Законодательство
Москва


Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







<ПИСЬМО> УФНС РФ по г. Москве от 16.06.2005 № 18-08/3/42364
"О ПОРЯДКЕ ПРИМЕНЕНИЯ УПРОЩЕННОЙ СИСТЕМЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ"

Официальная публикация в СМИ:
"Вестник московского бухгалтера", № 27 (25 - 31 июля), 2005,
"Учет, налоги, право" (в Москве), № 27, (2 - 8 августа), 2005


--> примечание.
При применении следует учитывать, что документ не носит нормативный характер и является разъяснением по конкретному запросу.



Вопрос: В соответствии с положениями статьи 48 Гражданского кодекса Российской Федерации под участием в организации понимается участие в образовании имущества организации ее учредителей (участников).
В постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.10.2004 № 3114/04 сделан вывод о том, что под непосредственным участием других организаций следует понимать участие (вклад) в образовании имущества (уставного капитала) организации. При этом под последней понимается организация с разделенным на доли (вклады) учредителей (участников) уставным (складочным) капиталом.
В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 26.12.95 № 208-ФЗ "Об акционерных обществах" (далее - Закон) акционерным обществом признается коммерческая организация, уставный капитал которой разделен на определенное число акций, удостоверяющих обязательственные права участников общества (акционеров) по отношению к обществу.
Согласно статье 9 Закона создание общества путем учреждения осуществляется по решению учредителей (учредителя). Учредители общества заключают между собой письменный договор о его создании, определяющий порядок осуществления ими совместной деятельности по учреждению общества, размер уставного капитала общества, категории и типы акций, подлежащих размещению среди учредителей, размер и порядок их оплаты, права и обязанности учредителей по созданию общества.
Пунктом 1 статьи 10 Закона установлено, что учредителями общества являются граждане и (или) юридические лица, принявшие решение о его учреждении.
В соответствии со статьей 25 Закона уставный капитал общества составляется из номинальной стоимости акций общества, приобретенных акционерами. При учреждении общества все его акции должны быть размещены среди учредителей.
На практике возникают ситуации, когда в соответствии с учредительными документами акционерного общества при его создании в состав учредителей входят юридические лица и доля учредителей - юридических лиц в уставном капитале составляет более 25 процентов. На этом основании налоговая инспекция направляет налогоплательщику уведомление о невозможности применения упрощенной системы налогообложения.
Обжалуя действия налоговой инспекции в вышестоящий налоговый орган, акционерное общество представляет выписки из реестра акционеров по состоянию на дату подачи заявления о переходе на упрощенную систему налогообложения и на 31 декабря года, предшествующего году, начиная с которого налогоплательщик предполагает перейти на упрощенную систему налогообложения, согласно которым в связи с изменением состава акционеров и их долей в уставном капитале акционерного общества доля акционеров - юридических лиц в уставном капитале не превышает 25 процентов.
В связи с изложенным возникают следующие вопросы:
1. Правомерным ли является вывод о том, что, если при учреждении акционерного общества и образовании его имущества (уставного капитала) доля учредителей, являющихся юридическими лицами и относящихся согласно пункту 2 статьи 11 Кодекса к организациям, в уставном капитале общества составляет более 25 процентов, оно не имеет правовых оснований для применения упрощенной системы налогообложения?
2. Если вышеприведенный вывод неправомерен, следует ли при решении вопроса о возможности перехода на упрощенную систему налогообложения акционерного общества исходить из доли участников (акционеров) в уставном капитале организации? На какую дату следует определять доли акционеров в уставном капитале - на дату подачи налогоплательщиком заявления о переходе на упрощенную систему налогообложения либо на дату перехода на данный специальный налоговый режим?
Учитывая, что акционерные общества не обязаны представлять в налоговые инспекции выписки из реестра акционеров, как часто необходимо запрашивать такие документы в целях осуществления контроля за сохранением или утратой права применения упрощенной системы в связи с возможным изменением состава акционеров и долей их участия в уставном капитале акционерного общества?

Ответ:

УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ
ПО Г. МОСКВЕ

ПИСЬМО
от 16 июня 2005 г. № 18-08/3/42364

О ПОРЯДКЕ ПРИМЕНЕНИЯ УПРОЩЕННОЙ СИСТЕМЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ

Управление ФНС России по г. Москве направляет для сведения и использования в работе разъяснения ФНС России по порядку применения подпункта 14 пункта 3 статьи 346.12 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) в отношении акционерных обществ.
Согласно пункту 1 статьи 346.13 Кодекса организации, изъявившие желание перейти на упрощенную систему налогообложения, должны подать в период с 1 октября по 30 ноября года, предшествующего году, начиная с которого налогоплательщики переходят на упрощенную систему налогообложения, в налоговый орган по месту своего нахождения заявление.
Уведомление о возможности применения упрощенной системы налогообложения может быть выдано налоговым органом налогоплательщику, изъявившему желание перейти на упрощенную систему налогообложения, только при соблюдении таким налогоплательщиком требований, предусмотренных главой 26.2 Кодекса, в том числе при соблюдении условий, предусмотренных пунктом 3 статьи 346.12 Кодекса.
Исходя из этого условие, предусмотренное в подпункте 14 пункта 3 статьи 346.12 Кодекса, должно быть соблюдено на дату подачи организацией заявления о переходе на упрощенную систему налогообложения.
При этом исходя из норм указанной статьи Кодекса данное, а равно и иные предусмотренные ею условия и ограничения должны соблюдаться налогоплательщиками и для целей дальнейшего применения упрощенной системы налогообложения.
Одновременно с этим сообщаем, что в соответствии со статьями 31, 88, 93 Кодекса налоговые органы вправе истребовать у налогоплательщика документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты налогов.
Таким образом, выписки из реестра акционеров, подтверждающие состав акционеров и их доли в уставном капитале акционерного общества, налоговые органы вправе истребовать у налогоплательщиков только в рамках проводимых в отношении них мероприятий налогового контроля.
Основание: письмо ФНС России от 24.05.2005 № 22-1-11/941 "Об упрощенной системе налогообложения".

Заместитель
руководителя Управления
Федеральной налоговой службы
по г. Москве
А.Г. Луканина


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru