Законодательство
Москва


Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







ПИСЬМО УМНС РФ по г. Москве от 31.03.2003 № 25-08/17810
"ОБЗОР РАБОТЫ ИНСПЕКЦИЙ Г. МОСКВЫ ПО ВОЗМЕЩЕНИЮ НДС ПО ЭКСПОРТНЫМ ОПЕРАЦИЯМ ЗА 2002 ГОД"

Официальная публикация в СМИ:
"Нормативные акты для бухгалтера", № 17 (28 апреля - 4 мая), 2003,
(приложение к журналу),
"Вестник московского бухгалтера", № 17 (28 апреля - 4 мая), 2003,
"Учет, налоги, право" (в Москве), № 18, (13 - 19 мая), 2003






УПРАВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ ПО Г. МОСКВЕ

ПИСЬМО
от 31 марта 2003 г. № 25-08/17810

ОБЗОР РАБОТЫ ИНСПЕКЦИЙ Г. МОСКВЫ ПО ВОЗМЕЩЕНИЮ НДС
ПО ЭКСПОРТНЫМ ОПЕРАЦИЯМ ЗА 2002 ГОД

Управление Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по г. Москве направляет для использования в работе обзор наиболее типичных недостатков и нарушений в организации работы территориальных налоговых органов по контролю за обоснованностью применения налоговой ставки 0 процентов и налоговых вычетов по налогу на добавленную стоимость по экспортным операциям.

Заместитель
руководителя Управления Министерства РФ
по налогам и сборам по г. Москве
А.Г. Луканина





Приложение
к письму Управления
МНС РФ по г. Москве
от 31 марта 2003 г. № 25-08/17810

ОБЗОР
РАБОТЫ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ НАЛОГОВЫХ ОРГАНОВ Г. МОСКВЫ
ПО ВОПРОСУ ОРГАНИЗАЦИИ МЕРОПРИЯТИЙ НАЛОГОВОГО КОНТРОЛЯ
ЗА ОБОСНОВАННОСТЬЮ ПРИМЕНЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИЯМИ - ЭКСПОРТЕРАМИ
НАЛОГОВОЙ СТАВКИ 0 ПРОЦЕНТОВ И НАЛОГОВЫХ ВЫЧЕТОВ ПО НАЛОГУ
НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ И ПРАВОМЕРНОСТЬ ПРИНЯТЫХ РЕШЕНИЙ
О ВОЗМЕЩЕНИИ ЛИБО ОБ ОТКАЗЕ (ПОЛНОСТЬЮ ИЛИ ЧАСТИЧНО)
В ВОЗМЕЩЕНИИ СУММ НАЛОГА НА ДОБАВЛЕННУЮ
СТОИМОСТЬ ЗА 2002 ГОД

Управление МНС России по г. Москве по результатам анализа работы налоговых органов г. Москвы за 2002 год доводит до сведения наиболее типичные недостатки и нарушения в организации работы по контролю за обоснованностью применения налоговой ставки 0 процентов и налоговых вычетов по налогу на добавленную стоимость по экспортным операциям.
Управление указывает на необходимость соблюдения положений настоящего обзора при проведении проверок обоснованности применения налоговой ставки 0 процентов и налоговых вычетов по налогу на добавленную стоимость в отношении экспортируемых товаров (работ, услуг), а также при вынесении решений по вопросу возмещения налога на добавленную стоимость в связи с осуществлением экспортных операций.
1. О необходимости истребования документов, содержание которых изложено на государственном языке Российской Федерации.
Организациями - экспортерами в ряде случаев для обоснования применения налоговой ставки О процентов и налоговых вычетов представляются в налоговые органы документы, содержание которых изложено на языке иностранного государства (товаросопроводительные документы - CMR, Bill of lading; счета - инвойсы: электронно - платежные документы формата SWIFT и др.). Вместе с тем в соответствии со статьей 17 Закона РСФСР от 25.10.91 № 1807-1 "О языках народов Российской Федерации" официальная переписка и иные формы официальных взаимоотношений между государственными органами и организациями ведутся на государственном языке Российской Федерации. Статьей 16 указанного Закона установлено, что на территории Российской Федерации официальное делопроизводство в государственных органах и организациях ведется на русском языке как государственном языке Российской Федерации. Учитывая изложенное, инспекциям при получении от организаций - экспортеров документов (копий документов) на языке иностранного государства необходимо истребовать заверенное надлежащим образом письменное изложение перевода текстов данных документов (копий документов) на русский язык. При этом трехмесячный срок, установленный пунктом 4 статьи 176 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), следует исчислять со дня представления соответствующей налоговой декларации и документов, предусмотренных статьей 165 Кодекса, с учетом требования статьи 17 Закона РСФСР от 25.10.91 № 1807-1 "О языках народов Российской Федерации".
2. О необходимости своевременного проведения инспекциями контрольных мероприятий по проверке обоснованности применения налоговой ставки 0 процентов и налоговых вычетов по налогу на добавленную стоимость.
В ряде случаев инспекции со значительными задержками направляют запросы в налоговые органы по месту постановки на учет поставщиков экспортируемого товара; в таможенные органы о подтверждении фактического вывоза товаров с таможенной территории Российской Федерации; в кредитные организации о фактическом поступлении экспортной выручки, источнике формирования экспортной выручки и маршруте платежа; в правоохранительные органы. При этом ответы на соответствующие запросы в течение срока, установленного пунктом 3 статьи 176 Кодекса, как правило, не поступают. При указанных обстоятельствах инспекции либо неправомерно не принимают решения о возмещении или об отказе в возмещении сумм налога на добавленную стоимость в установленный срок, либо принимают такое решение, но без учета ответов на запросы в связи с несвоевременным их направлением.
3. О несвоевременном направлении инспекциями ответов на запросы о поставщиках организаций - экспортеров.
Инспекциям по получению запроса следует своевременно проводить необходимые контрольные мероприятия для установления фактов ведения поставщиком хозяйственной деятельности, заключения поставщиком и организацией - экспортером соответствующих договоров, их исполнения, об отражении поставщиком суммы полученной выручки в налоговых декларациях, о заявленных налоговых вычетах. Налоговый орган выясняет, является ли данный поставщик производителем, а в случае, если не является, то устанавливает предшествующего поставщика экспортируемого товара.
Инспекциям следует неукоснительно соблюдать указание МНС России о направлении ответов не позднее 10 дней с даты получения запроса (пункт 4 письма МНС России № АС-14-06/20дсп от 14.03.2002 "О порядке проведения предварительных (до представления налогоплательщиком в налоговый орган документов на возмещение НДС) контрольных мероприятий за соблюдением экспортерами законодательства о налогах и сборах").
4. О необходимости всестороннего и полного анализа документов, представляемых организациями - экспортерами для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0 процентов и налоговых вычетов, а именно:
4.1. Представленные документы (товаросопроводительные документы: коносаменты, поручения на отгрузку, авиационные грузовые накладные и т.п.; счета - фактуры; первично - учетные документы, на основании которых принимается к бухгалтерскому учету товар, экспортируемый впоследствии) не всегда исследуются на предмет соответствия установленным требованиям к их оформлению, а также на наличие необходимых реквизитов и отметок таможенных органов.
Так, в ряде случаев инспекциями принимается как доказательство реального экспорта товара документ, представленный организацией - экспортером в качестве коносамента. Вместе с тем данный документ не содержит наименования перевозчика и места его нахождения и, следовательно, не соблюдено требование статьи 144 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации, предъявляемое к содержанию коносамента. Также инспекции не всегда обращают внимание на отсутствие расшифровки подписи на коносаменте. Вместе с тем, как следует из статьи 144 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации, в коносаменте наряду с подписью лица, выдавшего данный коносамент, должно содержаться точное указание, подписан ли он капитаном судна, либо агентом по полномочиям капитана или перевозчика, самим перевозчиком, либо оператором, либо фрахтователем. Отсутствие таких данных ставит под сомнение достоверность сведений, указанных в коносаменте, в том числе о характере перевозимого груза, и лишает такой документ товарораспорядительной функции. При указанных обстоятельствах документы, оформленные с такими нарушениями, не могут быть оценены и приняты налоговым органом в качестве коносамента по смыслу норм гражданского законодательства. Также организации - экспортеры, осуществляющие вывоз экспортируемого товара за пределы таможенной территории Российской Федерации судами через морские порты, и в частности через морской порт города Санкт - Петербурга, представляют в инспекции коносаменты, в графе "Подпись перевозчика" которых содержатся подписи морских агентов. В указанных случаях инспекциям следует истребовать документы (доверенность), подтверждающие полномочия данных агентов на представление интересов соответствующих перевозчиков (судовладельцев).
В соответствии с пунктом 1 статьи 172 Кодекса организациями - экспортерами для подтверждения правомерности применения налогового вычета сумм налога на добавленную стоимость в отношении операций по реализации товаров на экспорт представляются соответствующие первичные учетные документы, на основании которых принимается к бухгалтерскому учету товар, приобретенный у поставщиков для последующей реализации на экспорт. Однако налогоплательщики в некоторых случаях представляют различные акты, расходные накладные и т.п., форма которых отличается от установленной. Вместе с тем согласно статье 9 Федерального закона от 21.11.96 № 129-ФЗ "О бухгалтерском учете", все хозяйственные операции, проводимые организацией, должны оформляться оправдательными документами. Эти документы служат первичными учетными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет. Первичные учетные документы принимаются к учету, если они составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, а документы, форма которых не предусмотрена в этих альбомах, должны содержать обязательные реквизиты, перечень которых указан в пункте 2 статьи 9 указанного Закона. В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 08.07.97 № 835 "О первичных учетных документах" функции по разработке и утверждению альбомов унифицированных форм первичной учетной документации возложены на Государственный комитет Российской Федерации по статистике. При этом содержание и состав унифицированных форм первичной учетной документации согласовываются Комитетом с Министерством Российской Федерации и Министерством экономики Российской Федерации. Формы акта о приемке товара и товарной накладной утверждены постановлением Госкомстата России от 25.12.98 № 132 и включены в альбом унифицированных форм первичной учетной документации по учету налоговых операций. Этим постановлением также утверждены указания по применению и заполнению указанных форм, являющихся первичными учетными документами. Следовательно, к бухгалтерскому учету принимают только акты и товарные накладные, составленные по форме, утвержденной постановлением Госкомстата России от 25.12.98 № 132. Если указанные документы оформлены с нарушением установленных требований, то к учету они приниматься не должны.
4.2. При оценке обстоятельств вывоза товара, помещенного под таможенный режим экспорта, за пределы таможенной территории Российской Федерации инспекциям следует учитывать, что для обоснования правомерности применения налоговой ставки 0 процентов организации - экспортеры представляют копии транспортных, товаросопроводительных документов, удостоверяющих факт заключения договора перевозки с той организацией - перевозчиком, транспортом которой был фактически перемещен через таможенную границу Российской Федерации экспортируемый товар. При этом данное транспортное средство указывается в графе 21 грузовой таможенной декларации и указанному транспорту должен соответствовать код вида транспорта, отражаемый в графе 25 грузовой таможенной декларации.
4.3. Представление только части из комплекта необходимых транспортных документов. Для обоснования применения налоговой ставки 0 процентов и налоговых вычетов в связи с реализацией на экспорт товаров организацией - экспортером представлены дубликаты железнодорожных накладных с соответствующими отметками пограничных таможенных органов. Вместе с тем необходимо отметить следующее. Согласно пункту 1 статьи 165 Кодекса для подтверждения обоснованности применения и ставки 0 процентов и налоговых вычетов налогоплательщиком представляются в том числе копии транспортных, товаросопроводительных и (или) иных документов с отметками пограничных таможенных органов, подтверждающих вывоз товаров за пределы территории Российской Федерации. При этом налогоплательщик может представить любой из перечисленных документов с учетом особенностей, установленных данной статьей. В соответствии со статьей 31 Федерального закона от 08.01.98 № 2-ФЗ "Транспортный устав железных дорог Российской Федерации" транспортная железнодорожная накладная и выданная на ее основании грузоотправителю квитанция о приеме груза подтверждают заключение договора перевозки груза. Указанные документы в совокупности и являются транспортными документами по смыслу пункта 1 статьи 165 Кодекса. Если перевозка груза осуществляется в контейнерах, то необходимо учитывать следующее. Согласно Правилам перевозки грузов в универсальных контейнерах на железнодорожном транспорте, утвержденным приказом МПС России от 27.05.99 № 8ЦЗ, комплект перевозочных документов для перевозки грузов в контейнерах состоит из четырех пронумерованных листов, два из которых: оригинал накладной и квитанция о приеме груза - вручаются грузоотправителю. Представление налогоплательщиком только одного документа из комплекта перевозочных документов, предусмотренных указанными Правилами для вручения грузоотправителю, не свидетельствует с однозначностью о заключении с железной дорогой договора перевозки груза. При проведении проверок обоснованности применения налоговой ставки 0 процентов и налоговых вычетов организациями, осуществляющими вывоз экспортируемого товара железной дорогой, инспекциям целесообразно истребовать все необходимые транспортные (перевозочные) документы, подтверждающие заключение договора перевозки груза.
4.4. О необходимости сопоставления данных, идентифицирующих товар.
Инспекции не всегда сопоставляют содержащиеся в товарной накладной, грузовой таможенной декларации и товаросопроводительных документах данные, идентифицирующие экспортируемый товар (техническая характеристика товара, вес, объем, код ТН ВЭД и др.). Вместе с тем установление существенных расхождений таких данных в представленных документах по экспорту конкретного товара свидетельствует о недостоверности сведений, указываемых налогоплательщиком, и не подтверждает факт экспорта именно того товара, при расчетах за который была уплачена поставщику соответствующая сумма налога на добавленную стоимость (см. постановление Президиума ВАС России от 27.04.2002 № 4320/01). При осуществлении такого сопоставления инспекциям также необходимо устанавливать взаимосвязь между транспортными (товаросопроводительными) документами и грузовой таможенной декларацией, в графе 44 "Дополнительная информация / представляемые документы" которой должна содержаться ссылка на соответствующие реквизиты транспортных документов.
5. О необходимости документального подтверждения факта недобросовестности действий экспортеров.
Конституционным Судом Российской Федерации в определении от 25.07.2001 № 138-0 указано, что по смыслу положения, содержащегося в пункте 7 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации, в сфере налоговых отношений действует презумпция добросовестности налогоплательщиков. Данная презумпция предполагает обязанность налоговых органов доказывать обнаруживающуюся недобросовестность налогоплательщиков в порядке, установленном Кодексом. Указанным определением предусмотрено, что для установления недобросовестности налогоплательщиков налоговые органы вправе осуществлять необходимую проверку и предъявлять в арбитражных судах требования, обеспечивающие поступление налогов в бюджет, включая иски о признании сделок недействительными и о взыскании в доход государства всего полученного по таким сделкам, как это предусмотрено пунктом 11 статьи 7 Закона Российской Федерации от 21.03.91 № 943-1 "О налоговых органах Российской Федерации".
Таким образом, при проведении проверки обоснованности применения налоговой ставки 0 процентов и налоговых вычетов инспекциям следует исследовать действительную направленность действий, совершаемых налогоплательщиком.
При выявлении фактов, свидетельствующих о недобросовестности экспортера, необходимо сформировать соответствующую доказательственную базу на основе документов, подтверждающих взаимосвязь выявленных факторов с действиями налогоплательщика. Данные документы должны служить доказательствами обоснованности исковых требований налоговых органов о признании сделок недействительными либо используются в судебном деле при обжаловании налогоплательщиком актов налогового органа. Управление обращает внимание, что арбитражный суд оценивает факты, свидетельствующие о недобросовестности экспортера, в их совокупности. Поэтому при выявлении одного из признаков, указывающих на противоправное намерение налогоплательщика, инспекциям следует исследовать обстоятельства совершения и иных действий, предпринятых лицом для возмещения из бюджета налога. Такие действия могут быть связаны не только с реализацией товара на экспорт, приобретением его у поставщика и порядком оплаты экспортируемого товара, но и с соблюдением требований таможенного и валютного законодательства. Поэтому, например, факт расхождения данных о декларируемом товаре, указанных в грузовой таможенной декларации, со сведениями, содержащимися в счете - инвойсе, выставленном инопокупателю, может квалифицироваться в совокупности с обстоятельствами как недобросовестность налогоплательщика.
Изложенные ниже положения также могут быть использованы при добросовестности действий налогоплательщика.
6. Об установлении статуса контрагента по экспортному контракту.
В соответствии с пунктом 1 статьи 165 Кодекса для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0 процентов и налоговых вычетов представляется в том числе контракт налогоплательщика на поставку товара за пределы таможенной территории Российской Федерации, заключенный с иностранным лицом.
Согласно статье 2 Федерального закона от 13.10.95 № 157-ФЗ "О государственном регулировании внешнеторговой деятельности" иностранным лицом признается, в частности, юридическое лицо (организация в иной правовой форме), гражданская правоспособность которого определяется по праву иностранного государства, в котором оно учреждено.
Подтверждением статуса покупателя по экспортному контракту как иностранного лица может служить, в числе прочего, указание в контракте такого реквизита, как адрес регистрации данного лица, согласно которому местом учреждения (инкорпорации) является территория иностранного государства. Вместе с тем в ряде случаев в представляемых экспортерами контрактах такой реквизит отсутствует и в качестве адреса покупателя указывается только почтовый адрес для переписки (например: Р. О. BOX 3321, Road Town, Tortola, British Virgin Islands; Казахстан, г. Алматы, ул. Муратбаева, 137, а/я 54). Однако указание адреса регистрации является необходимым для определения покупателя по контракту в качестве иностранного лица, поскольку именно адрес регистрации позволяет определить создание организации по законодательству иностранного государства.
Таким образом, отсутствие в контракте указанного реквизита не позволяет налоговому органу оценивать данный контракт как заключенный с иностранным лицом.
При указанных обстоятельствах инспекция может предложить экспортеру представить документы, подтверждающие статус покупателя по контракту как иностранного лица.
Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в письме от 25.12.96 № 10 указал, что юридический статус иностранного лица подтверждается выпиской из торгового реестра страны происхождения или иного эквивалентного доказательства юридического статуса иностранного лица в соответствии с законодательством страны его местонахождения, гражданства или постоянного местожительства.
Таким образом, подтверждением статуса покупателя по контракту может являться выписка из торгового реестра страны происхождения и ее перевод на русский язык, заверенный надлежащим образом. При этом данная выписка должна быть легализована для использования на территории Российской Федерации либо удостоверена путем проставления апостиля в случае, если государство учреждения, выдавшего данную выписку, является участником Гаагской конвенции от 05.10.61, отменяющей требование легализации иностранных официальных документов. Отдельными двусторонними международными договорами о правовой помощи, заключенными между Российской Федерацией и рядом иностранных государств, а также Конвенцией о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам, заключенной 12 государствами - членами СНГ 22.01.93, предусмотрена упрощенная процедура взаимопризнания официальных документов.
7. О необходимости исследования отношений между организацией - экспортером и участниками расчетов, связанных с реализацией экспортируемого товара, на предмет взаимозависимости и последующей оценки действий организации - экспортера как возможного злоупотребления правом с целью неправомерного возмещения денежных средств из бюджета.
Согласно пункту 1 статьи 20 Кодекса взаимозависимыми лицами для целей налогообложения признаются физические лица и (или) организации, отношения между которыми могут оказывать влияние на условия или экономические результаты их деятельности или деятельности представляемых ими лиц. В данном пункте содержится конкретный перечень оснований для признания лиц взаимозависимыми. Установление взаимозависимости лиц по иным основаниям, не предусмотренным данным перечнем, возможно только в судебном порядке.
Таким образом, инспекциям следует анализировать характер взаимоотношений между участниками экспортной сделки и поставщиками экспортируемого товара, а также возможное влияние такой взаимосвязи на действительные намерения сторон и условия сделок между ними.
В случае установления фактов взаимозависимости налоговый орган в соответствии с пунктом 2 статьи 40 Кодекса вправе осуществлять проверку правильности применения цен по сделкам между взаимозависимыми лицами.
Установление таких фактов в совокупности с иными обстоятельствами может являться основанием для принятия налоговым органом решения об отказе в возмещении соответствующих сумм налога на добавленную стоимость.
8. О необходимости исследования обстоятельств таможенного оформления экспортируемого товара в таможенном органе, в зоне деятельности которого экспортер не расположен.
В ряде случаев таможенное оформление экспортируемого товара осуществляется экспортером (декларантом) в таможне, в зоне деятельности которой экспортер (декларант) не расположен. Согласно статье 127 Таможенного кодекса Российской Федерации таможенное оформление по общему правилу производится в определенных для этого местах в регионе деятельности таможенного органа Российской Федерации, в котором находится отправитель товаров либо его структурное подразделение.
Инспекциям следует с учетом положений приказов ГТК России от 19.03.92 № 90 и от 06.11.2002 № 1175 устанавливать причины и фактические обстоятельства таможенного оформления товара в таможне, в зоне деятельности которой экспортер (декларант) не расположен, а также наличие при необходимости разрешения соответствующей Московской таможни на проведение таможенного оформления в ином таможенном органе.
9. Инспекциями не в полном объеме проводятся дополнительные контрольные мероприятия для установления источника формирования экспортной выручки и маршрута платежа.
Инспекциям следует исследовать обстоятельства фактического движения денежных средств по счетам всех участников расчетов, связанных с реализацией экспортируемого товара, а также устанавливать наличие достаточных денежных средств на корреспондентских счетах кредитных организаций для проведения соответствующих операций по расчетам. Согласно пунктам 3.1, 5.4 и 5.6 Правил ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории Российской Федерации, утвержденных приказом Банка России № 02-263 от 18.06.97, операции с клиентами производятся в корреспонденции с корреспондентскими счетами, счетом кассы, расчетными счетами клиентов в пределах средств, имеющихся на корреспондентском счете. Таким образом, зачисление соответствующих сумм на расчетный счет организации - экспортера, проведение внутрибанковских проводок банк может осуществлять лишь при достаточности денежных средств на его корреспондентском счете. При отсутствии же денежных средств на корреспондентском счете внутрибанковские проводки, осуществляемые кредитным учреждением, создают видимость наличия денежных средств на счете клиента.
10. О платежных документах, прилагаемых к выпискам банков о зачислении валютной выручки.
В большинстве случаев выписки (копии выписок) банка из лицевого счета экспортера, представляемые в налоговые органы, не содержат сведений, прямо указывающих на поступление валютной выручки именно от иностранного юридического лица по экспортному контракту. В данных копиях выписок имеется указание на номера платежных документов, на основании которых отражены по лицевому счету экспортера соответствующие проводки. В связи с чем Управление обращает внимание, что прилагаемые к выпискам банков по лицевому счету организации - экспортера для подтверждения фактического поступления выручки платежные документы должны быть надлежащим образом заверены. Согласно пунктам 1.9.7 и 2.1 Правил ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории Российской Федерации, утвержденных Положением Банка России 05.12.2002 № 205-П, бумажные копии электронных платежных документов, подлежащие приложению к выпискам из счетов, заверяются штампами кредитной организации и подписями ее полномочных работников, и на указанных копиях платежных документов проставляется календарный штемпель даты провода документа по лицевому счету.
Инспекциям при исследовании обстоятельств поступлений выручки от иностранного лица - покупателя экспортируемого товара на счет налогоплательщика или комиссионера (поверенного, агента) в российском банке следует устанавливать основания перечисления соответствующих денежных средств, которые должны быть указаны в прилагаемых к выпискам банка платежных документах (электронно - платежных документах формата SWIFT). В случае если в качестве такого основания имеются ссылки на счета - инвойсы, то необходимо установить взаимосвязь данных счетов с реализацией товара по экспортному контракту.
В ряде случаев к выпискам по лицевому счету прилагаются только мемориальные валютные ордера. Данные мемориальные ордера не всегда содержат указание на основание записи по лицевому счету экспортера, при этом в качестве корреспондирующего счета в мемориальных ордерах указан счет, начинающийся с цифр 47422. Согласно Плану счетов бухгалтерского учета в кредитных организациях Российской Федерации, утвержденных Положением Банка России 05.12.2002 № 205-П, данный счет соответствует обязательствам банка по прочим операциям, и, следовательно, мемориальные ордера не содержат сведений о номере счета иностранного отправителя денежных средств. Таким образом, в указанных случаях мемориальные ордера, так же, как и выписки из лицевого счета экспортера, не могут подтверждать фактическое поступление выручки от иностранного лица именно за товар, реализуемый по соответствующему экспортному контракту.
11. О проблеме квалификации валютной выручки.
При оценке обстоятельств, связанных с поступлением денежных средств от иностранного лица, инспекциям необходимо учитывать следующее. В соответствии с пунктом 1 статьи 11 Кодекса институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства Российской Федерации, используемые в Кодексе, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено Кодексом. Кодекс не содержит понятия выручки, поступившей от иностранного лица - покупателя экспортируемого товара. Валютное законодательство Российской Федерации использует понятие выручки, определенное пунктом 1.2 инструкции Банка России и ГТК России от 13.10.99 № 86-И, 01-23/26541 "О порядке осуществления валютного контроля за поступлением в Российскую Федерацию выручки от экспорта товаров". Согласно указанному пункту под выручкой за экспортируемые товары (подлежащей отражению в документах валютного контроля) понимаются денежные средства в иностранной валюте или валюте Российской Федерации, переведенные или подлежащие переводу в пользу экспортера нерезидентом в качестве оплаты за экспортируемые по контракту товары. Как указал Банк России в информационном письме от 04.10.2000 № 40-2-3/5564, в случаях, когда при оплате товаров указанные условия не соблюдаются (например, при поступлении рублевых средств от резидента), полученные экспортером денежные средства не должны учитываться уполномоченным банком в документах валютного контроля в качестве выручки. Таким образом, при установлении несоблюдения указанных условий расчетов налоговый орган оценивает данное обстоятельство как непоступление выручки за экспортированный товар.
12. О необходимости контроля за уровнем цен приобретения реализуемых впоследствии на экспорт товаров и фактическим происхождением товаров.
В отдельных случаях товар реализуется поставщиками организациям - экспортерам по цене, превышающей уровень рыночной цены на несколько порядков. Инспекциям при установлении таких фактов следует направлять в таможенный орган, осуществивший таможенное оформление товара, запрос о представлении результатов экспертизы таможенной лабораторией (если она проводилась) для подтверждения действительной цены товара, реализуемого по конкретному экспортному контракту. Установленные в ходе налоговой проверки факты превышения уровня рыночных цен и результаты проведенной таможенной лабораторией экспертизы необходимо отражать в актах налоговых проверок.
13. О недостаточно полном описании обстоятельств, выявленных при проверке, в актах налоговых проверок.
Управлением установлено невысокое качество оформления актов налоговых проверок обоснованности применения налоговой ставки 0 процентов и налоговых вычетов по налогу на добавленную стоимость. При оформлении актов проверки необходимо соблюдать требования инструкции МНС России от 10.04.2000 № 60 "О порядке составления акта выездной налоговой проверки и производства по делу о нарушениях законодательства о налогах и сборах". Вместе с тем порядок оформления результатов проведенных мероприятий налогового контроля, полнота описания всех выявленных обстоятельств имеет значение не только для принятия обоснованного и правомерного решения, но и при возможном последующем судебном разбирательстве. Несоблюдение инспекциями указанных требований к оформлению результатов проверок зачастую создает ситуацию, когда ссылки представителей инспекции в судебном заседании на обстоятельства, имеющие значение, судом не принимаются по причине неотражения их в акте налоговой проверки.
Учитывая изложенное, инспекциям следует составлять акт налоговой проверки, в котором необходимо полно описывать все представленные налогоплательщиком документы, указывая их реквизиты, наличие всех необходимых отметок и идентифицирующие признаки экспортируемого товара. В акте следует отражать все ответы таможенных органов, кредитных организаций и правоохранительных органов, а также результаты:
- исследования вопроса о соответствии представленных документов требованиям нормативно - правовых актов;
- анализа сведений, содержащихся в представленных документах, на предмет их сопоставимости друг с другом и достоверности;
- проверки надлежащего принятия налогоплательщиком к бухгалтерскому учету экспортируемого впоследствии товара;
- проверки факта уплаты экспортером сумм НДС поставщикам товаров (работ, услуг);
- проведенной встречной проверки поставщиков;
- контрольных мероприятий по установлению производителя экспортируемого товара;
- ведения организацией - экспортером раздельного учета;
- исследования характера взаимоотношений участников экспортной сделки и поставщиков;
- иные имеющие значение для вынесения обоснованного решения обстоятельства.
Также Управление обращает внимание, что в ряде случаев решения об отказе в возмещении сумм налога на добавленную стоимость не содержат мотивированных причин отказа со ссылкой на нормы законодательных актов, что создает налогоплательщикам возможность для отмены принимаемых инспекцией решений в суде по формальным признакам. Инспекциям следует принимать документально подтвержденное и обоснованное решение со ссылками на нормы законодательства Российской Федерации, требования которых не соблюдены.


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru