Законодательство
Москва


Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







<ПИСЬМО> УМНС РФ по г. Москве от 11.06.2003 № 23-10/1/30881
<О НАЛОГЕ С ПРОДАЖ>

Официальная публикация в СМИ:
"Московский налоговый курьер", № 17, 2003
Соучредители - Управление МНС России по г. Москве, АНО Редакция журнала "Российский налоговый курьер"
Издатель - Издательско-консультационная компания "Статус-Кво 97", тел. (095) 737-80-43, 956-22-17, E-mail: mnk01@sq97.ru, http: www.sq97.ru/mnk/
Подписные индексы по каталогу Московский почтамт: 42638 - "Московский налоговый курьер", 42574 - "Российский налоговый курьер" с приложением "Московский налоговый курьер"
Издательская подписка - по тел. (095) 274-24-00, 277-11-89 или на сайте www.sq97.ru/mnk/


--> примечание.
При применении следует учитывать, что документ не носит нормативный характер и является разъяснением по конкретному запросу.



Вопрос: Договор комиссии между комитентом и комиссионером не содержит информации о том, кто является собственником товара (комитент или иные лица) и является ли собственник товара плательщиком налога с продаж.
Просьба разъяснить, от чего зависит определение обязанности комиссионера исчислять и уплачивать в бюджет налог с продаж в качестве налогового агента: от того, является ли комитент, с которым непосредственно у магазина заключен договор комиссии, плательщиком налога с продаж независимо от налогового статуса собственника товара, или от того, является ли собственник товара плательщиком налога с продаж, даже если у него нет прямого (непосредственного) договора с комиссионером.

Ответ:

УПРАВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ ПО Г. МОСКВЕ

ПИСЬМО
от 11 июня 2003 г. № 23-10/1/30881

В соответствии со ст. 347 главы 27 "Налог с продаж" Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) налог с продаж устанавливается Кодексом и законами субъектов Российской Федерации, вводится в действие в соответствии с Кодексом законами субъектов Российской Федерации и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
С 1 января 2002 года в соответствии со ст. 349 Кодекса объектом обложения налогом с продаж признаются операции по реализации физическим лицам товаров (работ, услуг) на территории субъекта Российской Федерации и только в том случае, если такая реализация осуществляется за наличный расчет, а также с использованием расчетных или кредитных банковских карт.
Согласно п. 3 ст. 354 Кодекса в случае если согласно условиям договора комиссии (договора поручения, агентского договора) фактическая реализация товаров покупателям производится комиссионером (поверенным, агентом) и денежные средства поступают в кассу (на расчетный счет) комиссионера (поверенного, агента), то обязанность по уплате налога с продаж и перечислению его в бюджет возлагается на комиссионера (поверенного, агента), который признается налоговым агентом. При этом сумма налога исчисляется исходя из полной цены продажи товара, включающей вознаграждение комиссионера (поверенного, агента). Комитент (доверитель, принципал) при получении выручки от комиссионера (поверенного, агента) налог с продаж не уплачивает, если этот налог уплачен комиссионером (поверенным, агентом).
Пунктом 4 ст. 24 Кодекса предусмотрено, что налоговые агенты перечисляют удержанные налоги в порядке, предусмотренном Кодексом для уплаты налога налогоплательщиком.
Согласно п. 2 ст. 346.11 Кодекса с 1 января 2003 года применение упрощенной системы налогообложения организациями предусматривает замену уплаты налога на прибыль организаций, налога на добавленную стоимость, налога с продаж, налога на имущество организаций и единого социального налога уплатой единого налога, исчисляемого по результатам хозяйственной деятельности организаций за налоговый период.
Таким образом, организация, применяющая упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности, не является плательщиком налога с продаж только при осуществлении операций по реализации физическим лицам за наличный расчет собственных товаров (работ, услуг).
Если организация, применяющая упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности, является комиссионером (поверенным, агентом) и осуществляет операции по реализации физическим лицам за наличный расчет товаров (работ, услуг), принадлежащих комитенту (доверителю, принципалу), являющемуся плательщиком налога с продаж, то в этом случае несмотря на то что сам комиссионер (поверенный, агент) плательщиком налога с продаж не является, у него возникает обязанность по уплате налога с продаж за комитента (доверителя, принципала) в качестве налогового агента. При этом сумма налога с продаж исчисляется исходя из полной цены товара.
Местом уплаты налога с продаж согласно п. 2 ст. 354 Кодекса является место осуществления операций по реализации товаров (работ, услуг), подлежащих обложению налогом с продаж.
Если комитент (доверитель, принципал) не является плательщиком налога с продаж как организация, применяющая упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности, то в этом случае комиссионер (поверенный, агент), реализующий товары физическим лицам за наличный расчет и получающий в кассу денежные средства за реализованные товары, в качестве налогового агента обязанностей по уплате налога с продаж за комитента не имеет.
Таким образом, в случае если комитент (доверитель, принципал) не является плательщиком налога с продаж, комиссионер (поверенный, агент), получивший в кассу наличные денежные средства за реализованные товары, налог с продаж не удерживает и не уплачивает. При этом освобождение комиссионера (поверенного, агента) от обязанностей налогового агента по налогу с продаж осуществляется только при наличии у комиссионера (поверенного, агента) документов, подтверждающих, что комитент (доверитель, принципал) не является плательщиком налога с продаж (например, заверенной копии патента комитента (доверителя, принципала) на право применения упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности).
Согласно статье 994 Гражданского кодекса Российской Федерации комиссионер вправе в целях исполнения договора комиссии (если иное не предусмотрено договором комиссии) заключить договор субкомиссии с другим лицом, оставаясь ответственным за действия субкомиссионера перед комитентом. По договору субкомиссии комиссионер приобретает в отношении субкомиссионера права и обязанности комитента. Следовательно, если денежные средства за реализованный физическим лицам товар поступают в кассу субкомиссионера, обязанность по уплате налога и перечислению его в бюджет возлагается на субкомиссионера, который признается в этом случае налоговым агентом по отношению к комиссионеру.
В то же время согласно ст. 996 Гражданского кодекса Российской Федерации вещи, поступившие к комиссионеру от комитента либо приобретенные комиссионером за счет комитента, являются собственностью последнего. Таким образом, несмотря на то что при заключении договора субкомиссии комиссионер и приобретает в отношении субкомиссионера права и обязанности комитента, он не становится собственником товара и, следовательно, не приобретает права комитента по отношению к товару.
На основании изложенного обязанности субкомиссионера по уплате налога с продаж в качестве налогового агента зависят от статуса собственника товара, даже если у субкомиссионера нет прямого (непосредственного) договора с комитентом.

Заместитель
руководителя Управления
советник налоговой службы I ранга
Ю.А. Мавашев


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru