Законодательство
Москва


Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







Вопрос: В одной из туристических фирм я приобрела путевку на трех человек в Таиланд по маршруту Бангкок - Паттайя за 2 тыс. 280 у.е. В путевке были определены условия нашего проживания в отелях "4 Звезды" с двухразовым питанием, в ее стоимость вошли авиабилеты, трансферы, экскурсии по программе, медицинская страховка. Однако турфирма своевременно не предоставила мне документы для поездки. Весь пакет документов я получила только в аэропорту. Фирма также не выполнила своих обязательств по предоставлению нам выбранных и закрепленных в договоре отелей. Вместо полупансиона (завтраки, ужины) в Бангкоке нам было предоставлено размещение только на базе одноразового питания (завтраки). Кроме того, перед нашим отъездом появилась информация о распространении опасного заболевания в Юго-Восточной Азии. А в двух из трех медицинских полисах были неправильно указаны даты рождения, что делало эти полисы недействительными. Прошу провести проверку турфирмы на предмет соблюдения ею Закона РФ "О защите прав потребителей" и объяснить мне мои права на возмещение морального и материального вреда, причиненного мне действиями фирмы.
(Разъяснение по данному вопросу предоставлено ООО "Элкод" в соответствии с письмом ТУ ММО МАП России № 4-7498 от 17.09.2003)

Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено


Материал предоставлен ООО "ЭЛКОД" ТУ ММО МАП России письмом от 17.09.2003 № 4-7498.



Вопрос: В одной из туристических фирм я приобрела путевку на трех человек в Таиланд по маршруту Бангкок - Паттайя за 2 тыс. 280 у.е. В путевке были определены условия нашего проживания в отелях "4 Звезды" с двухразовым питанием, в ее стоимость вошли авиабилеты, трансферы, экскурсии по программе, медицинская страховка. Однако турфирма своевременно не предоставила мне документы для поездки. Весь пакет документов я получила только в аэропорту. Фирма также не выполнила своих обязательств по предоставлению нам выбранных и закрепленных в договоре отелей. Вместо полупансиона (завтраки, ужины) в Бангкоке нам было предоставлено размещение только на базе одноразового питания (завтраки). Кроме того, перед нашим отъездом появилась информация о распространении опасного заболевания в Юго-Восточной Азии. А в двух из трех медицинских полисах были неправильно указаны даты рождения, что делало эти полисы недействительными. Прошу провести проверку турфирмы на предмет соблюдения ею Закона РФ "О защите прав потребителей" и объяснить мне мои права на возмещение морального и материального вреда, причиненного мне действиями фирмы.

Ответ: Проверка деятельности туристической фирмы, с которой вы заключили договор, показала, что фирма нарушила ст. 10, 16 Закона РФ "О защите прав потребителей". Это выразилось в предоставлении недостоверной информации и установлении в договоре на туристическое обслуживание условий, ущемляющих права потребителей.
Согласно документам в турфирме вами был приобретен тур в Таиланд (Бангкок - Паттайя). Согласно договору вами заказаны и оплачены услуги по размещению в отеле Emerald "4 звезды" (Бангкок), отеле Garden sea View (Паттайя), питание, трансферы, страховка, авиабилеты. Стоимость услуг составляет 2 тыс. 280 у.е.
В трех пунктах представленного договора на организацию туристической поездки Управление усматривает нарушение прав потребителей:
Один из пунктов договора содержит условие: "В случае отказа клиента от забронированных услуг по любой причине удерживаются в качестве штрафных санкций суммы, основанные на реально понесенных турагентством финансовых потерь: 10 % стоимости тура, если отказ последовал за 16 и более дней до начала поездки; 30% от стоимости, если отказ последовал за 10-15 дней до начала поездки; 70% от стоимости, если отказ последовал за 9 и менее дней до начала поездки; 100% от стоимости, если отказ последовал за 1 день до начала поездки".
В соответствии со ст. 32 Закона РФ "О защите прав потребителей" потребитель вправе расторгнуть договор об оказании услуги в любое время, уплатив исполнителю расходы, произведенные им до этого момента в целях исполнения договора.
В соответствии со ст. 10 Закона РФ "О защите прав потребителей" исполнитель обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию об услугах, обеспечивающих возможность их правильного выбора.
Другой пункт договора содержит условие: "Сроки поездки могут быть изменены турагентством при наступлении обстоятельств непреодолимой силы, как то: стихийных бедствий, пожара, наводнений, при военных действиях, при запрете или законодательных актах властей и т.п.".
Согласно ст. 401 Гражданского кодекса Российской Федерации понятие "непреодолимая сила" (форсмажор) определяется как чрезвычайные и непредотвратимые при данных условиях обстоятельства. К таким обстоятельствам могут быть отнесены исключительные и объективно непреодолимые события и явления. Данная норма содержит исчерпывающий перечень обстоятельств, отнесенных к понятию "непреодолимая сила".
Еще один пункт договора содержит условие: "Клиент обязуется выполнять меры личной профилактики по инфекционным и паразитарным заболеваниям".
В соответствии со ст. 10 Закона РФ "О защите прав потребителей" исполнитель обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию об услугах, обеспечивающих возможность их правильного выбора.
Таким образом, эти пункты содержат условия, нарушающие ст. 16 Закона РФ "О защите прав потребителей".
В соответствии с п. 1 ст. 16 Закона РФ "О защите прав потребителей" условия договора, ущемляющие права потребителя по сравнению с правилами, установленными законами или иными правовыми актами Российской Федерации в области защиты прав потребителей, признаются недействительными.
Эти условия договора ущемляют права потребителя по сравнению с предусмотренными Гражданским кодексом РФ, ст. 10, 32 Закона РФ "О защите прав потребителей" и ст. 10 Закона РФ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации".
Законом РФ "О защите прав потребителей" установлена ответственность исполнителя за качество оказываемых услуг. Статьей 4 Закона РФ "О защите прав потребителей" установлена обязанность исполнителя оказывать услугу, качество которой соответствует договору.
Согласно преамбуле Закона РФ "О защите прав потребителей" несоответствие услуги условиям договора является недостатком услуги.
В случае оказания услуги с недостатками потребитель в соответствии со ст. 29 Закона РФ "О защите прав потребителей" вправе по своему выбору потребовать соразмерного уменьшения установленной цены услуги; полного возмещения убытков, причиненных ему недостатками оказанной услуги.
Потребитель также вправе потребовать расторжения договора об оказании услуг, если им обнаружены существенные недостатки оказанной услуги или иные существенные отступления от условий договора, и потребовать полного возмещения понесенных убытков.
Требования о возмещении убытков согласно ст. 31 Закона РФ "О защите прав потребителей" подлежат удовлетворению в десятидневный срок со дня предъявления соответствующего требования.
Требования о возмещении убытков являются имущественными и в случае отказа исполнителя удовлетворить их в добровольном порядке в соответствии со ст. 11 Гражданского кодекса Российской Федерации подлежат рассмотрению в суде.
В соответствии со ст. 15 Закона РФ "О защите прав потребителей" потребитель в случае нарушения его прав вправе требовать компенсации морального вреда. Компенсация морального вреда осуществляется независимо от возмещения имущественного вреда и понесенных потребителем убытков.
При обращении в суд потребители по искам, связанным с нарушением их прав, освобождаются от уплаты государственной пошлины. Иски могут быть предъявлены в суд по месту жительства истца, или по месту нахождения ответчика, или по месту причинения вреда (ст. 17 Закона РФ "О защите прав потребителей").
Согласно ст. 40 Закона РФ "О защите прав потребителей" МАП России (его территориальные органы) в целях защиты прав потребителей могут привлекаться судом к участию в процессе или вступать в процесс по своей инициативе для дачи заключений по делам о защите прав потребителей.

Согласовано

Начальник отдела
защиты прав потребителей
ТУ ММО МАП России
Т.В. Пирожкова


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru