности, представленные в виде рукописи, оригинал-макета, готового издания (при наличии аннотации, развернутого плана-проспекта пособия, двух рецензий), и готовят отзывы на положительное или отрицательное заключения по изданию, рекомендуют, на какие городские экспериментальные площадки и в каком количестве должны быть распространены издающиеся экспериментальные учебные комплексы (пособия).
3.3. В целях организации экспериментальной, инновационной деятельности и экспертизы ее результатов в образовательных учреждениях профессионального образования при управлении науки и профессионального образования создается общественный Совет экспертов (далее - Совет экспертов). В состав Совета экспертов входят представители управления науки и профессионального образования, науки, методических служб, образовательных учреждений.
3.3.1. Персональный состав и регламент работы Совета экспертов утверждаются распоряжением Департамента образования города Москвы.
3.3.2. Совет экспертов:
- руководствуется в своей деятельности настоящим Положением;
- проводит экспертизу заявок и вносит предложения в структурное подразделение Департамента образования о введении, продлении, выводе или досрочном выводе из состава городских экспериментальных площадок первого и второго уровней образовательных учреждений профессионального образования. Для этого может создавать экспертные комиссии;
- проводит ежегодный анализ результатов экспериментальной и инновационной деятельности в образовательных учреждениях профессионального образования и представляет его в управление науки и профессионального образования.
3.4. В целях организации, планирования, координации экспериментальной деятельности в рамках городской экспериментальной площадки первого уровня создается Совет городской экспериментальной площадки (далее - Совет) в составе научных руководителей и консультантов, педагогов исследователей, руководителей образовательных учреждений, входящих в состав экспериментальной площадки, представителей органов управления образованием, методической службы, других заинтересованных лиц.
3.4.1. Совет:
- руководствуется в своей деятельности настоящим Положением;
- представляет в Городской экспертный совет или Совет экспертов кандидатуру научного руководителя городской экспериментальной площадки первого уровня;
- разрабатывает и вносит изменения в программу проведения исследовательской и экспериментальной работы;
- обеспечивает оптимальное распределение функций между всеми участниками экспериментальной деятельности;
- отслеживает промежуточные результаты, анализирует эффективность изменений в ходе эксперимента, обеспечивает представление конечных результатов на уровень независимой внешней экспертизы;
- обеспечивает открытость и доступность идей и содержания эксперимента для родительской общественности;
- несет ответственность за несвоевременное представление информации о своих результатах экспериментальной работы в Городской экспертный совет и Совет экспертов.
3.5. В целях организации, планирования, координации деятельности в рамках городской экспериментальной площадки второго уровня создается Координационный совет городской экспериментальной площадки (далее - Координационный совет) в составе научных руководителей и консультантов, руководителей образовательных учреждений, входящих в состав инновационного проекта, представителей органов управления образованием, методической службы, других заинтересованных лиц.
3.5.1. Координационный совет:
- руководствуется в своей деятельности настоящим Положением;
- представляет в Городской экспертный совет и Совет экспертов кандидатуру научного руководителя городской экспериментальной площадки второго уровня, определяет ее научно-организационную модель;
- определяет состав участников, механизмы взаимодействия при выполнении программ проведения экспериментальной и инновационной деятельности;
- разрабатывает и корректирует программу инновационной и экспериментальной деятельности;
- определяет формы и методы трансляции инновационного опыта;
- обеспечивает оптимальное распределение функций между всеми участниками экспериментальной и инновационной деятельности;
- отслеживает промежуточные результаты, анализирует эффективность инновационной работы, обеспечивает представление конечных результатов деятельности городской экспериментальной площадки второго уровня для проведения независимой внешней экспертизы;
- обеспечивает открытость и доступность содержания инновационной деятельности для педагогической общественности Москвы;
- несет ответственность за несвоевременное представление информации о результатах экспериментальной и инновационной работы в Городской экспертный совет и Совет экспертов.
3.6. Руководители образовательных учреждений, входящих в состав городских экспериментальных площадок:
- планируют экспериментальную и инновационную деятельность на уровне образовательного учреждения, по мере необходимости привлекая научных консультантов;
- обеспечивают качество образования в соответствии с требованиями государственных образовательных стандартов;
- осуществляют самоаудит экспериментальной и инновационной деятельности;
- организуют прохождение повышения квалификации работников образовательного учреждения - участников реализации проекта по направлениям экспериментальной и инновационной деятельности;
- несут ответственность за непредоставление информации о содержании и реализации программы проведения экспериментальной и инновационной деятельности родителям (законным представителям) несовершеннолетних обучающихся;
- несут ответственность за неэффективное использование финансовых средств, выделяемых Департаментом образования на разработку и реализацию программ проведения экспериментальной и инновационной деятельности;
- обеспечивают защиту жизни и здоровья детей от возможных негативных последствий экспериментов;
- несут ответственность в случае ухудшения здоровья и эмоционального благополучия детей в результате экспериментальной и инновационной деятельности.

4. Введение образовательных учреждений в состав
городских экспериментальных площадок и выведение
образовательных учреждений из состава городских
экспериментальных площадок

4.1. Введение образовательных учреждений в состав городских экспериментальных площадок осуществляется приказом Департамента образования города Москвы на основании заключения Городского экспертного совета и Совета экспертов в порядке, установленном настоящим Положением и другими нормативными правовыми актами, и не влечет за собой изменения статуса учреждений, их организационно-правовой формы и подчиненности.
4.2. Заявка на введение в состав городских экспериментальных площадок первого и второго уровней рассматривается по самостоятельному представлению или по представлению окружных управлений образования в соответствующих структурных подразделениях Департамента образования города Москвы после прохождения экспертизы на уровне окружного управления образования не позднее января месяца текущего года. Структурное подразделение Департамента образования передает заявку в Городской экспертный совет или Совет экспертов для организации и проведения экспертизы. Для этого Городским экспертным советом или Советом экспертов могут создаваться экспертные комиссии.
4.3. Введение образовательных учреждений в состав городских экспериментальных площадок первого и второго уровней осуществляется сроком до трех лет начиная с сентября текущего года. В случае обоснованной необходимости этот срок может быть приурочен к началу календарного года. После завершения экспериментальной работы в установленный срок образовательное учреждение выводится из состава городской экспериментальной площадки. Срок работы в составе городской экспериментальной площадки может быть продлен приказом Департамента образования по решению Городского экспертного совета или Совета экспертов до завершения программы проведения эксперимента, но не более чем на один год.
4.4. Вывод из состава городской экспериментальной площадки осуществляется приказом Департамента образования города Москвы на основании решения Городского экспертного совета или Совета экспертов.
4.5. Вывод образовательного учреждения из состава городской экспериментальной площадки может быть осуществлен досрочно в случае:
- ненадлежащего исполнения образовательным учреждением принятых на себя обязательств, закрепленных в программе работы;
- получения промежуточных результатов, свидетельствующих о невозможности или нецелесообразности продолжения реализации проекта, в частности, ухудшения уровня и качества подготовки обучающихся;
- нарушения образовательным учреждением законодательства РФ и законодательства города Москвы, включая несоответствие содержания подготовки выпускников требованиям государственных образовательных стандартов, несоблюдение требований Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов по охране здоровья обучающихся и воспитанников, нарушения сроков представления отчетности.

5. Права и обязанности образовательных учреждений, которые
входят в состав городских экспериментальных площадок

5.1. Образовательные учреждения, которые входят в состав городских экспериментальных площадок, руководствуются Законом Российской Федерации "Об образовании", Федеральным законом "О высшем и послевузовском профессиональном образовании", Законом города Москвы "О развитии образования в городе Москве", Законом города Москвы "Об общем образовании в городе Москве", Законом города Москвы "О начальном и среднем профессиональном образовании в городе Москве", настоящим Положением и иными нормативными правовыми актами, регламентирующими деятельность образовательных учреждений в условиях экспериментальной и инновационной деятельности.
5.2. Образовательные учреждения, которые входят в состав городских экспериментальных площадок первого уровня, имеют право:
- вносить изменения в цели, задачи, содержание образовательных программ, организацию образовательного процесса, педагогические методы и технологии, систему средств воспитания;
- вносить изменения в режим функционирования и структуру управления образовательным учреждением, в организацию финансово-хозяйственной деятельности;
- после прохождения внешней экспертизы предоставляется право публиковать результаты экспериментальной и инновационной работы в серии "Инструктивно-методическое обеспечение развития столичного образования" Департамента образования города Москвы;
- изменять формы и содержание подготовки и переподготовки педагогических кадров.
5.3. Образовательные учреждения, которые входят в состав городских экспериментальных площадок второго уровня, имеют право:
- вносить изменения в цели, задачи, содержание образовательных программ, организацию образовательного процесса, педагогические методы и технологии, систему средств воспитания;
- вносить изменения в режим функционирования и структуру управления образовательным учреждением, в организацию финансово-хозяйственной деятельности;
- реализовывать научно-методические и инновационные функции городской экспериментальной площадки второго уровня в образовательных учреждениях - участниках инновационного проекта по основному направлению экспериментальной и инновационной деятельности;
- реализовывать на своей базе различные формы презентационной и демонстрационной деятельности, изменять формы и содержание подготовки и переподготовки кадров, а также давать предложения по реализации программ повышения квалификации и переподготовки кадров по основному направлению экспериментальной и инновационной деятельности (с привлечением специалистов по повышению квалификации);
- после прохождения внешней экспертизы могут публиковать результаты экспериментальной и инновационной работы в серии "Инструктивно - методическое обеспечение развития столичного образования" Департамента образования города Москвы;
- разрабатывать, создавать и руководить работой образовательных программ, инновационных структур и комплексов в области основного направления экспериментальной деятельности.
5.4. Перечисленные права предусматриваются только в целях обеспечения наиболее эффективной реализации программы проведения экспериментальной и инновационной деятельности и не должны противоречить законодательству Российской Федерации, наносить ущерб здоровью, а также уровню и качеству подготовки обучающихся и воспитанников, ограничивать права участников образовательного процесса.
5.5. Образовательные учреждения, которые входят в состав городских экспериментальных площадок, обязаны:
- реализовать утвержденную программу проведения исследовательской, экспериментальной и инновационной работы в установленный срок;
- обеспечивать в рамках экспериментальной и инновационной деятельности уровень и качество подготовки выпускников не ниже требований государственных образовательных стандартов;
- своевременно сдавать отчетные материалы в соответствии с календарным планом выполнения экспериментальных работ и требованиями к отчетной документации, утвержденными Городским экспертным советом и Советом экспертов;
- своевременно информировать соответствующее структурное подразделение Департамента образования города Москвы о возникших проблемах, которые могут привести к невыполнению программы или календарного плана работ.

6. Финансирование и материально-техническое обеспечение
городских экспериментальных площадок

6.1. Финансирование городских экспериментальных площадок осуществляется за счет:
- бюджетных ассигнований, выделяемых на финансирование образовательных учреждений системы Департамента образования города Москвы;
- дополнительных средств, выделяемых префектурами административных округов, управами районов, органами местного самоуправления на поддержку образования;
- средств, выделяемых на финансирование городских программ;
- средств спонсоров, ассоциаций, творческих коллективов, предприятий, физических лиц;
- доходов от платных дополнительных образовательных услуг.
6.2. Образовательному учреждению, входящему в состав городской экспериментальной площадки первого уровня:
- Департаментом образования города Москвы утверждается индивидуальное штатное расписание в соответствии с учебным планом и программой экспериментальной деятельности, согласованное с научным руководителем и окружным управлением образования;
- в индивидуальном штатном расписании предусматриваются: одна ставка заместителя директора по учебно-воспитательной работе для организации экспериментальной деятельности (независимо от количества реализуемых экспериментальных проектов), ставки специалистов (не более 5 ставок; количество ставок утверждается Департаментом образования города Москвы по представлению Совета городской экспериментальной площадки, согласованному с окружным управлением образования);
- предусматриваются надбавки в размере 15% к ставке (должностному окладу) заработной платы педагогическим и иным работникам, участвующим в экспериментальной деятельности, на основании выписки из решения Совета городской экспериментальной площадки и приказа руководителя образовательного учреждения (в соответствии с Законом города Москвы "О развитии образования в городе Москве"). В случае если работник принимает участие в нескольких экспериментальных или инновационных проектах, надбавка назначается за работу в одном из них по выбору работника.
6.3. Образовательному учреждению, входящему в состав городской экспериментальной площадки второго уровня:
- Департаментом образования города Москвы утверждается индивидуальное штатное расписание в соответствии с учебным планом и программой экспериментальной и инновационной деятельности, согласованное с научным руководителем и окружным управлением образования;
- предусматриваются: одна ставка заместителя директора по учебно-воспитательной работе для организации экспериментальной и инновационной деятельности, ставки специалистов (не более 5 ставок; количество ставок утверждается Департаментом образования города Москвы по представлению Координационного совета, согласованному с окружным управлением образования);
- предусматриваются надбавки участникам экспериментально-инновационной деятельности в размере 15% к ставке (должностному окладу) заработной платы педагогическим и иным работникам, участвующим в экспериментальной деятельности, на основании выписки из решения Координационного совета городской экспериментальной площадки и приказа руководителя образовательного учреждения (в соответствии с Законом города Москвы "О развитии образования в городе Москве"). В случае если работник принимает участие в нескольких экспериментальных или инновационных проектах, надбавка назначается за работу в одном из них по выбору работника;
- при расчете учебной нагрузки педагогическим работникам, участвующим в экспериментальной и инновационной деятельности, 3 часа могут отводиться на методическую, экспериментальную и инновационную работу;
- в фонде оплаты труда предусматриваются средства для оплаты экспертизы, отдельных лекций, циклов, курсов по направлениям экспериментальной и инновационной деятельности в расчете 1,5 ставки учителя по трудовому договору со специалистами высшей квалификации.
6.4. Образовательные учреждения, входящие в состав городской экспериментальной площадки, ежегодно представляют индивидуальное штатное расписание на утверждение в Департамент образования города Москвы.
6.5. Образовательным учреждениям, входящим в состав городской экспериментальной площадки, может выделяться дополнительное материально-техническое оснащение.


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru