Законодательство
Москва


Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







ПИСЬМО УМНС РФ по г. Москве от 19.05.2004 № 27-08/34040
"О РАСХОДАХ АРБИТРАЖНОГО УПРАВЛЯЮЩЕГО"

Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено






УПРАВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ ПО Г. МОСКВЕ

ПИСЬМО
от 19 мая 2004 г. № 27-08/34040

О РАСХОДАХ АРБИТРАЖНОГО УПРАВЛЯЮЩЕГО

Управление Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по г. Москве направляет для использования в работе разъяснения МНС России по вопросу, касающемуся расходов арбитражного управляющего.
Статьей 19 Федерального закона от 08.01.1998 № 6-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон № 6-ФЗ) и статьей 20 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон № 127-ФЗ) предусмотрено, что арбитражным управляющим (временным управляющим, внешним управляющим, конкурсным управляющим) может быть назначено арбитражным судом физическое лицо, зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, обладающее специальными знаниями и не являющееся заинтересованным лицом в отношении должника и кредиторов. При этом арбитражные управляющие действуют на основании лицензии арбитражного управляющего, выдаваемой государственным органом Российской Федерации по делам о банкротстве и финансовому оздоровлению.
Арбитражный управляющий утверждается арбитражным управляющим судом для проведения процедур банкротства и осуществления иных установленных названными Федеральными законами полномочий.
В соответствии со статьями 20, 22 Закона № 6-ФЗ и статьями 26 и 59 Закона № 127-ФЗ арбитражный управляющий имеет право получать вознаграждение за осуществление своих полномочий, а также привлекать для осуществления на договорной основе иных лиц с оплатой их деятельности из средств должника в размере, определяемом кредитором (собранием кредиторов) и утверждаемом арбитражным судом. С даты вступления в силу Закона № 127-ФЗ вознаграждение арбитражного управляющего должно составлять не менее чем десять тысяч рублей.
Таким образом, каждый назначенный управляющий обеспечивает выполнение определенных возложенных на него функций по производству, управлению и осуществлению процедуры банкротства с получением за это ежемесячного вознаграждения в установленном размере.
В соответствии со статьями 22, 54 Закона № 6-ФЗ и пунктом 1 статьи 59 Закона № 127-ФЗ расходы на выплату вознаграждения арбитражным управляющим и оплату услуг лиц, привлекаемых арбитражными управляющими для обеспечения исполнения своей деятельности, относятся на имущество должника и возмещаются за счет этого имущества вне очереди.
Кроме того, пунктом 3 статьи 59 Закона № 127-ФЗ предусмотрено, что в случае отсутствия у должника средств, достаточных для погашения расходов, предусмотренных пунктом 1 указанной статьи, заявитель, обратившийся в арбитражный суд с заявлением кредитора, обязан погасить указанные расходы в части, не погашенной за счет имущества должника.
Законом № 6-ФЗ порядок возмещения расходов арбитражного управляющего при отсутствии денежных средств у должника не урегулирован.
Исчисление и уплата налога на доходы, полученные арбитражными управляющими, производится в соответствии с положениями главы 23 "Налог на доходы физических лиц" Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс).
Согласно статье 221 Кодекса налогоплательщики, указанные в пункте 1 статьи 227 Кодекса, в частности физические лица, зарегистрированные в установленном действующим законодательством порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность, имеют право на получение профессиональных налоговых вычетов в сумме фактически произведенных ими и документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с извлечением доходов. При этом состав указанных расходов, принимаемых к вычету, определяется налогоплательщиком самостоятельно в порядке, аналогичном порядку определения расходов для целей налогообложения, установленному главой 25 "Налог на прибыль организаций" Кодекса.
Пунктом 2 статьи 54 Кодекса установлено, что индивидуальные предприниматели исчисляют налоговую базу по итогам каждого налогового периода на основе данных учета доходов и расходов и хозяйственных операций в порядке, определяемом Министерством финансов Российской Федерации и Министерством Российской Федерации по налогам и сборам. Учет доходов и расходов и хозяйственных операций индивидуальными предпринимателями осуществляется в соответствии с Порядком учета доходов и расходов и хозяйственных операций для индивидуальных предпринимателей (далее - Порядок учета), утвержденным совместным приказом Министерства финансов Российской Федерации и Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 13.08.2002 № 86н/БГ-3-04/430 (зарегистрирован Минюстом России 29.08.2002, № 3756).
Конкурсное производство открывается на основании принятого арбитражным судом решения о признании должника банкротом.
С даты утверждения конкурсного управляющего в соответствии со статьей 101 Закона № 6-ФЗ и статьей 129 Закона № 127-ФЗ он осуществляет полномочия руководителя должника и иных органов управления должника.
Кроме того, статьей 106 Закона № 6-ФЗ и статьей 134 Закона № 127-ФЗ определена очередность удовлетворения требований кредиторов. Установлено также, что вне очереди за счет конкурсной массы покрываются судебные расходы; расходы, связанные с выплатой вознаграждения арбитражным управляющим; задолженность по заработной плате, возникшая после принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом, и по оплате труда работников должника; иные связанные с проведением конкурсного производства расходы.
Конкурсную массу составляет все имущество должника, имеющееся на момент открытия конкурсного производства и выявленное в ходе конкурсного производства.
Пунктом 3 статьи 105 Закона № 6-ФЗ было установлено, что с основного счета должника оплачиваются следующие расходы:
- расходы, связанные с выплатой вознаграждения конкурсному управляющему;
- текущие коммунальные и эксплуатационные платежи должника;
- расходы, связанные с публикацией сообщения о признании должника банкротом и сведений о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства, а также с уведомлением кредиторов должника;
- иные расходы, связанные с осуществлением конкурсного производства.
Статьей 25 Закона № 6-ФЗ определено, что проведение государственной политики по предупреждению банкротств, а также обеспечение условий реализации процедур банкротства в соответствии с этим Законом осуществляет государственный орган по делам о банкротстве и финансовому оздоровлению, которым являлась Федеральная служба России по финансовому оздоровлению и банкротству (ФСФО). Следовательно, именно на этот государственный орган возлагалась обязанность по созданию организационных, экономических и иных условий, необходимых для реализации процедур банкротства, в том числе в случае отсутствия денежных средств у должника, а также по обеспечению реализации процедуры банкротства отсутствующего должника.
Исходя из того, что каждый назначенный управляющий обеспечивает выполнение возложенных на него функций по производству, управлению и осуществлению процедуры банкротства с получением за это вознаграждения, расходы по оплате вознаграждения относятся на себестоимость произведенной продукции (работ, услуг) как затраты, связанные с управлением производства, а у конкурсного управляющего вознаграждение относится на уменьшение конкурсной массы.
Основание: письмо МНС России от 07.05.2004 № 04-3-01/265.

Советник налоговой службы
Российской Федерации I ранга
А.А. Глинкин


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru