| |
<ПИСЬМО> УМНС РФ по г. Москве от 02.07.2003 № 26-08/36967
<О ЗАЧЕТЕ СУММ НАЛОГОВ, УПЛАЧЕННЫХ В БЮДЖЕТ РЕСПУБЛИКИ БОЛГАРИЯ, ПРИ УПЛАТЕ РОССИЙСКОЙ КРЕДИТНОЙ ОРГАНИЗАЦИЕЙ НАЛОГА НА ПРИБЫЛЬ>
Официальная публикация в СМИ:
"Московский налоговый курьер", № 19, 2003
Соучредители - Управление МНС России по г. Москве, АНО Редакция журнала "Российский налоговый курьер"
Издатель - Издательско-консультационная компания "Статус-Кво 97", тел. (095) 737-80-43, 956-22-17, E-mail: mnk01@sq97.ru, http: www.sq97.ru/mnk/
Подписные индексы по каталогу Московский почтамт: 42638 - "Московский налоговый курьер", 42574 - "Российский налоговый курьер" с приложением "Московский налоговый курьер"
Издательская подписка - по тел. (095) 274-24-00, 277-11-89 или на сайте www.sq97.ru/mnk/
--> примечание.
При применении следует учитывать, что документ не носит нормативный характер и является разъяснением по конкретному запросу.
Вопрос: Российская кредитная организация на основании кредитного соглашения, заключенного с иностранной организацией (резидентом Республики Болгарии), с 2000 года получает доход в виде процентов по предоставленному займу. При этом в период с 2000 по 2002 год заемщик (иностранная организация) осуществлял выплату доходов в виде процентов в полном объеме без удержания налога на доходы. В конце 2002 года налоговые органы Республики Болгарии обязали заемщика в соответствии с налоговым законодательством Республики Болгарии удержать с российской кредитной организации налог с доходов в виде процентов, выплаченных ей в период с 2000 по 2002 год.
В связи с изложенным просьба разъяснить, возможен ли зачет сумм налогов, уплаченных в бюджет Республики Болгарии, при уплате российской кредитной организацией налога на прибыль в Российской Федерации.
Ответ:
УПРАВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ ПО Г. МОСКВЕ
ПИСЬМО
от 2 июля 2003 г. № 26-08/36967
В соответствии со ст. 311 главы 25 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) доходы, полученные российской организацией от источников за пределами Российской Федерации, учитываются при определении ее налоговой базы по налогу на прибыль. Указанные доходы учитываются в полном объеме с учетом расходов, произведенных как в Российской Федерации, так и за ее пределами.
Суммы налога, выплаченные в соответствии с законодательством иностранных государств российской организацией, засчитываются при уплате этой организацией налога на прибыль в Российской Федерации. При этом размер засчитываемых сумм налогов, выплаченных за пределами Российской Федерации, не может превышать сумму налога, подлежащего уплате этой организацией в Российской Федерации.
Статьей 7 НК РФ предусмотрено, что если международным договором Российской Федерации, содержащим положения, касающиеся налогообложения и сборов, установлены иные правила и нормы, чем предусмотренные НК РФ и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами о налогах и (или) сборах, то применяются правила и нормы международных договоров Российской Федерации.
В соответствии со ст. 23 Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Болгарии об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и имущество от 08.06.93 (далее - Соглашение), если лицо с постоянным местопребыванием в одном Договаривающемся Государстве получает доход или владеет имуществом в другом Договаривающемся Государстве, которые в соответствии с положениями Соглашения могут облагаться налогом в другом Государстве, сумма налога на доход или имущество, подлежащая уплате в этом другом Государстве, может быть вычтена из налога, взимаемого с такого лица в связи с таким доходом или имуществом в первом упомянутом Государстве. Такой вычет, однако, не будет превышать сумму налога первого Государства на такой доход или имущество, рассчитанного в соответствии с его налоговым законодательством и правилами.
Согласно ст. 11 Соглашения проценты, возникающие в одном Договаривающемся Государстве и выплачиваемые лицу с постоянным местопребыванием в другом Договаривающемся Государстве, могут облагаться налогом в Договаривающемся Государстве, в котором они возникают, и в соответствии с законодательством этого Государства, но если получатель процентов является их фактическим владельцем, то взимаемый налог не должен превышать 15% валовой суммы процентов.
Учитывая изложенное, российская кредитная организация, получившая доходы в виде процентов от источников в Республике Болгарии по предоставленным кредитным ресурсам, может обратиться в российский налоговый орган по месту постановки на учет для произведения процедуры зачета сумм налога, выплаченных в соответствии с законодательством Республики Болгарии. При этом зачет может быть произведен только в случае, если указанные доходы, полученные российской кредитной организацией за пределами Российской Федерации, в соответствии со ст. 311 НК РФ были включены в налоговую базу при уплате ею налога на прибыль в Российской Федерации.
То есть устранение двойного налогообложения путем зачета уплаченных в иностранных государствах налогов может производиться только после его фактического возникновения, а если доходы, полученные за пределами Российской Федерации в предыдущих налоговых периодах, не были учтены в налоговой базе по налогу на прибыль в Российской Федерации, то при уплате с указанных доходов налога за границей двойного налогообложения указанных доходов в Российской Федерации не возникает.
Для предоставления зачета уплаченного за границей налога следует определить предельную сумму налога, подлежащего зачету, для чего к сумме исчисленных в соответствии с российским налоговым законодательством доходов, полученных за пределами Российской Федерации, с учетом аналогичным образом исчисленных расходов, произведенных в связи с получением таких доходов, применяется ставка налога на прибыль по российскому законодательству. Полученная предельная сумма зачета сравнивается с суммой налога, фактически уплаченного за границей.
В случае превышения предельной суммы зачета над фактически уплаченной в иностранном государстве суммой налога зачет предоставляется на всю сумму налога, то есть сумма налога на прибыль, исчисленная в соответствии с положениями российского налогового законодательства, уменьшается на сумму фактически уплаченного за границей аналогичного налога, что будет составлять сумму налога на прибыль, подлежащую уплате в Российской Федерации. Если сумма налога, фактически уплаченного с доходов за границей, превышает предельную сумму зачета, то сумма налога на прибыль в России уменьшается только на исчисленную предельную сумму зачета.
В случае если российская кредитная организация при определении налоговой базы по налогу на прибыль в Российской Федерации в период с 2000 по 2002 год не учитывала суммы доходов, полученные в Республике Болгарии, то перерасчет налоговых обязательств за указанные периоды будет производиться в соответствии с п. 1 ст. 54 НК РФ, то есть в периоде совершения ошибки. В свою очередь российская кредитная организация согласно ст. 81 НК РФ должна будет представить в налоговый орган уточненную налоговую декларацию по налогу на прибыль. В данном случае расчет предельной суммы зачета будет производиться исходя из методики определения налоговой базы прошлого налогового периода и действующей в том периоде ставки налога на прибыль в Российской Федерации.
В случае если доходы, полученные российской кредитной организацией от источников в Республике Болгарии в период с 2000 по 2002 год, были учтены ею при определении налоговой базы по налогу на прибыль в Российской Федерации и налог на прибыль в Российской Федерации с этих сумм был фактически уплачен, уточненная налоговая декларация по налогу на прибыль представляться не должна, так как ошибок (искажений) в исчислении налоговой базы по прошлым налоговым периодам при этом не возникает. Предельная сумма зачета уплаченного в Республике Болгарии налога будет рассчитываться на основании действующих в прошлых налоговых периодах порядка определения налоговой базы и ставки налога на прибыль.
Рассчитанные по каждому прошлому налоговому периоду предельные суммы зачета сравниваются с фактически уплаченными в иностранном государстве суммами налога по тем периодам, и определяются те суммы налога, которые могли быть зачтены при уплате налога на прибыль в Российской Федерации. При их сложении получается общая сумма налога, подлежащего зачету, которая отражается в налоговой декларации по налогу на прибыль в Российской Федерации в том отчетном (налоговом) периоде, с которого у российской кредитной организации возникло право на зачет (то есть после того, как российской кредитной организацией будут учтены доходы, полученные от источников в Республике Болгарии, при расчете налоговой базы для уплаты налога на прибыль в Российской Федерации и с указанной суммы дохода будет уплачен налог на прибыль в Российской Федерации). В случае ее превышения над рассчитанной по декларации суммой налога на прибыль возврат или перенос на последующие периоды суммы зачета не производится.
Кроме того, при обращении указанной кредитной организации в российский налоговый орган в целях зачета сумм налога на прибыль, выплаченных в соответствии с законодательством Республики Болгарии, ей необходимо представить налоговую декларацию о доходах, полученных от источников за пределами Российской Федерации, форма которой утверждена приказом МНС России от 21.01.2002 № БГ-3-23/23, а также документы, предусмотренные п. 3 ст. 311 НК РФ и подтверждающие факт удержания налогов в Республике Болгарии.
При этом НК РФ для налогоплательщиков не установлено обязанности представлять в налоговый орган Российской Федерации расчет налога с доходов, полученных за пределами Российской Федерации, в соответствии с нормами российского налогового законодательства, а также расчет налога, подлежащего зачету при уплате налога на прибыль в Российской Федерации. То есть налоговому органу следует произвести проверку представленного налогоплательщиком расчета, а при отсутствии указанного расчета налоговый орган должен его произвести самостоятельно исходя из информации, содержащейся в документах, представленных на зачет уплаченного (удержанного) за границей налога, а также проверку вышеуказанной налоговой декларации о доходах, полученных от источников за пределами Российской Федерации.
Основание: письмо МНС России от 23.06.2003 № 23-2-06/3-1198-Ч136.
Заместитель
руководителя Управления
советник налоговой службы I ранга
А.А. Глинкин
------------------------------------------------------------------
--------------------
| | |
|