Законодательство
Москва


Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства Москвы от 28.09.2004 № 674-ПП
"О КОНЦЕПЦИИ СОЗДАНИЯ И РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ЦЕНТРОВ ОБЩЕСТВЕННОГО ДОСТУПА К СОВРЕМЕННЫМ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫМ ТЕХНОЛОГИЯМ"

Официальная публикация в СМИ:
"Вестник Мэра и Правительства Москвы", № 59, 20.10.2004


   ------------------------------------------------------------------

--> примечание.
Начало действия документа - 28.09.2004.
   ------------------------------------------------------------------

Снят с контроля в связи с выполнением (постановление Правительства Москвы от 18.01.2005 № 30-ПП).



ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 28 сентября 2004 г. № 674-ПП

О КОНЦЕПЦИИ СОЗДАНИЯ И РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ЦЕНТРОВ
ОБЩЕСТВЕННОГО ДОСТУПА К СОВРЕМЕННЫМ
ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫМ ТЕХНОЛОГИЯМ

В соответствии с пунктом 1.4.1.1 "Развитие системы центров общественного доступа к ИКТ" перечня мероприятий Городской целевой программы "Электронная Москва", утвержденного Законом города Москвы от 9 июля 2003 года № 47 "О Городской целевой программе "Электронная Москва", в целях организации и проведения работ по созданию и развитию системы центров общественного доступа к современным информационно-коммуникационным технологиям Правительство Москвы постановляет:
1. Утвердить Концепцию создания и развития системы центров общественного доступа к современным информационно-коммуникационным технологиям (приложение).
2. Департаменту территориальных органов исполнительной власти города Москвы как государственному заказчику совместно с Управлением информатизации города Москвы в месячный срок утвердить технико-экономическое обоснование развития системы центров общественного доступа к ИКТ и техническое задание на реализацию раздела 1.4.1.1 Городской целевой программы "Электронная Москва".
3. Управлению информатизации города Москвы в установленном порядке обеспечить начиная с 2004 года финансирование выполнения этапов работ по пункту 1.4.1.1 плана мероприятий Городской целевой программы "Электронная Москва" за счет средств, предусмотренных бюджетом города Москвы.
4. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы Петрова А.В.

Мэр Москвы
Ю.М. Лужков





Приложение
к постановлению Правительства
Москвы
от 28 сентября 2004 г. № 674-ПП

КОНЦЕПЦИЯ
СОЗДАНИЯ И РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ЦЕНТРОВ
ОБЩЕСТВЕННОГО ДОСТУПА К СОВРЕМЕННЫМ
ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫМ ТЕХНОЛОГИЯМ

1. Введение

Одно из измерений социального неравенства современного общества принято называть "информационным неравенством". Оно отражает социальную дифференциацию населения по принципу возможностей доступа к информационно-коммуникационным технологиям. В условиях развития глобального информационного общества доступ к информационно-коммуникационным технологиям означает доступ к информации и знанию. Москва не может игнорировать эту проблему, общую для всех городов и стран, вступивших и вступающих на путь информатизации.
В 2001 году в Москве была принята Концепция движения Москвы к информационному обществу, которая явилась платформой для разработки Городской целевой программы "Электронная Москва" (утверждена Законом города Москвы от 9 июля 2003 года № 47 "О Городской целевой программе "Электронная Москва").
Одной из основных задач Городской целевой программы "Электронная Москва" является обеспечение доступа к социально значимой информации и базовым информационно-коммуникационным услугам для всех жителей города Москвы независимо от пола, возраста и социально-экономического положения.
Для этого в рамках Городской целевой программы "Электронная Москва" реализуются такие проекты, как "Развитие системы центров общественного доступа к современным ИКТ" (раздел 1.4.1.1), "Среда электронного взаимодействия. Обеспечение работы органов исполнительной власти и организаций города Москвы в режиме "одно окно" (раздел 1.2.1), "Реализация проекта создания городской интегрированной системы районных социально ориентированных информационных ресурсов и услуг (проект "Инфоград")" (раздел 1.4.1.3), "Система городских порталов" (раздел 1.3.1) и другие.
Решение проблемы информационного неравенства в городе с развитой информационно-коммуникационной инфраструктурой, каким является Москва, в значительной степени определится обеспечением возможности доступа всех жителей города Москвы к необходимой информации о деятельности органов исполнительной власти города Москвы и городских организаций.
Одно из направлений решения этой проблемы - создание системы доступа к информационно-коммуникационным технологиям посредством центров общественного доступа.

2. Цели и задачи системы центров общественного доступа

Центр общественного доступа как элемент системы центров общественного доступа города Москвы состоит из типового аппаратно-программного комплекса и дает широкому кругу пользователей возможность доступа к государственным и иным социально значимым информационным ресурсам, а также возможность взаимодействия с органами государственной власти и местного самоуправления посредством информационно-коммуникационных технологий.
Система центров общественного доступа - это функционирующий под единым управлением комплекс городских центров общественного доступа.
Организационно центры общественного доступа создаются на основе территориальных органов исполнительной власти города Москвы, комплексов городского управления, государственных унитарных предприятий, иных коммерческих и общественных организаций, в дальнейшем именуемых "базовые организации". Стратегической целью развития системы центров общественного доступа являются:
- создание условий, делающих доступными современные информационно-коммуникационные технологии для всех жителей города Москвы независимо от пола, возраста и социально-экономического положения;
- обеспечение возможности использования жителями города Москвы новых информационных технологий в том числе в области образования, здравоохранения, культуры и участия в общественной жизни.
Задачами системы центров общественного доступа являются:
- предоставление жителям города Москвы необходимых технических средств для получения доступа к социально значимой информации и консультационной помощи в использовании информационно-коммуникационных технологий;
- общедоступность государственных информационных ресурсов, обеспечение прозрачности в деятельности органов государственной власти;
- создание условий для эффективного взаимодействия между органами государственной власти и гражданами на основе использования информационно-коммуникационных технологий.
Развитие системы центров общественного доступа города Москвы позволит также обеспечить:
- эффективное использование интеллектуального и кадрового потенциала Москвы в сфере информационно-коммуникационных технологий;
- преодоление отставания Москвы от столиц развитых стран в уровне использования и развития информационно-коммуникационных технологий;
- массовую подготовку квалифицированных пользователей вычислительной техники и современных информационно-коммуникационных технологий.
Для развития системы центров общественного доступа необходимо решить следующие задачи:
- разработка требований к типовым центрам общественного доступа;
- обеспечение доступа к социально значимым информационным ресурсам, в том числе к Системе городских порталов;
- создание новых центров общественного доступа, создание и развитие системы центров общественного доступа;
- интеграция существующих пунктов доступа в систему центров общественного доступа;
- создание Центра мониторинга и управления системой для снижения операционных затрат на обеспечение деятельности системы центров общественного доступа.

3. Характеристика текущего состояния

3.1. Зарубежный опыт

В настоящее время для создания аналогов центров общественного доступа в промышленно развитых странах используются два основных подхода:
- самостоятельная организация, специализирующаяся на предоставлении услуг доступа к информационным технологиям и ресурсам;
- подразделение организации, предоставляющей широкий спектр услуг.
В рамках этих двух подходов можно выделить пять основных типов центров:
- общедоступные центры;
- центры, ориентированные на обслуживание конкретных групп населения;
- многоцелевые центры, предоставляющие заданный набор услуг;
- сети муниципальных технологических центров;
- информационные киоски.
Общедоступные центры. Эти центры обеспечивают обучение и доступ к вычислительным ресурсам, информационным и телекоммуникационным технологиям и услугам, включая технологии видеоконференц-связи. Центры данного типа в США обслуживают всех жителей данного региона без каких-либо ограничений. Уровень обслуживания и программы обучения определяются главным образом объемами финансирования. В большинстве случаев такого рода центры являются самостоятельными организациями, хотя имеются примеры их функционирования в виде структурных подразделений других организаций.
Центры, ориентированные на обслуживание конкретных групп населения. Эти центры в организационном и техническом отношении ориентированы на обслуживание определенных категорий населения. Примером могут служить центры Объединения по обслуживанию бездомных семей (Consortium for Services to Homeless Families), действующие в Вашингтоне и других городах США. Их основное назначение - обеспечить доступ к информационным ресурсам, облегчающим поиск работы и постоянного жилища.
Многоцелевые центры. Многоцелевые центры, такие как сеть компьютерных клубов USES на юге США, наряду с доступом к информационно-коммуникационным ресурсам и услугам предоставляют ряд социальных услуг, не связанных с информационно-коммуникационными технологиями, таких как доставка товаров на дом, продажа транспортных билетов, трудоустройство. Для этих центров характерно обслуживание различных социальных групп населения на сравнительно небольших территориях.
Сети муниципальных технологических центров. Основной особенностью сети такого рода центров является то, что их деятельность направлена на осуществление конкретной региональной программы обучения навыкам использования информационных технологий, для выполнения которой создается сеть специализированных центров. Примером может служить программа "Информационные технологии в образовании" (Technology-In-Learning) в США, в выполнении которой наряду с головным специализированным центром участвуют вспомогательные центры, созданные на базе школ и других муниципальных учреждений.
Информационные киоски (инфоматы). Инфомат представляет собой отдельно стоящую конструкцию, все компоненты которой заключены в стальной короб современного вида, обеспечивающий их надежную защиту. Инфоматы могут находиться внутри здания или снаружи, примыкать к остановкам общественного транспорта. В полную комплектацию инфомата входит плоский сенсорный экран, компьютер, принтер, установка для чтения кредитных карт, аудиоколонки и дополнительное защитное стекло для сенсорного экрана. В Великобритании сеть инфоматов насчитывает 400 единиц (из них 200 - в Лондоне), в Швеции - около 50, в Бразилии в 2003 г. установлены первые 10 инфоматов.

3.2. Российский опыт

Центры обеспечения публичного доступа к ресурсам и сервисам Интернета создаются в течение ряда лет в Российской Федерации.
На территории страны существуют две развитые сети центров общественного доступа:
- классы открытого доступа университетских центров Интернета;
- пункты общественного доступа, создаваемые в рамках Федеральной целевой программы "Электронная Россия".
Университетские центры Интернета создавались на базе центров Интернета государственных университетов, а пункты общественного доступа - преимущественно на базе библиотек и региональных органов исполнительной власти.
3.2.1. Классы открытого доступа университетских центров Интернета.
В результате реализации совместной программы Института "Открытое Общество", Правительства Российской Федерации и администраций ряда регионов в 1996-1999 гг. были созданы 33 университетских центра Интернета. Университетский центр Интернета представляет собой телекоммуникационную систему, обеспечивающую одновременный доступ к ресурсам Интернета для значительного числа пользователей.
Основными задачами университетских центров Интернета являются:
- поддержка эффективного доступа в Интернет для десятков пользовательских рабочих мест;
- создание общедоступных региональных информационных ресурсов и их эффективное представление в Интернете.
В связи с неразвитостью инфраструктуры Интернета в регионах России на университетские центры Интернета возложены функции телекоммуникационных центров университетских и региональных некоммерческих сетей. Поэтому университетские центры Интернета проектировались как многофункциональные системы, способные одновременно решать указанные задачи. В состав каждого из них входят телекоммуникационный центр, веб-лаборатория, класс открытого доступа.
Оборудование университетских центров Интернета объединено в локальную сеть с помощью структурированной кабельной системы. Технологические решения, заложенные в структурированной кабельной системе, обеспечивают сохранение вложенных инвестиций за счет долгосрочной гарантии (до 15 лет) на компоненты и модульной организации кабельной системы.
Сразу после открытия проводилось обучение его сотрудников специалистами компаний - поставщиков оборудования и программного обеспечения. На практических занятиях использовался комплект оборудования университетских центров Интернета, что позволило обеспечить высокую степень освоения поставленной техники.
На первом этапе интеграция университетских центров в Интернет обеспечивалась междугородными цифровыми каналами со скоростью передачи данных не менее 256 Кбит/с. Ответственность за организацию каналов была возложена на Министерство науки и технологий Российской Федерации, которое осуществляло финансирование аренды каналов в рамках Межведомственной программы "Создание национальной сети компьютерных телекоммуникаций для науки и высшей школы". На техническом уровне организация указанных каналов осуществлялась путем выделения соответствующих емкостей в национальной опорной научно-образовательной сети Rbnet.
Обмен международным трафиком университетских центров Интернета осуществляется с использованием соответствующих мощностей Rbnet.
Классы открытого доступа в университетских центрах Интернета работают, как правило, 10-14 часов в день, шесть дней в неделю, один день отводится для профилактики оборудования. В классах открытого доступа постоянно находятся опытные консультанты, в обязанности которых входит помощь пользователям в навигации по Интернету и в поиске необходимой информации, контроль за соблюдением порядка в классах. Один раз в неделю в университетских центрах Интернета проводится обучение для начинающих пользователей.
В университетских центрах Интернета существует система регистрации пользователей. Каждый из них может получить личный адрес для переписки по электронной почте и необходимый объем дисковой памяти на сервере. На одном из информационных серверов университетских центров Интернета ведется оперативная статистика посещений и учет информационных ресурсов.
Количество компьютеров в классах открытого доступа определено нормой: одно рабочее место на 100 студентов дневного отделения; в зависимости от численности студентов университета это количество варьируется от 40 до 150.
3.2.2. Пункты доступа к информационно-коммуникационным технологиям, созданные в рамках Федеральной целевой программы "Электронная Россия".
Первые пункты доступа в рамках пилотного проекта Федеральной целевой программы "Электронная Россия" были открыты в 2002 г. в администрациях Чебоксарского и Шемуршинского районов Чувашской Республики.
В ходе работ был разработан технический проект типового пункта доступа.
Каждый пункт доступа оснащен пятью компьютерами, лазерным принтером и необходимым сетевым оборудованием. Правительством Чувашской Республики принято решение об открытии таких пунктов во всех 29 районах и городах республики.
Пункты доступа в Чувашии размещаются в учебных заведениях, библиотеках, в зданиях администраций городов и районов. Планируется использовать пункты доступа для оказания местными органами власти услуг по принципу "одного окна" (лицензирование, регистрация прав).
В Чувашии создана единая региональная инфраструктура, состоящая из серверных комплексов, обеспечивающих бесплатный коммутируемый доступ бюджетных организаций (школы, больницы и пр.), и инфоматов, расположенных в зданиях республиканских органов власти.
В 2003 году, по данным Федеральной целевой программы "Электронная Россия", в рамках программы разработаны и сданы в эксплуатацию 68 пилотных пунктов доступа:
- в Москве - 26 пилотных пунктов доступа на базе общеобразовательных учреждений;
- в Астраханской области - 12 пилотных пунктов доступа на базе библиотек и общеобразовательных учреждений региона;
- в Республике Бурятии - 30 пунктов доступа на базе библиотек и общеобразовательных учреждений региона.
Технологические и организационные решения, отработанные при реализации проекта в 2002-2003 годах, являются базовыми для расширения сети пунктов доступа в других регионах при реализации Федеральной целевой программы "Электронная Россия".

3.3. Московский опыт

В настоящее время в городе Москве накоплен значительный опыт создания и функционирования пунктов доступа к информационно-коммуникационным технологиям.
На базе школ и колледжей созданы компьютерные классы, многие из которых подключены к Интернету. В префектурах административных округов и управах районов установлены информационные киоски и персональные компьютеры для посетителей. В городе имеются компьютерные центры досуга и Интернет-кафе.
С точки зрения данной Концепции наиболее близки к определению Центра общественного доступа 53 пункта доступа к информационным ресурсам, созданные в библиотеках города.
В 19 библиотеках Юго-Восточного административного округа для читателей предоставляется доступ в Интернет, для школьников - бесплатно. Доступны зарубежные базы данных периодических изданий гуманитарных и специальных направлений.
В 5 библиотеках (библиотеки № 42, 137, 142, 31, 151) работают Интернет-видеостудии, две из них являются базовыми (имеют дополнительные выделенные каналы связи).
Во всех библиотеках Централизованной библиотечной системы можно сделать копии необходимых документов, в большинстве - отсканировать и перевести текст в электронный формат.
На основе библиотеки № 137 в 2000 году был открыт первый в Москве Молодежный интеллект-центр, который положил начало созданию целой сети таких центров на Юго-Востоке Москвы. К настоящему времени в сеть входит более 20 интеллект-центров. Типовой набор сервисов интеллект-центра включает:
- поиск информации в сети Интернет;
- обучение использованию информационных технологий;
- предоставление услуг электронной почты;
- дистанционное образование;
- электронная доска объявлений и дискуссионный клуб;
- Интернет-видеоконференции с другими клубами Москвы и других городов.
Аудиторию центров общественного доступа, созданных на основе 19 библиотек Централизованной библиотечной системы "Люблино", составляют 103,7 тыс. читателей, преимущественно жителей Юго-Восточного административного округа. Из них 57% - школьники, 23,4% - студенты, 11,4% - служащие, 8,2% - прочие категории населения.
Центры общественного доступа, работающие на базе публичных библиотек, являются многофункциональными. Основной функцией, реализуемой в этих центрах общественного доступа, является предоставление услуг по работе с информационными фондами библиотек, в том числе - поиску необходимого издания посредством электронных каталогов, работе с электронными версиями книг и периодических изданий.
Успешно действует Центр общественного доступа на базе библиотеки им. Л.Н. Толстого Централизованной библиотечной системы № 1 Южного административного округа, предоставляющий бесплатный доступ к Интернету.
Большая часть библиотечных центров общественного доступа создана в рамках комплексной программы создания корпоративной системы публичных библиотек Москвы, предназначенных для создания и использования объединенных информационных ресурсов публичных библиотек Москвы с целью удовлетворения социальных, культурных, научных потребностей жителей города. Корпоративная система публичных библиотек Москвы является некоммерческим объединением библиотек.
Количество центральных московских публичных библиотек и их филиалов, участвующих в корпоративной системе, - 273, что составляет 62,5% от общего числа публичных библиотек Москвы.
Имеют персональные компьютеры около 210 библиотек.
Количество оборудованных персональными компьютерами рабочих мест составляет 1030.
Количество рабочих мест, имеющих выход в Интернет, составляет 270.
Количество Интернет-классов - 53.
Заинтересованность участия московских библиотек в корпоративной системе определяется открывающимися возможностями:
- поддержки функционирования библиотеки из общих средств целевого назначения;
- экономии трудовых и финансовых ресурсов за счет организации коллективной обработки документов и данных участниками корпоративной сети;
- получения квалифицированной поддержки при решении задач, связанных с установкой и обеспечением функционирования программно-аппаратных средств;
- обучения и повышения квалификации сотрудников библиотеки в рамках целевых программ;
- поставки программно-аппаратных средств и поддержки работы в Интернете за счет бюджета города;
- расширения номенклатуры и качества услуг, предоставляемых библиотекой пользователям;
- рекламирования по корпоративной сети ресурсов и услуг, привлечения в библиотеку новых пользователей и т.п.
Сеть корпоративной системы публичных библиотек Москвы состоит из "узлов" - комплексов технических и программных средств, создаваемых в библиотеках, которые взаимодействуют между собой и с другими информационными ресурсами через Интернет, а также их персонала, выполняющего как традиционные, так и дополнительные функции, которые определяются условиями участия библиотек в корпоративной системе.
В архитектуре сети выделяются следующие типы узлов:
- базовый центр-провайдер, осуществляющий функции технического и информационного администрирования и сопровождения сети в целом;
- базовые сетевые центры федерального значения, предназначенные для реализации информационных связей корпоративной системы с ведомственными библиотечно-информационными системами России и предоставления своих ресурсов в доступ пользователям корпоративной системы публичных библиотек Москвы;
- базовые сетевые центры, предназначенные для обслуживания крупных библиотек административных округов, создания и предоставления в сетевой доступ всем пользователям корпоративной системы публичных библиотек Москвы наиболее значимых в масштабах своих округов информационных ресурсов;
- сетевые центры библиотек-пользователей, обслуживающие средние библиотеки, имеющие собственные информационные ресурсы;
- сетевые центры библиотек-филиалов, обслуживающие только свои филиалы и их пользователей.
Базовый центр-провайдер создается на базе крупной библиотеки, имеющей опыт администрирования серверов и сетевого коммутационного оборудования, создающей собственные информационные ресурсы, располагающей специалистами в области телекоммуникаций и баз данных.
Основными функциями базового центра-провайдера являются обеспечение:
- технического и организационного администрирования и сопровождения серверов узлов сети библиотек, не имеющих специалистов по телекоммуникациям и базам данных;
- взаимодействия информационных ресурсов публичных библиотек Москвы и федеральных библиотек;
- услуг по облегченному совместному доступу узлов публичных библиотек к информационным ресурсам Интернета, предоставляемых на платной основе.
Базовые сетевые центры федерального значения создаются в библиотеках федеральной или ведомственной принадлежности, располагающих собственными информационными ресурсами, имеющими важное значение для Москвы. Эти библиотеки должны быть готовы предоставить свои ресурсы для коллективного использования в корпоративной системе публичных библиотек Москвы.
Базовые сетевые центры создаются в крупных библиотеках, имеющих собственные информационные ресурсы и готовых предоставить эти ресурсы для коллективного использования в корпоративной системе публичных библиотек Москвы. При наличии у них филиалов и/или подразделений, размещенных в разных зданиях, они создают и поддерживают телекоммуникационную сеть библиотек-филиалов и своих подразделений.
Основными функциями базовых сетевых центров являются:
- управление специализированными библиографическими и информационными ресурсами и их предоставление для общедоступного сетевого использования. При этом форма и порядок предоставления ресурсов могут варьироваться, в том числе зависеть от платного или бесплатного их предоставления владельцем ресурса;
- ведение и сопровождение общедоступного каталога;
- создание читательских классов и предоставление читателям доступа к информационным ресурсам Интернета;
- размещение и сопровождение информационных ресурсов библиотек-филиалов, не имеющих собственного постоянного подключения к Интернету;
- обеспечение подключения к Интернету библиотек и удаленных пользователей через выделенные телефонные линии связи (в зависимости от числа этих линий и технических возможностей коммуникационного оборудования).
Сетевые центры библиотек-пользователей создаются на базе библиотек, которые имеют или создают собственные электронные ресурсы, но не готовы по тем или иным причинам предоставить их для общедоступного сетевого использования. При наличии филиалов и/или подразделений, размещенных в разных зданиях, они создают и поддерживают телекоммуникационную сеть библиотек-филиалов и подразделений.
Для сетевых центров библиотек-пользователей предусматриваются возможности:
- доступа к информационным ресурсам базового сетевого центра и другим информационным ресурсам сети;
- создания собственных информационных веб-страниц, в том числе с возможностями доступа через Интернет к своим локальным базам данных.
В отличие от базовых сетевых центров сетевые центры библиотек-пользователей не имеют возможности самостоятельно войти в единое телекоммуникационное пространство. Предполагается постепенное создание базовых сетевых центров на основе библиотек-пользователей.
Сетевые центры библиотек-филиалов создают и поддерживают телекоммуникационную сеть своих библиотек-филиалов и подразделений, если последние находятся в разных зданиях. Они взаимодействуют с базовыми сетевыми центрами через выделенные или коммутируемые линии.
Для сетевых центров библиотек-филиалов предусматриваются возможности:
- доступа к информационным ресурсам базового сетевого центра;
- формирования запросов для совместного организационного взаимодействия (например, для заказа литературы, книгообмена и т.п.).
Корпоративная система публичных библиотек Москвы организует обучение библиотечных работников и пользователей, оказывает платные услуги организациям и физическим лицам (например, подготовку разного рода обзоров и подборок литературы, сбор фактографических данных по заказам пользователей, установку и поддержку работы программно-технических средств и т.п.).
Другой разновидностью существующих пунктов доступа к информационно-коммуникационным технологиям являются информационные киоски (инфоматы), отличительной особенностью которых является фиксированный набор содержащейся справочной информации. Инфоматы располагаются в наиболее людных местах (управы районов, торговые центры), просты в использовании, имеют усиленную защиту от механических повреждений и износа.
Удобство пользования инфоматом достигается за счет сенсорного экрана, который позволяет человеку управлять системой, нажимая на пиктограммы или ссылки.
Инфоматы могут оснащаться печатным устройством, телефоном, устройством для осуществления платежей, в том числе коммунальных, с помощью пластиковых карточек.
В будущем возможно предоставление с помощью инфоматов дополнительных сервисов, например, продажа авиабилетов, выдача банкнот по пластиковым картам, оплата счетов и т.п., как это реализовано за рубежом.
Основными особенностями инфоматов являются:
- простота использования;
- ограниченный набор сервисов;
- компактность;
- повышенная механическая прочность;
- автономность.
В Москве накоплен определенный опыт создания сети инфоматов. В 1998 г. стартовал проект создания городской информационно-справочной системы (ГИСС), предусматривающий монтаж 2000 инфоматов и 250 справочных узлов. Был составлен эскизный проект, установлено более 100 инфоматов.
Другой аналогичный проект инициировала в 2000 г. Московская городская телефонная сеть, которая планировала установить в городе 100 инфоматов. Цель состояла в том, чтобы разгрузить справочную службу 09.
Однако вышеупомянутые проекты создания инфоматов не были реализованы в планируемые сроки. Одной из причин явились организационные проблемы - прежде всего отсутствие единого подхода и интеграции с другими программами в области информационного обеспечения Москвы.
Комитетом рекламы, информации и оформления города Москвы в 2003 г. успешно начата реализация программы установки инфоматов. Инфомат, установленный по адресу Новый Арбат, 15, обеспечивает поиск городских организаций (по справочнику, по названию, по адресу, по товарам и видам деятельности), поиск по карте Москвы, определяет маршрут проезда городским транспортом. С его помощью можно получить информацию о территориальных органах управления и о мероприятиях в районе города, имеется возможность интерактивного обращения граждан в органы исполнительной власти (префектуру административного округа, управу района). Программой развития сети планируется установить в городе до 100 инфоматов.

4. Основные принципы и направления развития

4.1. Общие положения

Услуги центров общественного доступа должны быть организационно и экономически доступны широкому кругу пользователей.
Кроме того, центры общественного доступа должны быть сравнительно недороги в обслуживании и могут в значительной степени покрывать затраты на свое содержание за счет оказания платных услуг.
Исходя из принципов унифицируемости, логичности и простоты построения системы центров общественного доступа вводятся понятия Центра мониторинга и управления системой и типового Центра общественного доступа (рис. 1), при этом выделяется 4 типа центров общественного доступа: инфомат, однопользовательский, пяти- и десятипользовательские центры общественного доступа.

Приводится рис. 1. Структура системы центров общественного доступа.

Основные принципы развития системы центров общественного доступа:
- новые центры общественного доступа создаются на базе учреждений комплексов городского управления, государственных унитарных предприятий, территориальных органов исполнительной власти, коммерческих и общественных организаций;
- к системе центров общественного доступа возможно подключение существующих пунктов доступа к информационно-коммуникационным технологиям при условии соответствия целям и задачам создания системы центров общественного доступа;
- число рабочих мест в типовом Центре общественного доступа - 1, 5 или 10 (принципиально возможно создание Центра общественного доступа с произвольным числом рабочих мест как комбинации нескольких типовых центров общественного доступа);
- все центры общественного доступа предоставляют бесплатно для пользователя доступ к Системе городских порталов;
- все центры общественного доступа имеют право предоставления платных услуг в области информационно-коммуникационных технологий в соответствии с действующим законодательством;
- в местах с большим потоком посетителей устанавливаются информационно-справочные киоски (инфоматы) с фиксированным набором услуг;
- в качестве опции центры общественного доступа должны предоставлять пользователям с собственными терминальными устройствами подключение к системе по беспроводному каналу (Wi-Fi, BlueTooth);
- персонал системы центров общественного доступа должен обладать достаточной квалификацией для технического сопровождения аппаратно-программных средств центра мониторинга и управления системой и типового центра общественного доступа, а также для первичного обучения и консультации пользователей;
- в центре общественного доступа должны быть предусмотрены возможности работы для пользователей с ограниченными возможностями, например, голосовая подсказка и т.д.
Создание городских центров общественного доступа финансируется как из бюджета, так и из других источников. Обязательным условием вхождения Центра общественного доступа в городскую систему центров является предоставление бесплатного для пользователя доступа к социально значимым информационным ресурсам.
Планируемое размещение центров общественного доступа приведено в таблице 1. Количество учреждений указано по данным Отдела информации организационно-аналитического управления Правительства Москвы по состоянию на конец 2003 г.
Учреждения комплексов городского управления, не включенные в таблицу, могут создавать центры общественного доступа, используя техническую документацию, разработанную в рамках данного проекта.
Учитывая опыт установки инфомата на ул. Новый Арбат, 15, размещение центров типа А возможно вне закрытых помещений.

Таблица 1

ПЛАНИРУЕМОЕ РАЗМЕЩЕНИЕ ЦЕНТРОВ ОБЩЕСТВЕННОГО ДОСТУПА

   -------------------------------T---------------------------¬

¦Типы учреждений ¦Типы центров общественного ¦
¦ ¦доступа ¦
+---------------------T--------+-----T------T------T-------+
¦название ¦кол-во ¦тип А¦тип Б ¦тип В ¦тип Г ¦
¦ ¦учрежде-¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ний ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+---------------------+--------+-----+------+------+-------+
¦Территориальные органы ¦
¦исполнительной власти ¦
+---------------------T--------T-----T------T------T-------+
¦Префектуры ¦ 10¦ ¦ 10¦ ¦ ¦
¦административных ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦округов ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+---------------------+--------+-----+------+------+-------+
¦Управы районов ¦ 123¦ ¦ 123¦ ¦ ¦
+---------------------+--------+-----+------+------+-------+
¦Учреждения комплексов ¦
¦городского управления ¦
+---------------------T--------T-----T------T------T-------+
¦Единые ¦ 123¦ ¦ 123¦ ¦ ¦
¦информационно- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦расчетные центры ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+---------------------+--------+-----+------+------+-------+
¦Библиотеки ¦ 432¦ ¦ ¦ 175¦ 204¦
+---------------------+--------+-----+------+------+-------+
¦Кинотеатры ¦ 89¦ 89¦ ¦ ¦ ¦
+---------------------+--------+-----+------+------+-------+
¦Дома культуры ¦ 85¦ ¦ 85¦ ¦ ¦
+---------------------+--------+-----+------+------+-------+
¦Музеи ¦ 57¦ ¦ 57¦ ¦ ¦
+---------------------+--------+-----+------+------+-------+
¦Колледжи, техникумы ¦ 45¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+---------------------+--------+-----+------+------+-------+
¦Школы ¦ 1677¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+---------------------+--------+-----+------+------+-------+
¦Прочие ¦
+---------------------T--------T-----T------T------T-------+
¦Интернет-кафе ¦ 32¦ 15¦ 17¦ ¦ ¦
+---------------------+--------+-----+------+------+-------+
¦Итого базовых ¦ 2673¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦организаций ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+---------------------+--------+-----+------+------+-------+
¦Планируется создать ¦ 898¦ 104¦ 415¦ 175¦ 204¦
¦центров ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦общественного ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦доступа ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
L---------------------+--------+-----+------+------+--------


Из общего количества базовых организаций требованиям обеспечения свободного доступа граждан в помещения центров общественного доступа отвечают прежде всего префектуры административных округов (10), управы районов (123), единые информационно-расчетные центры (123), библиотеки (432), кинотеатры (89), дома культуры (85), музеи (57), а также Интернет-кафе (32).
Таким образом, общее число городских учреждений, на базе которых существует возможность создания центров общественного доступа, оценивается в 951. С учетом уже существующих пунктов общественного доступа (53) потребности города в дополнительных центрах общественного доступа можно оценить в 898 единиц, что примерно соответствует общемировой практике развития аналогов центров общественного доступа: 1 центр на 10000 жителей. (Например, в Великобритании при численности населения в 58,3 млн. человек к 2005 году планируется создать 6000 государственных центров доступа к информационно-коммуникационным технологиям, размещаемых в публичных библиотеках, общественных центрах, на сегодняшний день действуют около 5000 центров.)

4.2. Структура системы центров общественного доступа

Система центров общественного доступа является организационно-техническим элементом городского информационно-коммуникационного пространства, который наряду с центрами общественного доступа включает уровень управления системой, реализованный с помощью центра мониторинга и управления системой.
Департамент территориальных органов исполнительной власти города Москвы, являющийся государственным заказчиком, совместно с Управлением информатизации города Москвы осуществляет выработку единой стратегии развития системы центров общественного доступа, разработку методологических, инструктивных и регламентирующих материалов.
Организация текущей работы системы центров общественного доступа возлагается на собственный персонал системы.
В качестве аппаратно-программных комплексов система центров общественного доступа включает центр мониторинга и управления системой и собственно центры общественного доступа.
Центр мониторинга и управления системой предназначен для контроля работоспособности системы центров общественного доступа, анализа и оптимизации загрузки оборудования, оптимизации трафика Интернета для снижения совокупной стоимости владения системой в период эксплуатации. Центр мониторинга и управления системой обеспечивает подключение пользователей центров общественного доступа к системе городских порталов по выделенным и коммутируемым линиям связи.
Центр мониторинга и управления системой состоит из следующих подсистем:
- подсистемы управления, предназначенной для контроля доступности аппаратных ресурсов сети, автоматического выявления неисправностей в сети, обнаружения новых устройств в системе центров общественного доступа;
- подсистемы сбора статистики, предназначенной для сбора и обобщения информации о времени непрерывной работы, загрузке, температуре и других параметрах объектов мониторинга (серверов, каналов связи, сетевых устройств);
- базы данных ресурсов и доступных сервисов системы центров общественного доступа (оборудование, персонал, услуги);
- подсистемы защиты информации, предназначенной для защиты информации, доступной через систему центров общественного доступа, от хищения, утраты, утечки, уничтожения, искажения и подделки за счет несанкционированного доступа и специальных воздействий.
Центр мониторинга и управления системой может быть составной частью более крупного узла мониторинга вычислительной сети органов исполнительной власти города Москвы.
Центры общественного доступа предполагается создавать в форме и порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.
Центр общественного доступа предоставляет доступ к следующим информационным ресурсам:
- информации о деятельности Правительства Москвы, отраслевых, функциональных и территориальных органов исполнительной власти города Москвы, городских предприятий и организаций в порядке, предусмотренном федеральным законодательством, законами и иными правовыми актами города Москвы;
- социально значимым информационным ресурсам, в том числе Системе городских порталов;
- справочно-правовым системам, предоставляемым по договорам с владельцами, доступ к которым осуществляется через Центр общественного доступа в соответствии с условиями лицензионных соглашений;
- электронным средствам массовой информации, библиотекам и базам данных по российской прессе и законодательству Российской Федерации и города Москвы, предоставляемым по договорам с владельцами ресурсов.
Центр общественного доступа представляет собой типовой элемент системы.
Различаются следующие типы центров общественного доступа:
- инфомат - Центр общественного доступа типа А (число одновременно работающих пользователей - 1, персонала, обслуживающего посетителей нет);
- 1-пользовательский - Центр общественного доступа типа Б (работает вне сети или через локальную вычислительную сеть учреждения, персонала нет);
- 5-пользовательский - Центр общественного доступа типа В (работает в собственной сети или через локальную вычислительную сеть учреждения, персонал - консультант);
- 10-пользовательский - Центр общественного доступа типа Г (работает в собственной сети или через локальную вычислительную сеть учреждения, персонал - администратор и консультант).
Типовой Центр общественного доступа содержит следующее оборудование:

Таблица 2

СОСТАВ ОБОРУДОВАНИЯ ТИПОВЫХ ЦЕНТРОВ ОБЩЕСТВЕННОГО ДОСТУПА

   ---------------------------T---------T--------T--------T---------¬

¦Наименование оборудования ¦Тип А ¦Тип Б ¦Тип В ¦Тип Г ¦
+--------------------------+---------+--------+--------+---------+
¦Рабочие станции ¦ ¦ 1 ¦ 5 ¦ 10 ¦
¦пользователей ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+--------------------------+---------+--------+--------+---------+
¦Информационный киоск ¦ 1 ¦ ¦ ¦ ¦
+--------------------------+---------+--------+--------+---------+
¦Рабочая станция ¦ ¦ ¦ ¦ 1 ¦
¦администратора ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+--------------------------+---------+--------+--------+---------+
¦Коммутатор ¦ ¦ ¦ 1 ¦ 1 ¦
+--------------------------+---------+--------+--------+---------+
¦Принтер сетевой лазерный ¦ ¦ ¦ 1 ¦ 1 ¦
+--------------------------+---------+--------+--------+---------+
¦Сканер планшетный ¦ ¦ ¦ 1 ¦ 1 ¦
+--------------------------+---------+--------+--------+---------+
¦Копировальный аппарат ¦ ¦ ¦ 1 ¦ 1 ¦
+--------------------------+---------+--------+--------+---------+
¦Брошюровальное устройство ¦ ¦ ¦ 1 ¦ 1 ¦
+--------------------------+---------+--------+--------+---------+
¦Модем цифровой ¦ ¦ ¦ ¦ 2 ¦
+--------------------------+---------+--------+--------+---------+
¦Модем аналоговый ¦ ¦ ¦ 1 ¦ ¦
L--------------------------+---------+--------+--------+----------


Для создания сетевой инфраструктуры центров общественного доступа целесообразно использовать сети базовых организаций, на основе которых создаются центры общественного доступа, а также существующие городские линии связи.
Важным элементом системы является Центр мониторинга и управления, выполняющий функции оптимизации трафика и мониторинга системы, что позволяет снизить затраты на оплату Интернет-трафика примерно на 20-40% и затраты на обеспечение работоспособности системы в режиме "24 x 7" за счет автоматического выявления и нейтрализации неисправностей системы.

4.3. Функции Центра общественного доступа

Основными функциями Центра общественного доступа являются:
- организация эффективного массового информационного обслуживания граждан с использованием современных информационно-коммуникационных технологий;
- обеспечение доступа к социально значимым информационным ресурсам и услугам, перечень которых установлен Законом города Москвы от 31 марта 2004 г. № 20 "О гарантиях доступности информации о деятельности органов государственной власти города Москвы", а также иными правовыми актами города Москвы;
- предоставление пользователям за их счет дополнительных информационно-коммуникационных услуг;
- предоставление консультационной поддержки пользователям по работе с информационными ресурсами и программными средствами, предоставляемыми Центром общественного доступа;
- исследование информационных потребностей пользователей в целях пополнения списка информационных ресурсов и услуг, доступ к которым предоставляется Центром общественного доступа;
- приобретение, установка и сопровождение информационных систем и программных средств, необходимых для обеспечения перечисленных выше функций;
- предоставление своих ресурсов и инфраструктуры для организации общественно значимых мероприятий.
Анализ современных тенденций развития систем общественного доступа к информационно-коммуникационным технологиям и учет базовых требований и норм российского законодательства позволяют сформулировать основные требования к структуре и функциям Центра общественного доступа, определив тем самым основные виды сервиса, предоставляемого пользователям.
К основным требованиям с учетом вышесказанного могут быть отнесены:
- обеспечение доступа пользователей к стандартному современному набору информационно-коммуникационных сервисов Интернета;
- обеспечение специальных возможностей доступа через Систему городских порталов к отдельным городским информационным ресурсам, создаваемым в рамках Городской целевой программы "Электронная Москва", прежде всего социальной, образовательной и научной направленности;
- обеспечение доступной и высококвалифицированной консультационной поддержки непосредственно в центрах общественного доступа, ориентированной на различный уровень владения пользователями компьютерными, информационными и телекоммуникационными технологиями;
- обеспечение доступными образовательными программами различных групп пользователей;
- обеспечение пользователей специальной учебно-методической литературой и современными периодическими изданиями в бумажном и электронном виде в режиме "читального зала" непосредственно в Центре общественного доступа;
- обеспечение информационной безопасности при работе пользователей Центра общественного доступа (в индивидуальном и коллективном режиме) с ресурсами Интернета;
- обеспечение специальных условий для работы с ресурсами Центра общественного доступа лиц с ограниченными возможностями.
Услуги центров общественного доступа подразделяются на обязательные и дополнительные, которые оплачиваются самими пользователями.
К обязательным отнесены следующие услуги:
- доступ к Системе городских порталов, другим государственным электронным информационным ресурсам, предоставляемым общественными, государственными и коммерческими организациями;
- информационное консультирование пользователей в поиске необходимой информации в Системе городских порталов.
К дополнительным относятся следующие услуги:
- копирование материалов;
- набор текста на компьютере;
- сканирование документов;
- распечатка документов на принтере;
- макетирование;
- брошюрование;
- отправка и получение факсимильных сообщений;
- услуги электронной почты;
- вывод результатов поиска информации на бумажные и электронные носители;
- другие услуги, например, предоставление услуг продажи авиабилетов, снятие денег с карточного счета и т.д.
Перечень оказываемых обязательных и дополнительных услуг может меняться в зависимости от технических возможностей Центра общественного доступа и в соответствии с действующими правовыми актами.

4.4. Условия эксплуатации

Условия эксплуатации системы центров общественного доступа и характеристики окружающей среды определяются в соответствии с Техническим заданием на систему.

4.5. Требования к персоналу Центра общественного доступа

Состав и квалификация персонала системы центров общественного доступа должны быть достаточными для обеспечения как технического сопровождения аппаратно-программных средств системы, так и для первичного обучения и консультации пользователей.
Штат сотрудников Центра общественного доступа определяется составом и объемом предоставляемых услуг, финансированием и количеством рабочих мест для пользователей услуг в Центре общественного доступа.

Администратор сети

Планирует загрузку оборудования, отвечает за функционирование Центра мониторинга и управления системой (Центра общественного доступа) и относящихся к нему средств электронных коммуникаций в соответствии с планами работы Центра мониторинга и управления системой (Центра общественного доступа). Оказывает содействие посетителям Центра общественного доступа, выполняющим работы с использованием оборудования и средств связи Центра общественного доступа. Участвует в организации технических и учебно-методических мероприятий Центра общественного доступа с использованием оборудования и средств связи Центра мониторинга и управления системой (Центра общественного доступа). Отвечает за сохранность оборудования Центра мониторинга и управления системой (Центра общественного доступа), обеспечивает его своевременный ремонт, отвечает за соблюдение норм и правил техники безопасности и гигиены здоровья работников и посетителей, использующих оборудование Центра мониторинга и управления системой (Центра общественного доступа). Ведет учет времени и объема загрузки оборудования, организует ремонт техники и дооснащение Центра мониторинга и управления системой (Центра общественного доступа).

Консультант

Осуществляет работу с пользователями. Проводит регистрацию пользователей перед работой в Центре общественного доступа по установленной форме. Оказывает консультации пользователям по вопросам, возникающим у них в процессе работы. В случае возникновения технических неполадок сообщает о них администратору сети. Проводит обучение пользователей, не имеющих самостоятельных навыков работы с компьютерной техникой и базами данных, в соответствии с установленным графиком занятий.
По желанию пользователей обеспечивает прием-передачу писем и других документов по электронной почте, принимает участие в сборе информации и переводе ее на электронные носители, создает и сопровождает информационные базы данных, необходимые для работы Центра общественного доступа, осуществляет работу по переводу материалов на электронные носители для подготовки, издания и тиражирования научно-методических, научно-педагогических материалов Центра общественного доступа и т.д.

4.6. Финансирование деятельности системы центров
общественного доступа

Финансирование системы центров общественного доступа может обеспечиваться за счет следующих источников:
- бюджета города Москвы;
- платежей за оказание платных услуг по договорам с юридическими и физическими лицами;
- финансирования отдельных городских и федеральных программ;
- других доходов и поступлений в соответствии с законодательством Российской Федерации.

4.7. Нормативно-правовое пространство

Основным документом, определяющим правовую базу деятельности системы, должно стать Положение о системе центров общественного доступа, регламентирующее основные аспекты деятельности системы центров общественного доступа, включая:
- определение структуры системы центров общественного доступа, определение состава, полномочий и схемы взаимодействия структурных подразделений системы;
- определение принципов взаимодействия с органами власти;
- перечень разрешительных документов, необходимых для предоставления услуг.
Информационное наполнение (контент) системы центров общественного доступа определяется правовыми актами Правительства Москвы.

5. Обеспечение информационной безопасности системы
центров общественного доступа

5.1. Разработка политики защиты информационных ресурсов

Политика в области информационной безопасности системы центров общественного доступа должна быть сформирована путем разработки комплекса документированных управленческих решений, направленных на противодействие соответствующим угрозам. Политика безопасности определяет стратегию системы центров общественного доступа в области информационной безопасности, а также минимально необходимое количество ресурсов для решения задач.
Политика безопасности должна включать в себя комплексные решения, охватывающие все аспекты использования информационно-коммуникационных технологий. В документ, характеризующий политику безопасности системы, должны быть включены следующие разделы:
- вводный, определяющий роль и место обеспечения информационной безопасности в системе центров общественного доступа;
- организационный, содержащий описание структурных подразделений, комиссий, групп и т.д., отвечающих за работы в области обеспечения информационной безопасности;
- классификационный, описывающий имеющиеся в организации материальные и информационные ресурсы и необходимый уровень их защиты;
- штатный, характеризующий меры безопасности, применяемые к персоналу (описание должностей с точки зрения информационной безопасности, организацию обучения и переподготовки персонала, порядок реагирования на нарушения режима безопасности и т.п.);
- раздел, освещающий вопросы физической защиты оборудования;
- управляющий раздел, описывающий подход к управлению техническими средствами;
- раздел, описывающий правила разграничения доступа к информационным ресурсам;
- раздел, характеризующий порядок разработки и сопровождения автоматизированных информационных систем;
- раздел, описывающий мероприятия по обеспечению непрерывной работы аппаратно-программных комплексов, а также по формированию систем резервирования ресурсов и резервного копирования информации;
- юридический раздел, подтверждающий соответствие политики безопасности действующему законодательству и внутренней нормативно-распорядительной документации.
Весь упомянутый комплекс документов должен пересматриваться, корректироваться и перерабатываться с учетом развития информационно-коммуникационных технологий, а также по мере появления новых угроз информационной безопасности.

5.2. Работа с персоналом и пользователями

Существенным фактором, определяющим уровень информационной безопасности, является уровень информированности персонала и пользователей о характере угроз информационной безопасности и методах противодействия им.
На первом этапе для налаживания работы, направленной на противодействие угрозам информационной безопасности, можно предложить следующие меры:
- разработка методических указаний по информационной защите для администраторов сети и консультантов Центра общественного доступа, а также пользователей Центра;
- разработка руководств, отражающих все изученные аспекты информационной защиты с практической точки зрения, а также постоянное дополнение и обновление таких руководств;
- разработка учебных программ и методических материалов для проведения учебных занятий по темам, связанным с обеспечением информационной безопасности;
- создание и постоянное обновление сетевых информационных ресурсов, посвященных защите от вредоносных программ и атак, а также поддержка списков рассылок новостей, конференций и других аналогичных ресурсов соответствующей тематической направленности;
- создание пособий, посвященных основам информационной безопасности, ориентированных на широкие круги пользователей.

6. Мероприятия по развитию системы центров
общественного доступа

Построение системы предполагает проведение комплекса организационных, проектных, строительно-монтажных и пусконаладочных работ. Работы по созданию Центра мониторинга и управления системой и типовых центров общественного доступа ведутся параллельно, а их интеграция осуществляется на заключительном этапе.

6.1. Создание аппаратно-программных комплексов системы
центров общественного доступа

При выполнении работ по созданию системы необходимо наличие аппаратно-программных средств, предусмотренных проектными решениями для установки соответствующих прикладных и системных сервисов, развертывания подсистем и ввода их в эксплуатацию.
Установка и наладка оборудования, системных и прикладных сервисов комплекса аппаратных и программных средств должна осуществляться техническими специалистами исполнителя, имеющими квалификацию, необходимую для проведения соответствующих работ.
Работы по подготовке объекта автоматизации к вводу в действие должны включать в себя следующие организационные, программно-технические и обеспечивающие мероприятия:
Организационные мероприятия:
- ввод учетных записей пользователей системы;
- распределение доступа к каналам системы по центрам общественного доступа;
- обучение пользователей;
- контроль знаний пользователей;
- подготовка документов по системе центров общественного доступа для ее регистрации в реестре информационных ресурсов и систем города Москвы.
Программно-технические мероприятия:
Для серверов Центра мониторинга и управления системой:
- установка и/или настройка операционной системы;
- установка общего и специального программного обеспечения;
- создание каталогов для хранения серверных компонентов системы;
- установка прав разграничения доступа к каталогам системы.
Для рабочих станций пользователей:
- подключение к внутренней локальной вычислительной сети Центра общественного доступа (при наличии);
- установка и конфигурирование системного и прикладного программного обеспечения.
Обеспечивающие мероприятия:
Для ввода в эксплуатацию Центра мониторинга и управления системой:
- настройка активного сетевого оборудования в соответствии с адресным пространством, выделенным системе локальным регистратором адресного пространства.

6.2. Интеграция с другими мероприятиями Городской
целевой программы "Электронная Москва"

Для достижения целей проекта необходимо разработать схему взаимодействия со смежными мероприятиями, реализуемыми в рамках Городской целевой программы "Электронная Москва":
Мероприятия раздела 1.1 "Совершенствование нормативно-правовой базы развития информационного общества в городе Москве" - в части нормативно-правового регулирования деятельности системы центров общественного доступа, соответствия федеральному законодательству Российской Федерации, взаимодействия и совместимости с аналогичными региональными программами по развитию и использованию информационно-коммуникационных технологий.
Мероприятия раздела 1.2 "Общесистемное обеспечение городской информационно-коммуникационной инфраструктуры" - в части оптимизации механизмов взаимодействия системы центров общественного доступа с другими компонентами общегородской среды электронного взаимодействия, унификации стандартов представления данных и обеспечения единства программно-технологических решений.
Мероприятия раздела 1.3.1 "Система городских порталов" - первоочередные мероприятия по организации информационного наполнения системы центров общественного доступа, в том числе определение перечня информационных ресурсов, которые должны входить в Систему городских порталов.
Мероприятия раздела 1.3.5 "Система навигации и телематики для городского управления и населения" - в части информационного наполнения системы центров общественного доступа для повышения эффективности функционирования служб городского хозяйства, транспортного комплекса.
Мероприятия раздела 1.3.8 "Развитие информационно-коммуникационной инфраструктуры Москвы" - в части эффективного использования существующих магистральных сетей и сетей доступа для технической инфраструктуры системы центров общественного доступа.
Мероприятия раздела 2.1.8 "Информатизация территориального управления" - в части организации доступа к информационным ресурсам префектур административных округов, управ районов, дирекций единого заказчика и определения базовых организаций для оптимального размещения центров общественного доступа по территории города.
Мероприятия разделов 2.2.1-2.2.4 "ИКТ в образовании", "ИКТ в культуре", "ИКТ в здравоохранении", "ИКТ в сфере социальной защиты населения" - в части определения перечня учреждений, в которых возможно создание типовых центров общественного доступа и подключение существующих центров к системе.
Мероприятия раздела 2.2.5 "ИКТ на транспорте" - в части создания типовых центров общественного доступа (прежде всего инфоматов) на предприятиях общественного транспорта.
Мероприятия раздела 2.2.6 "ИКТ в сфере потребительского рынка и услуг" - в части создания типовых центров общественного доступа на предприятиях потребительского рынка и услуг и развития нормативно-правовой базы по оказанию платных услуг в области информационно-коммуникационных технологий.
Мероприятия раздела 2.2.7 "ИКТ в промышленности" - в части создания типовых центров общественного доступа на промышленных предприятиях.
Мероприятия раздела 2.2.8 "Содействие использованию ИКТ малыми предприятиями города Москвы" - в части привлечения инвестиций для создания типовых центров общественного доступа предприятиями малого бизнеса.
Мероприятия раздела 2.2.9 "ИКТ в молодежной сфере" - в части обеспечения компьютерного просвещения и развития молодежи и согласования информационного наполнения центров общественного доступа.
Мероприятия раздела 2.3.3 "Развитие рынка телекоммуникаций города Москвы" - в части оптимизации технической инфраструктуры системы центров общественного доступа.
Мероприятия раздела 3.2 "Учет, регистрация и оценка информационных ресурсов и систем" - в части включения системы центров общественного доступа в базу информационных ресурсов города Москвы и обеспечения доступа к имеющимся городским информационным ресурсам.

7. Заключение. Ожидаемые результаты реализации проекта

Главными ожидаемыми результатами реализации проекта развития системы центров общественного доступа города Москвы являются:
- создание условий, делающих доступными современные информационно-коммуникационные технологии для всех жителей города независимо от пола, возраста и социально-экономического положения;
- обеспечение возможности использования горожанами новых информационных технологий в том числе в области образования, здравоохранения, культуры и участия в общественной жизни.
Указанные результаты повышают качество жизни жителей города Москвы и способствуют преодолению информационного неравенства.
По итогам реализации проекта будут достигнуты общественно значимые результаты по следующим направлениям:
- предоставление жителям города Москвы необходимых технических средств для получения доступа к социально значимой информации и консультационной помощи в использовании информационно-коммуникационных технологий;
- достижение общедоступности государственных информационных ресурсов;
- обеспечение прозрачности в деятельности органов государственной власти;
- создание условий для эффективного взаимодействия между органами государственной власти и гражданами на основе использования информационно-коммуникационных технологий.
Создание полноценной системы центров общественного доступа будет являться для жителей города Москвы наглядным результатом реализации Городской целевой программы "Электронная Москва" и доказательством ее социальной направленности, что, несомненно, будет способствовать формированию общественной поддержки мероприятий Городской целевой программы "Электронная Москва" в целом.
Развитие системы центров общественного доступа города Москвы позволит также обеспечить:
- эффективное использование интеллектуального и кадрового потенциала Москвы в сфере информационно-коммуникационных технологий;
- преодоление отставания Москвы от столиц развитых стран в уровне использования и развития информационно-коммуникационных технологий;
- массовую подготовку квалифицированных пользователей вычислительной техники и современных информационно-коммуникационных технологий;
- доступ к социально значимым информационным ресурсам, в том числе к Системе городских порталов;
- создание новых центров общественного доступа.


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru