Законодательство
Москва


Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







ПИСЬМО УМНС РФ по г. Москве от 11.07.2003 № 27-08а/38508
(ред. от 15.08.2003)
"О НАЛОГООБЛОЖЕНИИ БЕЗРАБОТНЫХ ГРАЖДАН"

Официальная публикация в СМИ:
В данном виде документ не опубликован.
Первоначальный текст документа также не опубликован.



   ------------------------------------------------------------------

--> примечание.
Начало действия редакции - 15.08.2003.
   ------------------------------------------------------------------




УПРАВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ ПО Г. МОСКВЕ

ПИСЬМО
от 11 июля 2003 г. № 27-08а/38508

О НАЛОГООБЛОЖЕНИИ БЕЗРАБОТНЫХ ГРАЖДАН

(в ред. письма Управления МНС РФ по г. Москве
от 15.08.2003 № 27-08а/44561)

Управление Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по г. Москве, руководствуясь разъяснением Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 24.06.2003 № 04-2-07/240-Ч081, сообщает следующее.
1. В соответствии с пунктом 1 статьи 217 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) не подлежат налогообложению государственные пособия, за исключением пособий по временной нетрудоспособности (включая пособие по уходу за больным ребенком), а также иные выплаты и компенсации, выплачиваемые в соответствии с действующим законодательством.
(абзац в ред. письма Управления МНС РФ по г. Москве от 15.08.2003 № 27-08а/44561)
Статьей 24 Федерального закона от 20.04.1996 № 36-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" предусмотрено, что органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления по предложению и при участии органов службы занятости организуют в целях обеспечения временной занятости населения проведение оплачиваемых общественных работ в организациях, находящихся в их собственности, и по договорам - в других организациях.
Порядок организации общественных работ и условия участия в этих работах граждан утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.1997 № 875 "Об утверждении Положения об организации общественных работ". В соответствии с вышеназванным Положением отношения между органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами службы занятости и организациями регулируются договорами о совместной деятельности по организации и проведению общественных работ. В условиях такого договора должны быть определены, в том числе уровень оплаты труда лиц, привлекаемых к участию в общественных работах, стоимость выполнения работ, размеры и порядок их финансирования.
В соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации (далее - Трудовой кодекс) с лицами, желающими принять участие в общественных (временных) работах, работодатель должен заключить срочный трудовой договор. Одним из обязательных условий трудового договора является оплата труда за выполненную работу граждан, занятых на общественных работах, которая производится за счет средств работодателя. В соответствии со статьей 133 Трудового кодекса месячная заработная плата работника, отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.
Согласно пунктам 7.1.3, 7.1.4, 7.1.5 приказа Минтруда России и Минфина России от 25.03.2002 № 57, 21н "Об утверждении Положения о финансировании мероприятий по содействию занятости населения и социальной поддержке безработных граждан за счет средств федерального бюджета" (далее - Положение), изданного во исполнение пункта 18 постановления Правительства Российской Федерации от 28.02.2002 № 137 "О мерах по реализации Федерального закона "О федеральном бюджете на 2002 год", органы службы занятости за счет средств на финансирование мероприятий по содействию трудоустройству населения Российской Федерации обеспечивают поддержку доходов безработных граждан, принимающих участие в общественных работах, а также безработных граждан, особо нуждающихся в социальной защите, и несовершеннолетних граждан, принимающих участие во временных работах, на уровне не ниже минимального размера пособия по безработице, установленного законодательством Российской Федерации.
Поддержку дохода (материальную поддержку) гражданин, участвующий в общественных (временных) работах, получает как дополнительные выплаты из федерального бюджета сверх установленной условиями срочного трудового договора заработной платы (дохода). Поддержка доходов (материальная поддержка) не входит в фонд оплаты труда организации и не является составной частью заработной платы гражданина, так как выплачивается не за выполненную гражданами (работниками) работу, а за их участие в реализуемых совместно с органами службы занятости мероприятиях.
Расчет размера поддержки дохода (материальной поддержки) для каждого гражданина производится органами службы занятости исходя из суммы денежных средств, выделяемой на каждого участника ежемесячно, за фактическое количество дней его участия в указанных работах в календарном исчислении, включая периоды временной нетрудоспособности, на основании представленных работодателем документов.
Перечисление органами службы занятости средств федерального бюджета на поддержку доходов (материальную поддержку) граждан, участвующих в общественных (временных) работах, производится целевым назначением на расчетный счет работодателя, указанный в договоре о совместной деятельности.
Следовательно, выплаты из федерального бюджета в поддержку доходов безработных граждан, принимающих участие в общественных работах, и несовершеннолетних граждан, принимающих участие во временных работах, рассматриваются как иные выплаты, не подлежащие включению в налоговую базу для исчисления налога на доходы физических лиц на основании пункта 1 статьи 217 Кодекса.
2. В соответствии с пунктом 1 статьи 236 Кодекса объектом налогообложения единым социальным налогом для налогоплательщиков, указанных в абзацах втором и третьем подпункта 1 пункта 1 статьи 235 Кодекса, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые налогоплательщиками в пользу физических лиц по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых индивидуальным предпринимателям), а также по авторским договорам.
Поэтому выплаты и иные вознаграждения, начисляемые в пользу физических лиц, занятых на общественных или временных работах, по срочным трудовым договорам, подлежат обложению единым социальным налогом в общеустановленном порядке.
Пунктом 3 статьи 7 Закона Российской Федерации от 19.04.91 № 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" установлено, что законодательством субъектов Российской Федерации, решениями органов местного самоуправления, а также коллективными договорами и соглашениями могут предусматриваться иные не противоречащие настоящему Закону условия и порядок выплаты пособия по безработице, прохождения безработными перерегистрации, уточнения приведенного в статье 4 настоящего Закона определения подходящей работы, усиливающие социальную защищенность граждан, включая продление сроков выплаты и увеличение размеров пособия по безработице, вознаграждения за труд на оплачиваемых общественных работах, а также стипендии в период обучения за счет субъектов Российской Федерации.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 238 Кодекса не подлежат налогообложению единым социальным налогом государственные пособия, выплачиваемые в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления, в том числе пособия по временной нетрудоспособности, пособия по уходу за больным ребенком, пособия по безработице, беременности и родам.
Кроме того, согласно пункту 1 статьи 236 Кодекса выплаты и вознаграждения, производимые в пользу физических лиц, не связанных с налогоплательщиком трудовым, гражданско-правовым договором, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, авторским договором, не подлежат налогообложению единым социальным налогом.
Учитывая, что выплаты, производимые во исполнение пп. 7.1.3, 7.1.4, 7.1.5 Положения, в пользу граждан, трудоустраиваемых центрами содействия занятости, бюджетными и некоммерческими организациями, по своему характеру относятся к государственным пособиям и не являются выплатами по трудовым, гражданско-правовым договорам, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг, такие выплаты не подлежат налогообложению единым социальным налогом.
Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование исчисляются и уплачиваются страхователем-организацией на основании Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Закон № 167-ФЗ).
Согласно пункту 2 статьи 10 Закона № 167-ФЗ объектом обложения страховыми взносами и базой для начисления страховых взносов являются объект налогообложения и налоговая база по единому социальному налогу (взносу), установленные главой 24 "Единый социальный налог (взнос)" Кодекса.
Так как выплаты, производимые во исполнение приказа Минтруда России и Минфина России от 25.03.2002 № 57/21н в пользу граждан, трудоустраиваемых центрами содействия занятости, бюджетными и некоммерческими организациями, не являются объектом налогообложения единым социальным налогом, страховые взносы на обязательное пенсионное страхование на данные выплаты также не начисляются.

Заместитель
руководителя Управления
советник налоговой службы
Российской Федерации I ранга
А.Г. Луканина


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru