Законодательство
Москва


Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







ПИСЬМО УМНС РФ по г. Москве от 14.11.2003 № 22-08/67217
"О ЛЬГОТАХ ПО ЗЕМЕЛЬНОМУ НАЛОГУ"

Официальная публикация в СМИ:
"Учет, налоги, право" (в Москве), № 1, (13 - 19 января), 2004,
"Налоги", № 3, 2004,
"Налоговые известия Московского региона", № 2, 2004






УПРАВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ ПО Г. МОСКВЕ

ПИСЬМО
от 14 ноября 2003 г. № 22-08/67217

О ЛЬГОТАХ ПО ЗЕМЕЛЬНОМУ НАЛОГУ

Управление МНС России по г. Москве в связи с поступающими от налоговых органов вопросами, связанными с предоставлением льгот по уплате земельного налога, сообщает следующее.

1. О взимании земельного налога с организаций, полностью освобожденных от уплаты налога в соответствии с Законом Российской Федерации "О плате за землю", за земли, занятые их жилищным фондом, и представлении налоговых деклараций по земельному налогу землепользователями - юридическими лицами, имеющими льготу по земельному налогу.
Статьей 8 Закона Российской Федерации от 11.10.91 № 1738-1 "О плате за землю" установлена пониженная ставка по земельному налогу за земельные участки, занятые жилищным фондом.
Организации, которым предоставлены льготы на основании пунктов 4, 10, 11, 12, 15, 20, 23 статьи 12 Закона Российской Федерации "О плате за землю", полностью освобождаются от уплаты земельного налога, в том числе за земли, занятые жилищным фондом.
В соответствии со статьей 80 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая декларация представляет собой письменное заявление налогоплательщика о полученных доходах и произведенных расходах, источниках доходов, налоговых льготах и исчисленной сумме налога и другие данные, связанные с исчислением и уплатой налога.
Статья 12 Закона лишь предоставляет льготы по взиманию платы за землю, но не выводит данные земли из объекта налогообложения.
Таким образом, организации, полностью освобожденные в соответствии со статьей 12 Закона Российской Федерации "О плате за землю" от уплаты земельного налога, должны представлять в налоговые органы декларации по земельному налогу.
Основание: письмо МНС России от 04.04.2001 № 04-3-03/58-3663.

2. Об освобождении от уплаты земельного налога учреждений искусства, кинематографии, образования, здравоохранения, государственных и муниципальных учреждений социального обслуживания, финансируемых за счет средств соответствующих бюджетов либо за счет средств профсоюзов (за исключением курортных учреждений), детских оздоровительных учреждений независимо от источника финансирования.
Согласно пункту 4 статьи 12 Закона Российской Федерации от 11.10.91 № 1738-1 "О плате за землю" от уплаты земельного налога полностью освобождаются учреждения искусства, кинематографии, образования, здравоохранения, государственные и муниципальные учреждения социального обслуживания, финансируемые за счет средств соответствующих бюджетов либо за счет средств профсоюзов (за исключением курортных учреждений), детские оздоровительные учреждения независимо от источников финансирования.
При предоставлении данной льготы необходимо иметь ввиду, что в соответствии со статьей 120 части I Гражданского кодекса РФ учреждением признается организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера и финансируемая им полностью или частично.
Основание: инструкция МНС России от 21.02.2000 № 56 "По применению Закона Российской Федерации "О плате за землю".

3. Об освобождении от уплаты земельного налога государственных научных центров, а также высших учебных заведений и научно-исследовательских учреждений министерств и ведомств Российской Федерации.
Согласно пункту 11 статьи 12 Закона Российской Федерации от 11.10.91 № 1738-1 "О плате за землю" от уплаты земельного налога полностью освобождаются государственные научные центры, а также высшие учебные заведения и научно-исследовательские учреждения министерств и ведомств Российской Федерации по перечню, утвержденному Правительством Российской Федерации.
Во исполнение указанного пункта Закона Правительство Российской Федерации распоряжением от 22.12.92 № 2399-р утвердило перечень высших учебных заведений, научно-исследовательских учреждений министерств и ведомств Российской Федерации, освобождаемых от уплаты земельного налога. В дополнение к указанному распоряжению Правительства Российской Федерации распоряжением Правительства Российской Федерации от 28.04.93 № 729-р утвержден Перечень научно-исследовательских учреждений Российской Федерации, освобождаемых от платы за землю с 1992 года.

4. О предоставлении льготы по земельному налогу Центральному банку Российской Федерации, его учреждениям и структурным подразделениям, действующим в составе территориальных учреждений.
Пунктом 14 статьи 12 Закона Российской Федерации от 11.10.91 № 1738-1 "О плате за землю" определено, что от уплаты земельного налога полностью освобождаются земли, предоставляемые для обеспечения деятельности органов государственной власти и управления.
Постановлением Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 19.04.2002 № 5697/01 (доведено до налоговых органов письмом МНС России от 09.08.2002 № ШС-6-14/1212) установлено, что Центральный банк Российской Федерации с учетом его конституционно-правового статуса, а также его территориальные управления и расчетно-кассовые центры, через которые Банк России осуществляет властные полномочия на местах, вправе воспользоваться данной льготой.

5. О предоставлении льготы по земельному налогу в 2003 году организациям, имеющим земельные участки, на которых расположены объекты мобилизационного назначения, а также мобилизационные мощности.
В соответствии с пунктом 13 статьи 12 Закона Российской Федерации от 11.10.1991 № 1738-1 "О плате за землю" от уплаты земельного налога полностью освобождаются предприятия, научные организации и научно-исследовательские учреждения за земельные участки, непосредственно используемые для хранения материальных ценностей, заложенных в мобилизационный резерв Российской Федерации.
Федеральным законом от 24.12.2002 № 176-ФЗ "О федеральном бюджете на 2003 год" действие статей 7-11 Закона Российской Федерации от 11.10.1991 № 1738-1 "О плате за землю" в части взимания платы за землю, на которой расположены объекты мобилизационного назначения, мобилизационные мощности, законсервированные и не используемые в текущем производстве, испытательные полигоны и склады для хранения всех видов мобилизационных запасов (резервов), приостановлено с 1 января по 31 декабря 2003 года.
В целях правомерности предоставления льготы по земельному налогу следует руководствоваться Положением о порядке экономического стимулирования мобилизационной подготовки экономики, утвержденным Минэкономики России, Минфином России и МНС России от 02.12.2002 № ГГ-181, № 13-6-5/9564, № БГ-18-01/3, которым определен порядок оформления документов, необходимых для предоставления вышеуказанной льготы (доведено письмом Управления МНС России по г. Москве от 08.04.2003 № 23-01/2/19083), а также письмом Минэкономразвития России от 12.03.2003 № 39-102 (доведено письмом Управления МНС России по г. Москве от 20.05.2003 № 23-01/2/26937 "О порядке экономического стимулирования мобилизационной подготовки экономики").

6. Об уплате земельного налога организациями водопроводно-канализационного хозяйства.
В соответствии с пунктом 9 статьи 12 Закона Российской Федерации от 11.10.91 № 1738-1 "О плате за землю" (с изменениями и дополнениями) земли общего пользования населенных пунктов полностью освобождаются от уплаты земельного налога. Норма по полному освобождению от уплаты земельного налога земель общего пользования населенных пунктов отражена и в подпункте 21 пункта 5 инструкции МНС России от 21.02.2000 № 56 "По применению Закона Российской Федерации "О плате за землю".
К земельным участкам общего пользования населенных пунктов согласно пункту 12 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации относятся не подлежащие приватизации земельные участки, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, закрытыми водоемами, пляжами и другими объектами.
При этом понятие "земли общего пользования населенных пунктов" не равнозначно понятию "земли, предоставленные для размещения объектов конкретной организации".
Законом Российской Федерации "О плате за землю" не предусмотрено освобождение от уплаты земельного налога организаций водопроводно-канализационного хозяйства, а также земель, предоставленных для размещения объектов организаций водопроводно-канализационного хозяйства.
Поэтому организации по эксплуатации водопроводных сетей и распределению воды на коммунально-бытовые нужды и населению, организации по эксплуатации канализационных сетей и организации других подотраслей коммунального хозяйства являются налогоплательщиками земельного налога как за земли, предоставленные для осуществления их деятельности, так и за земли, занятые их строениями и сооружениями (водозаборными сооружениями систем питьевого водоснабжения и объектами водоснабжения, водозаборными узлами, станциями перекачки, очистными сооружениями и другими, кроме подземных и внутренних водопроводных, канализационных, тепловых и газовых трубопроводов).
Основание: письмо МНС России от 04.11.2003 № 21-3-05/163а-АО345.

7. О нераспространении льготы по земельному налогу на физических лиц - членов автостоянок.
В соответствии со статьей 19 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с Кодексом возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы.
Согласно статьям 1 и 15 Закона Российской Федерации от 11.10.91 № 1738-1 "О плате за землю" использование земли в Российской Федерации является платным. Собственники земли, землевладельцы и землепользователи облагаются ежегодным земельным налогом. Основанием для установления налога и арендной платы за землю является документ, удостоверяющий право собственности, владения и пользования (аренды) земельным участком.
Статьей 12 указанного Закона установлена норма по полному освобождению отдельных категорий граждан от уплаты земельного налога. При этом льготой могут воспользоваться только налогоплательщики, то есть граждане, являющиеся собственниками земли, землевладельцами и землепользователями. На указанных лиц должны быть оформлены правоустанавливающие документы на земельные участки. Поэтому льготой по уплате земельного налога пользуются только физические лица, которые имеют в собственности, владении или пользовании земельные участки, т.е. непосредственно объекты налогообложения.
В случае когда правоустанавливающие документы на землю выданы юридическому лицу - автостоянке, налогоплательщиком (землепользователем) является указанное юридическое лицо, которое и уплачивает ежегодно земельный налог за всю площадь земельного участка, занимаемого автостоянкой, вне зависимости от последующего фактического размещения на ней автомобилей членов автостоянки, отнесенных к льготной категории граждан.
Закон Российской Федерации "О плате за землю" не предусматривает льгот юридическим лицам в отношении земельных участков, фактически используемых льготной категорией граждан.
Основание: письмо МНС России от 30.06.2003 № 21-3-07/35-11449.

8. О неприменении установленных льгот по земельному налогу в случае, когда плательщик, имеющий право на льготы, передает здания, сооружения и помещения в аренду другому лицу.
Статьей 12 Закона Российской Федерации от 11.10.91 № 1738-1 "О плате за землю" определено, что с юридических лиц и граждан, освобожденных от уплаты земельного налога, при передаче ими земельных участков в аренду (пользование) взимается земельный налог с площади, переданной в аренду (пользование).
При передаче в аренду отдельно стоящих зданий и сооружений согласно статье 652 Гражданского кодекса Российской Федерации одновременно передаются права на ту часть земельного участка, которая занята этой недвижимостью и необходима для ее использования.
Поэтому арендодатель, имеющий право на льготу, будет являться налогоплательщиком земельного налога только при передаче в аренду здания, сооружения в целом как единого объекта.
Законом Российской Федерации "О плате за землю" не предусмотрено взимание земельного налога за земли, приходящиеся на долю сдаваемых в аренду помещений в общих площадях зданий и сооружений.
Статьей 13 Закона города Москвы от 16.07.97 № 34 "Об основах платного землепользования в г. Москве" определено, что установленные льготы не применяются в случае, когда плательщик, имеющий право на льготы, передает земельный участок или расположенные на нем здания, сооружения и помещения в аренду или субаренду другому лицу или в качестве компенсации за работы, товары, услуги, в том числе по договорам о совместной деятельности. При передаче части указанной недвижимости эти льготы не применяются в части, пропорциональной доле недвижимости, переданной в аренду, субаренду или под совместную деятельность.
Поскольку земельный налог в соответствии со статьей 20 Закона Российской Федерации от 27.12.1991 № 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" отнесен к местным налогам, то норма Закона города Москвы не противоречит Закону Российской Федерации "О плате за землю", а лишь уточняет порядок применения льготы по земельному налогу при передаче лицами, освобожденными от уплаты земельного налога, земельных участков и расположенных на низ зданий, сооружений и помещений в аренду (пользование) - льгота не применяется в части, пропорциональной доле недвижимости, переданной в аренду (пользование).
Таким образом, плательщик, освобожденный от уплаты земельного налога, уплачивает земельный налог в случае передачи в аренду другому лицу на территории города Москвы зданий, сооружений и помещений.
Основание: письма МНС России от 17.07.2003 № 21-3-05/143-ЮЗ03 и от 12.09.2003 № 21-3-05/42а-АЖ322.

9. О порядке определения налогооблагаемой площади земельного участка (до межевания территории) при передаче в аренду зданий, сооружений и помещений плательщиками, освобожденными от уплаты земельного налога.
Статьей 13 Закона города Москвы от 16.07.97 № 34 "Об основах платного землепользования в г. Москве" определено, что установленные льготы не применяются в случае, когда плательщик, имеющий право на льготы, передает земельный участок или расположенные на нем здания, сооружения и помещения в аренду или субаренду другому лицу или в качестве компенсации за работы, товары, услуги, в том числе по договорам о совместной деятельности. При передаче части указанной недвижимости эти льготы не применяются в части, пропорциональной доле недвижимости, переданной в аренду, субаренду или под совместную деятельность.
Согласно статье 652 Гражданского кодекса Российской Федерации при передаче в аренду отдельно стоящих зданий и сооружений одновременно передаются права на ту часть земельного участка, которая занята этой недвижимостью и необходима для ее использования.
Статьей 8 Закона Российской Федерации от 11.10.91 № 1738-1 "О плате за землю" определено, что в облагаемую налогом площадь включаются земельные участки, занятые строениями, сооружениями, участки, необходимые для их содержания, а также санитарно-защитные зоны объектов, технические и другие зоны, если они не предоставлены в пользование другим юридическим лицам и гражданам.
В соответствии со ст. 1 Закона города Москвы от 16.07.97 № 34 до межевания территории площадь земельного участка определяется суммированием площади застройки и расчетной дополнительной площади (для использования соответствующего здания или сооружения), принимаемой равной наименьшему из трех показателей:
а) площади застройки;
б) площади незастроенной части имеющегося при здании обособленного земельного массива;
в) площади, приходящейся на долю в жилом квартале или ином земельном массиве, соответствующую зданию или сооружению, уменьшенной на непосредственно занимаемую зданием или сооружением площадь. Доля, соответствующая зданию или сооружению, рассчитывается в порядке, установленном в части 2 статьи 6 данного Закона.
Таким образом, установленные льготы не применяются в части площади земельного налога (до межевания территории площадь рассчитывается вышеуказанным образом), пропорциональной доле недвижимости, переданной в аренду.

10. О лишении права организации на льготу по арендной плате за землю при передаче в аренду зданий, сооружений, помещений.
В соответствии со статьей 1 Закона Российской Федерации от 11.10.91 № 1738-1 "О плате за землю" использование земли в Российской Федерации является платным.
За земли, переданные в аренду, взимается арендная плата.
Согласно статье 15 названного Закона основанием для установления налога и арендной платы за землю является документ, удостоверяющий право собственности, владения и пользования (аренды) земельным участком.
В соответствии со статьей 4 Закона города Москвы от 16.07.97 № 34 "Об основах платного землепользования в г. Москве" объектом для исчисления земельного налога и арендной платы за землю являются земельные участки, права на которые учтены или зарегистрированы в установленном порядке, за исключением случаев, предусмотренных статьей 6 данного Закона.
Согласно статье 16 Закона Российской Федерации "О плате за землю" за земельные участки, предназначенные для обслуживания строений, находящихся в раздельном пользовании нескольких юридических лиц или граждан, земельный налог исчисляется отдельно каждому пропорционально площади строения, находящегося в их раздельном пользовании.
Пунктом 2 статьи 654 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что установленная в договоре аренды здания или сооружения плата за пользование зданием или сооружением включает плату за пользование земельным участком, на котором оно расположено, или передаваемой вместе с ним соответствующей частью участка, если иное не предусмотрено законом или договором.
Согласно статье 13 Закона города Москвы от 16.07.97 № 34 "Об основах платного землепользования в г. Москве" установленные льготы не применяются в случае, когда плательщик, имеющий право на льготы, передает земельный участок или расположенные на нем здания, сооружения и помещения в аренду или субаренду другому лицу или в качестве компенсации за работы, товары, услуги, в том числе по договорам о совместной деятельности. При передаче части указанной недвижимости эти льготы не применяются в части, пропорциональной доле недвижимости, переданной в аренду, субаренду или под совместную деятельность.
Таким образом, организация лишается права на льготу по арендной плате за землю в части доли земельного участка, перешедшей на праве аренды к организации, не имеющей права на льготу.
При этом статьей 14 Закона города Москвы от 16.07.97 № 34 "Об основах платного землепользования в г. Москве" установлено, что контроль за правильностью и своевременностью внесения арендных платежей осуществляет Московский земельный комитет.

Заместитель
руководителя Управления
советник налоговой службы
Российской Федерации I ранга
Л.Я. Сосихина


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru