Законодательство
Москва


Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







<ПИСЬМО> УМНС РФ по г. Москве от 12.03.2003 № 11-14/13629
<О ВЫПОЛНЕНИИ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ ПО УПЛАТЕ НАЛОГОВ ПРИ НАЛИЧИИ ОБОСОБЛЕННЫХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ>

Официальная публикация в СМИ:
"Московский налоговый курьер", № 11, 2003
Соучредители - Управление МНС России по г. Москве, АНО Редакция журнала "Российский налоговый курьер"
Издатель - Издательско - консультационная компания "Статус - Кво 97", тел. (095) 737-80-43, 956-22-17, E-mail: mnk01@sq97.ru, http: www.sq97.ru/mnk/
Подписные индексы по каталогу Московский почтамт: 42638 - "Московский налоговый курьер", 42574 - "Российский налоговый курьер" с приложением "Московский налоговый курьер"
Издательская подписка - по тел. (095) 274-24-00, 277-11-89 или на сайте www.sq97.ru/mnk/


--> примечание.
При применении следует учитывать, что документ не носит нормативный характер и является разъяснением по конкретному запросу.



Вопрос: Организация, зарегистрированная в г. Москве, открывает дополнительный офис в районе г. Москвы, относящемся к той же налоговой инспекции, а также арендует склад и офис в иных районах г. Москвы. По всем точкам будут созданы рабочие места. Являются ли данные офисы и склад территориально обособленными структурными подразделениями и подлежат ли они регистрации и постановке на учет в налоговых инспекциях согласно их местонахождению? Как будет осуществляться распределение налогов: налога на прибыль, налога на имущество, налога с продаж, единого социального налога? Надо ли будет сдавать отчетность по данным налогам в разные налоговые инспекции или можно представлять отчетность и уплачивать налоги централизованно по месту регистрации головного предприятия?

Ответ:

УПРАВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ ПО Г. МОСКВЕ

ПИСЬМО
от 12 марта 2003 г. № 11-14/13629

Согласно ст. 83 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) в целях проведения налогового контроля налогоплательщики подлежат постановке на учет в налоговых органах соответственно по месту нахождения организации, месту нахождения ее обособленных подразделений, месту жительства физического лица, а также по месту нахождения принадлежащего им недвижимого имущества и транспортных средств, подлежащих налогообложению.
Организация, в состав которой входят обособленные подразделения, расположенные на территории Российской Федерации, а также в собственности которой находится подлежащее налогообложению недвижимое имущество, обязана встать на учет в качестве налогоплательщика в налоговом органе как по своему месту нахождения, так и по месту нахождения каждого своего обособленного подразделения и месту нахождения принадлежащего ей недвижимого имущества и транспортных средств.
При этом постановка на учет в налоговом органе в качестве налогоплательщика организации и индивидуальных предпринимателей осуществляется независимо от наличия обстоятельств, с которыми Кодекс связывает возникновение обязанности по уплате того или иного налога.
В соответствии с п. 2 ст. 11 Кодекса под местом нахождения обособленного подразделения российской организации для целей Кодекса понимается место осуществления этой организацией деятельности через свое обособленное подразделение.
Под обособленным подразделением организации понимается любое территориально обособленное от нее подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места.
Признание обособленного подразделения организации таковым производится независимо от того, отражено его создание в учредительных или иных организационно-распорядительных документах организации или нет, и от полномочий, которыми наделяется указанное подразделение. Рабочее место считается стационарным, если оно создается на срок более одного месяца.
Статьей 1 Федерального закона от 17.07.99 № 181-ФЗ "Об основах охраны труда в Российской Федерации" понятие рабочего места определено как место, в котором работник должен находиться или в которое ему необходимо прибыть в связи с его работой и которое прямо или косвенно находится под контролем работодателя.
Таким образом, если по месту нахождения дополнительных офисов и склада созданы на срок более месяца стационарные рабочие места, то согласно ст. 11 Кодекса данные офисы и склад подпадают под определение обособленного подразделения организации. И как следствие, организация подлежит постановке на учет в налоговом органе по месту нахождения каждого своего обособленного подразделения.
В соответствии с п. 4 ст. 58 Кодекса конкретный порядок уплаты налога устанавливается в соответствии с данной статьей применительно к каждому налогу.
Порядок уплаты федеральных налогов устанавливается Кодексом.
Порядок уплаты региональных и местных налогов устанавливается соответственно законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления в соответствии с Кодексом.
При этом ст. 32.1 Федерального закона от 05.08.2000 № 118-ФЗ "О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах" предусмотрено, что до признания утратившим силу Закона Российской Федерации от 27.12.91 № 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" ссылки в ст. 19, а также п. 4 ст. 58 Кодекса на положения части второй Кодекса приравниваются к ссылкам на Закон Российской Федерации от 27.12.91 № 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" и на действующие федеральные законы, регулирующие порядок взимания конкретных налогов.
На основании ст. 80 Кодекса налоговая декларация представляется в налоговый орган по месту учета налогоплательщика по установленной форме на бумажном носителе или в электронном виде в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Порядок представления налоговой декларации по конкретному налогу определен в соответствующем законе или ином нормативном правовом акте.
В соответствии со ст. 288 Кодекса налогоплательщики налога на прибыль организаций - российские организации, имеющие обособленные подразделения, исчисление и уплату в федеральный бюджет сумм авансовых платежей, а также сумм налога на прибыль, исчисленного по итогам налогового периода, производят по месту своего нахождения без распределения указанных сумм по обособленным подразделениям.
Уплата авансовых платежей, а также сумм налога на прибыль, подлежащих зачислению в доходную часть бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов муниципальных образований, производится плательщиками налога на прибыль организаций - российскими организациями по месту нахождения организации, а также по месту нахождения каждого из ее обособленных подразделений исходя из доли прибыли, приходящейся на эти обособленные подразделения, определяемой как средняя арифметическая величина удельного веса среднесписочной численности работников (расходов на оплату труда) и удельного веса остаточной стоимости амортизируемого имущества этого обособленного подразделения соответственно в среднесписочной численности работников (расходах на оплату труда) и остаточной стоимости амортизируемого имущества, определенной в соответствии с п. 1 ст. 257 Кодекса, в целом по налогоплательщику.
Статьей 289 Кодекса установлен порядок представления налогоплательщиками налоговой декларации по налогу на прибыль организаций.
Согласно указанной статье налогоплательщики независимо от наличия у них обязанности по уплате налога на прибыль и (или) авансовых платежей по данному налогу, особенностей исчисления и уплаты указанного налога обязаны по истечении каждого отчетного и налогового периода представлять в налоговые органы по месту своего нахождения и месту нахождения каждого обособленного подразделения соответствующие налоговые декларации в порядке, определенном данной статьей.
Организация, в состав которой входят обособленные подразделения, по окончании каждого отчетного и налогового периода представляет в налоговые органы по месту своего нахождения налоговую декларацию в целом по организации с распределением по обособленным подразделениям.
В соответствии со ст. 235 Кодекса налогоплательщиками единого социального налога признаются:
1) лица, производящие выплаты физическим лицам; организации; индивидуальные предприниматели; физические лица, не признаваемые индивидуальными предпринимателями;
2) индивидуальные предприниматели, адвокаты.
В соответствии со ст. 243 Кодекса сумма единого социального налога исчисляется и уплачивается налогоплательщиками отдельно в федеральный бюджет и каждый фонд и определяется как соответствующая процентная доля налоговой базы.
Плательщики единого социального налога представляют налоговую декларацию по данному налогу по форме, утвержденной Министерством Российской Федерации по налогам и сборам, не позднее 30 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Обособленные подразделения, имеющие отдельный баланс, расчетный счет и начисляющие выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц, исполняют обязанности организации по уплате единого социального налога (авансовых платежей по данному налогу), а также обязанности по представлению расчетов по указанному налогу и налоговых деклараций по месту своего нахождения.
Таким образом, организации, в состав которых входят обособленные подразделения, не имеющие отдельного баланса и расчетного счета, исчисляют, уплачивают единый социальный налог, а также представляют налоговую декларацию по этому налогу централизованно по месту своего учета.
В соответствии со ст. 1 Закона Российской Федерации от 13.12.91 № 2030-1 "О налоге на имущество предприятий" (далее - Закон № 2030-1) плательщиками данного налога являются предприятия, учреждения (включая банки и другие кредитные организации) и организации, в том числе с иностранными инвестициями, считающиеся юридическими лицами по законодательству Российской Федерации; филиалы и другие аналогичные подразделения указанных предприятий, учреждений и организаций, имеющие отдельный баланс и расчетный (текущий) счет; компании, фирмы, любые другие организации (включая полные товарищества), образованные в соответствии с законодательством иностранных государств; международные организации и объединения, а также их обособленные подразделения, имеющие имущество на территории Российской Федерации, континентальном шельфе Российской Федерации и в исключительной экономической зоне Российской Федерации.
На основании ст. 7 Закона № 2030-1 предприятия, в состав которых входят территориально обособленные подразделения, не имеющие отдельного баланса и расчетного (текущего) счета, зачисляют налог на имущество предприятий в порядке, установленном Законом № 2030-1, в доходы бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов по месту нахождения указанных подразделений в сумме, определяемой как произведение налоговой ставки, действующей на территории субъекта Российской Федерации, на которой расположены эти подразделения, на стоимость основных средств, материалов, малоценных и быстроизнашивающихся предметов и товаров этих подразделений. При этом уплате в бюджет по месту нахождения головного предприятия подлежит разница между суммой налога на имущество, исчисленной головным предприятием в целом по предприятию, и суммами налога, уплаченными головным предприятием в бюджеты по месту нахождения территориально обособленных подразделений, не имеющих отдельного баланса и расчетного (текущего) счета.
Вместе с тем учитывая, что налог на имущество уплачивается в бюджет г. Москвы, Управление МНС России по г. Москве письмом от 02.02.2000 № 06-08/1943 "О налогообложении" установило, что если имущество организации и ее структурных подразделений, не имеющих самостоятельного баланса и расчетного счета, расположено на территории г. Москвы, то уплата и представление расчета налога на имущество производятся в налоговом органе г. Москвы по месту регистрации головной организации.
На основании п. 10 инструкции Госналогслужбы России от 08.06.95 № 33 "О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на имущество предприятий" расчеты налога и среднегодовой стоимости имущества за отчетный период по формам согласно приложениям 1 и 2 к данной инструкции представляются предприятиями в налоговые органы по месту нахождения организации и ее обособленных подразделений вместе с бухгалтерским отчетом в сроки, установленные для представления квартальной и годовой бухгалтерской отчетности.
Статьей 348 Кодекса определено, что налогоплательщиками налога с продаж признаются организации и индивидуальные предприниматели.
В соответствии с п. 2 ст. 354 Кодекса налог с продаж уплачивается по месту осуществления операций по реализации товаров (работ, услуг), подлежащих налогообложению в соответствии с Кодексом.
Согласно ст. 355 Кодекса организация, осуществляющая операции по реализации товаров (работ, услуг) через свои обособленные подразделения, находящиеся вне места нахождения этой организации, уплачивает налог на территории того субъекта Российской Федерации, в котором осуществляются операции по реализации товаров (работ, услуг), исходя из стоимости реализованных через это обособленное подразделение товаров (работ, услуг).
Учитывая, что на территории г. Москвы налог с продаж уплачивается налогоплательщиками в единый бюджет г. Москвы, организации - плательщики данного налога, зарегистрированные в налоговых органах г. Москвы по месту нахождения самой организации, а также по месту нахождения обособленных подразделений, также зарегистрированных на территории г. Москвы, вправе уплачивать налог с продаж централизованно (за организацию и за все обособленные подразделения, расположенные на территории г. Москвы) по месту нахождения организации.
Согласно п. 1 Порядка заполнения декларации по налогу с продаж, утвержденного постановлением Правительства Москвы от 25.12.2001 № 1185-ПП "О реализации Законов города Москвы о налоге с продаж и налоге на рекламу" декларация по налогу с продаж представляется в налоговые органы налогоплательщиками-организациями и индивидуальными предпринимателями по месту своего учета в качестве налогоплательщика в срок не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом. Таким образом, указанные выше организации, уплачивающие налог с продаж централизованно, представляют налоговую декларацию по налогу с продаж в налоговый орган по месту нахождения головной организации.

Заместитель
руководителя Управления
советник налоговой службы I ранга
Ю.А. Мавашев


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru