Законодательство
Москва


Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







РЕШЕНИЕ Мосгорсуда от 02.03.2004 № 3-72/2004
<ОБ ОТКАЗЕ В УДОВЛЕТВОРЕНИИ ЗАЯВЛЕНИЯ О ПРИЗНАНИИ ПРОТИВОРЕЧАЩИМ ФЕДЕРАЛЬНОМУ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ, НЕДЕЙСТВУЮЩИМ И НЕ ПОДЛЕЖАЩИМ ПРИМЕНЕНИЮ ПУНКТА 2.2 ПОСТАНОВЛЕНИЯ ПРАВИТЕЛЬСТВА МОСКВЫ ОТ 29.04.2003 № 300-ПП "ОБ ИЗМЕНЕНИИ СТАВОК ОПЛАТЫ ЖИЛИЩНЫХ УСЛУГ ДЛЯ НАСЕЛЕНИЯ">
(извлечение)

Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено






МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 2 марта 2004 года

Дело № 3-72/2004

(Извлечение)

Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 3-72/2004 по заявлению С. о признании противоречащими федеральному законодательству, недействующими и не подлежащими применению пункта 2.2 постановления Правительства Москвы от 29.04.2003 № 300-ПП "Об изменении ставок оплаты жилищных услуг для населения",

установила:

С. обратился в Московский городской суд с заявлением о признании противоречащими федеральному законодательству, недействующими и не подлежащими применению пп. 1, 1.1, 1.3, 2.2 постановления Правительства Москвы от 29.04.2003 № 300-ПП "Об изменении ставок оплаты жилищных услуг для населения".
Определением судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 02.03.2004 производство по делу по заявлению С. о признании противоречащими федеральному законодательству, недействующими и не подлежащими применению пп. 1, 1.1, 1.3 постановления Правительства Москвы от 29.04.2003 № 300-ПП "Об изменении ставок оплаты жилищных услуг для населения" прекращено.
В судебном заседании истец поддержал требование о признании противоречащим федеральному законодательству п. 2.2 постановления Правительства Москвы от 29.04.2003 № 300-ПП "Об изменении ставок оплаты жилищных услуг для населения".
Представитель Правительства Москвы Ш. возражала против удовлетворения требований заявителя и пояснила, что отмена правового акта не нарушает прав заявителя.
Представитель заинтересованного лица Московской городской Думы Ч. пояснила, что право отменить нормативный правовой акт принадлежит органу его принявшему.
Выслушав С., представителя Правительства Москвы Ш., представителя Московской городской Думы Ч., исследовав письменные материалы дела, выслушав заключение прокурора М., полагавшей, что заявление удовлетворению не подлежит, судебная коллегия приходит к выводу, что в удовлетворении заявления С. должно быть отказано.
В судебном заседании установлено, что 29.04.2003 Правительством Москвы принято постановление № 300-ПП "Об изменении ставок оплаты жилищных услуг для населения".
В п. 2.2 постановления Правительства Москвы № 300-ПП от 29.04.2003 "Об изменении ставок оплаты жилищных услуг для населения" признаются утратившими силу с момента введения настоящего постановления пункты 1, 2 распоряжения Мэра Москвы от 13 августа 2001 года № 801-РМ "Об изменении ставок платы за социальный наем жилых помещений для населения города Москвы" и приложение к нему.
В соответствии со ст. 13 ГК Российской Федерации ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.
В силу п. 5 ст. 76 Конституции Российской Федерации законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации и по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. В случае противоречия между федеральным законом и иными актами, изданными в Российской Федерации, действует федеральный закон.
Согласно ч. 2, 3 ст. 253 ГПК РФ установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в его части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
Таким образом, нормативный правовой акт субъекта Российской Федерации может быть признан судом, не действующим и не подлежащим применению в случае, если он противоречит федеральному закону и нарушает права физического или юридического лица.
Суд приходит к выводу, что нормы п. 2.2 постановления Правительства Москвы № 300-ПП от 29.04.2003 "Об изменении ставок оплаты жилищных услуг для населения" федеральному закону не противоречат.
В оспариваемом заявителем пункте содержатся нормы, которыми признаются утратившими силу пункты 1, 2 распоряжения Мэра Москвы от 13 августа 2001 года № 801-РМ "Об изменении ставок платы за социальный наем жилых помещений для населения города Москвы" и приложение к нему, т.е. прекращается действие норм ранее принятого нормативного правового акта.
Согласно ч. 1 ст. 48 Закона города Москвы Устав города Москвы к правовым актам органов исполнительной власти города Москвы и должностных лиц органов исполнительной власти города Москвы относятся указы и распоряжения Мэра Москвы, распоряжения Вице-мэра Москвы, постановления и распоряжения Правительства Москвы, распоряжения заместителей Мэра Москвы в Правительстве Москвы, распоряжения и приказы руководителей отраслевых, функциональных и территориальных органов исполнительной власти города Москвы, а также акты других должностных лиц органов исполнительной власти города Москвы, принятые в рамках их компетенции, и акты, изданные органами исполнительной власти города Москвы и должностными лицами органов исполнительной власти города Москвы совместно с иными органами и должностными лицами органов исполнительной власти (часть 1 в ред. Закона города Москвы от 06.11.2002 № 54).
В ч. 5 ст. 18 Закона города Москвы "Основы жилищной политики города Москвы" устанавливалось, что ставки оплаты жилищных и коммунальных услуг, нормативы потребления коммунальных услуг, предоставляемых предприятиями, находящимися в собственности города Москвы, а также размер платы за социальный наем жилых помещений в жилищном фонде города утверждаются Правительством Москвы по согласованию с Московской городской Думой (часть 5 и ее нумерация в ред. Закона города Москвы от 10.07.2002 № 40).
Таким образом, на момент принятия постановления 300-ПП установление ставок оплаты жилищных услуг для населения законами города Москвы отнесены к компетенции Правительства Москвы. Следовательно, Правительство Москвы было вправе принять решение об признании утратившими силу изданного 13.08.2001 распоряжения Мэра Москвы "Об изменении ставок платы за социальный наем жилых помещений для населения города Москвы" и приложения к нему.
В силу ч. 1 ст. 251 ГПК РФ гражданин вправе обратится в суд с заявлением о признании нормативного правового акта противоречащим закону полностью или в части. Согласно ч. 1 ст. 249, ст. 251 ГПК РФ бремя доказывания нарушения своих прав оспариваемым нормативным правовым актом или его частью возлагается на лицо, обратившееся в суд с таким требованием.
В судебном заседании заявитель С. не смог указать на факты нарушения его прав принятием Правительством Москвы пункта 2.2 постановления № 300-ПП от 29.04.2003. Напротив, в судебном заседании заявитель пояснил, что действием норм оспариваемой им части акта его права не нарушаются.
Поскольку, заявитель фактов нарушения своих прав пунктом 2.2 постановления Правительства Москвы № 300-ПП от 29.04.2003 не доказал, нормы указанного пункта не возлагают на гражданина никаких обязанностей и не ограничивают его права, то оснований к признанию их не действующими и не подлежащими применению не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, судебная коллегия

решила:

в удовлетворении заявления С. о признании противоречащими федеральному законодательству, недействующими и не подлежащими применению пункта 2.2 постановления Правительства Москвы от 29.04.2003 № 300-ПП "Об изменении ставок оплаты жилищных услуг для населения" отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в течение 10 дней.


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru