| |
<ПИСЬМО> УМНС РФ по г. Москве от 11.09.2003 № 26-12/50003
<ОБ УЧЕТЕ ДОХОДОВ БЮДЖЕТНЫМИ УЧРЕЖДЕНИЯМИ>
Официальная публикация в СМИ:
"Московский налоговый курьер", № 2, 2004
Соучредители - Управление МНС России по г. Москве, АНО Редакция журнала "Российский налоговый курьер"
Издатель - Издательско-консультационная компания "Статус-Кво 97", тел. (095) 775-80-43, 783-74-09, E-mail: mnk01@sq97.ru, http: www.mosnk.ru
Подписные индексы по каталогу Московский почтамт: 42638 - "Московский налоговый курьер", 42574 - "Российский налоговый курьер" с приложением "Московский налоговый курьер"
Издательская подписка - по тел. (095) 775-80-43 или на сайте www.mosnk.ru
--> примечание.
При применении следует учитывать, что документ не носит нормативный характер и является разъяснением по конкретному запросу.
Вопрос: Между бюджетным учреждением (спортивной школой) и организацией-инвестором заключен договор об оказании рекламных услуг в качестве оплаты услуг бюджетного учреждения по размещению на принадлежащей ему спортивной форме учащихся логотипа организации-инвестора. Каков порядок признания в целях налогообложения прибыли:
1) бюджетным учреждением - доходов, полученных в результате выполнения договора;
2) организацией-инвестором - расходов на рекламу, осуществленных в результате выполнения договора?
Ответ:
УПРАВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ ПО Г. МОСКВЕ
ПИСЬМО
от 11 сентября 2003 г. № 26-12/50003
1. Бюджетным учреждением является организация, отвечающая требованиям ст. 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Пунктом 3 ст. 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрена возможность осуществления бюджетными учреждениями деятельности, направленной на получение дохода (предпринимательской или коммерческой деятельности), в том числе путем заключения договоров об оказании платных услуг.
Особенности ведения налогового учета бюджетными (в том числе образовательными) учреждениями определены ст. 321.1 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ).
Согласно п. 1 ст. 321.1 НК РФ бюджетные учреждения, финансируемые за счет средств бюджетов всех уровней, государственных внебюджетных фондов, выделяемых по смете доходов и расходов бюджетного учреждения, могут получать доходы от иных источников.
Бюджетные учреждения являются плательщиками налога на прибыль в том случае, если они получают доходы от коммерческой деятельности, то есть доходы, получаемые от юридических и физических лиц по операциям реализации товаров, работ, услуг, имущественных прав, и внереализационные доходы (п. 1 ст. 321.1 НК РФ).
Налоговая база бюджетных учреждений определяется как разница между полученной суммой дохода от реализации товаров, выполненных работ, оказанных услуг, суммой внереализационных доходов (без учета налога на добавленную стоимость, налога с продаж и акцизов по подакцизным товарам (с 1 января 2004 года без учета налога на добавленную стоимость и акцизов по подакцизным товарам (Федеральный закон от 07.07.2003 № 117-ФЗ) и суммой фактически осуществленных расходов, связанных с ведением коммерческой деятельности.
Статьей 249 НК РФ под доходами от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав признается выручка от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав.
В пункте 2 ст. 249 НК РФ указано, что выручка от реализации определяется исходя из всех поступлений, связанных с расчетами за реализованные товары (работы, услуги) или имущественные права, выраженные в денежной и (или) натуральной формах. В зависимости от выбранного налогоплательщиком метода признания доходов и расходов поступления, связанные с расчетами за реализованные товары (работы, услуги) или имущественные права, признаются для целей налогообложения прибыли в соответствии со ст. 271 или ст. 273 НК РФ.
Согласно п. 1 ст. 39 НК РФ реализацией товаров, работ или услуг организацией признается соответственно передача на возмездной основе (в том числе обмен товарами, работами или услугами) права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, возмездное оказание услуг одним лицом другому лицу, а в случаях, предусмотренных НК РФ, - передача права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, оказание услуг одним лицом другому лицу на безвозмездной основе.
Методическими рекомендациями по применению главы 25 "Налог на прибыль организаций" части второй Налогового кодекса Российской Федерации, утвержденными приказом МНС России от 20.12.2002 № БГ-3-02/729, предусмотрено признание дня оказания услуг датой реализации этих услуг.
Институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства Российской Федерации, используемые в НК РФ, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено НК РФ (п. 1 ст. 11 НК РФ).
Соответственно термин "реклама" понимается для целей налогообложения прибыли в значении Федерального закона от 18.07.95 № 108-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон № 108-ФЗ).
В соответствии со ст. 19 Закона № 108-ФЗ под спонсорством понимается осуществление юридическим или физическим лицом (спонсором) вклада (в виде предоставления имущества, результатов интеллектуальной деятельности, оказания услуг, проведения работ) в деятельность другого юридического или физического лица (спонсируемого) на условиях распространения спонсируемым рекламы о спонсоре, его товарах.
Спонсорский вклад признается платой за рекламу, а спонсируемый соответственно рекламораспространителем.
Исходя из изложенного и учитывая, что приведенный в п. 2 ст. 251 НК РФ перечень целевых поступлений, не включаемых в налогооблагаемую базу по налогу на прибыль некоммерческих организаций, закрытый, бюджетному учреждению (некоммерческой организации) - получателю денежных средств (спонсируемому) следует признавать доходом (выручкой) от оказания рекламных услуг (отождествляемым статьями 2 и 19 Закона № 108-ФЗ с полученной платой за рекламу) денежные средства (спонсорский вклад), перечисленные инвестором в целях реализации договора об оказании рекламных услуг (спонсорского договора) в качестве оплаты услуг получателя по размещению на принадлежащей ему спортивной форме (носителях рекламной информации) логотипа организации-инвестора.
Указанный выше доход (выручка) учитывается при исчислении налога на прибыль спортивной школы - некоммерческой организации (бюджетного учреждения) как доход, полученный ею от ведения коммерческой деятельности по реализации платных услуг в качестве рекламораспространителя.
При этом бюджетное учреждение обязано вести раздельный учет средств, выделяемых по смете доходов и расходов бюджетного учреждения, и средств, полученных от коммерческой деятельности.
Соответственно данное учреждение обязано вести раздельный учет расходов, произведенных в рамках целевого финансирования и за счет иных источников (коммерческой деятельности и внереализационных доходов).
Сумма превышения доходов над расходами от коммерческой деятельности до исчисления налога на рекламу не может быть направлена на покрытие расходов, предусмотренных за счет средств целевого финансирования, выделенных по смете доходов и расходов бюджетного учреждения (п. 1 ст. 321.1 НК РФ).
2. Согласно п. 1 ст. 252 НК РФ налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в ст. 270 НК РФ).
В соответствии со ст. 252 НК РФ расходами организации признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты, осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.
Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.
Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.
Расходы в зависимости от их характера, а также условий осуществления и направлений деятельности налогоплательщика подразделяются на расходы, связанные с производством и реализацией, и внереализационные расходы (п. 2 ст. 252 НК РФ).
Согласно подп. 28 п. 1 ст. 264 НК РФ к прочим расходам, связанным с производством и (или) реализацией, относятся расходы на рекламу производимых (приобретенных) и (или) реализуемых товаров (работ, услуг), товарного знака и знака обслуживания, включая участие в выставках и ярмарках, с учетом положений п. 4 указанной статьи.
Абзацами вторым - четвертым п. 4 ст. 264 НК РФ предусмотрено, что к расходам организации на рекламу в целях главы 25 НК РФ относятся:
- расходы на рекламные мероприятия через средства массовой информации (в том числе объявления в печати, передача по радио и телевидению) и телекоммуникационные сети;
- расходы на световую и иную наружную рекламу, включая изготовление рекламных стендов и рекламных щитов;
- расходы на участие в выставках, ярмарках, экспозициях, на оформление витрин, выставок-продаж, комнат образцов и демонстрационных залов, изготовление рекламных брошюр и каталогов, содержащих информацию о работах и услугах, выполняемых и оказываемых организацией, и (или) о самой организации, на уценку товаров, полностью или частично потерявших свои первоначальные качества при экспонировании.
При этом данный перечень расходов на рекламу, учитываемых для целей налогообложения прибыли в размере фактических (ненормируемых) расходов, закрыт и расширению не подлежит.
Расходы налогоплательщика на приобретение (изготовление) призов, вручаемых победителям розыгрышей таких призов во время проведения массовых рекламных кампаний, а также расходы на иные виды рекламы, не указанные в абзацах втором - четвертом п. 4 ст. 264 НК РФ (относящиеся на основании ст. 11 НК РФ к таковым в соответствии с Законом № 108-ФЗ и отвечающие требованиям ст. 252 НК РФ), осуществленные им в течение отчетного (налогового) периода, для целей налогообложения прибыли признаются нормируемыми и учитываются в размере, не превышающем 1% выручки, определяемой в соответствии со ст. 249 НК РФ.
В соответствии со ст. 2 Закона № 108-ФЗ реклама - это распространяемая в любой форме, с помощью любых средств информация о физическом или юридическом лице, товарах, идеях, начинаниях (рекламная информация), которая предназначена для неопределенного круга лиц и призвана формировать или поддерживать интерес к этим физическому, юридическому лицу, товарам, идеям и начинаниям и способствовать реализации товара, идей и начинаний.
Согласно ст. 19 Закона № 108-ФЗ спонсор признается рекламодателем, перечисляющим спонсируемому (рекламораспространителю) плату за рекламу в виде спонсорского вклада.
Следовательно, в целях налогообложения прибыли на основании ст. 19 Закона № 108-ФЗ организация-инвестор (спонсор) вправе учитывать в качестве рекламных расходов с учетом ограничения, установленного абзацем 5 п. 4 ст. 264 НК РФ, денежные средства (спонсорский вклад), перечисленные бюджетному учреждению - спортивной школе (спонсируемому) в целях реализации договора об оказании рекламных услуг (спонсорского договора) в качестве оплаты услуг организации-получателя (спонсируемого) по размещению на принадлежащей ей спортивной форме учащихся (носителях рекламной информации) информации об организации-инвесторе (спонсоре), при соблюдении условий ст. 252 НК РФ.
Пунктом 1 ст. 272 НК РФ предусмотрено, что в случае признания доходов и расходов методом начисления расходы отражаются в том отчетном (налоговом) периоде, в котором эти расходы возникают исходя из условий сделок, независимо от времени фактической выплаты денежных средств и (или) иной формы их оплаты.
При этом согласно подп. 14 ст. 270 НК РФ, а также подп. 3 п. 7 ст. 272 НК РФ у налогоплательщика-инвестора (спонсора), являющегося рекламодателем, признающего доходы и расходы методом начисления, датой осуществления вышеуказанных прочих, в том числе рекламных, расходов является дата расчетов в соответствии с условиями заключенного договора или дата предъявления налогоплательщику документов, служащих основанием для произведения расчетов, либо последний день отчетного (налогового) периода в календарных рамках действия договора на оказание рекламных услуг (спонсорского договора), но не ранее даты оказания услуги - проведения рекламной акции (или спортивного мероприятия), в ходе которой посредством демонстрации логотипа рекламируется деятельность инвестора.
Заместитель
руководителя Управления
советник налоговой службы I ранга
А.А. Глинкин
------------------------------------------------------------------
--------------------
| | |
|