Законодательство
Москва


Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







<ПИСЬМО> УМНС РФ по г. Москве от 04.02.2003 № 26-12/7138
<О НАЛОГЕ НА ПРИБЫЛЬ>

Официальная публикация в СМИ:
"Московский налоговый курьер", № 11, 2003
Соучредители - Управление МНС России по г. Москве, АНО Редакция журнала "Российский налоговый курьер"
Издатель - Издательско - консультационная компания "Статус - Кво 97", тел. (095) 737-80-43, 956-22-17, E-mail: mnk01@sq97.ru, http: www.sq97.ru/mnk/
Подписные индексы по каталогу Московский почтамт: 42638 - "Московский налоговый курьер", 42574 - "Российский налоговый курьер" с приложением "Московский налоговый курьер"
Издательская подписка - по тел. (095) 274-24-00, 277-11-89 или на сайте www.sq97.ru/mnk/


--> примечание.
При применении следует учитывать, что документ не носит нормативный характер и является разъяснением по конкретному запросу.



Вопрос: Каков порядок формирования в 2002 году резервов на выплату вознаграждений по итогам года и резерва на сезонную заготовку сырья и их учета для целей налогообложения прибыли, в том числе в части неиспользованных остатков указанных резервов при формировании налоговой базы переходного периода?

Ответ:

УПРАВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ ПО Г. МОСКВЕ

ПИСЬМО
от 4 февраля 2003 г. № 26-12/7138

Согласно Федеральному закону от 06.08.2001 № 110-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, а также о признании утратившими силу отдельных актов (положений актов) законодательства Российской Федерации о налогах и сборах" (далее - Закон № 110-ФЗ) с 1 января 2002 года введена в действие глава 25 Налогового кодекса Российской Федерации "Налог на прибыль организаций" (далее - НК РФ).
Согласно положениям указанной выше главы налогоплательщики с 1 января 2002 года имеют право формировать резервы, которые в качестве расходов по моменту признания и факту возникновения могут быть признаны в качестве расходов, уменьшающих налоговую базу.
Перечень резервов, порядок их формирования, уменьшающих налоговую базу, предусмотрены в главе 25 НК РФ.
К числу таких резервов относятся расходы на формирование резерва предстоящих расходов на оплату отпусков, резерва на выплату ежегодного вознаграждения за выслугу лет.
Статьей 324.1 НК РФ предусмотрен порядок учета расходов на формирование указанных резервов.
Налогоплательщик, принявший решение о формировании резерва предстоящих расходов на оплату отпусков, резерва на выплату ежегодного вознаграждения за выслугу лет, обязан отразить в учетной политике для целей налогообложения:
- принятый им способ резервирования;
- определить предельную сумму отчислений;
- определить ежемесячный процент отчислений в указанный резерв.
Для этого налогоплательщик должен составить специальный расчет (смету), в котором отражается расчет размера ежемесячных отчислений в указанный резерв, исходя из сведений о предполагаемой годовой сумме расходов на оплату отпусков, включая сумму единого социального налога с этих расходов.
Процент отчислений в указанный резерв определяется как отношение предполагаемой годовой суммы расходов на оплату отпусков к предполагаемому годовому размеру расходов на оплату труда.
Расходы на формирование резерва предстоящих расходов на оплату отпусков относятся на счета учета расходов на оплату труда соответствующих категорий работников.
На конец налогового периода налогоплательщик обязан провести инвентаризацию указанного резерва.
Недоиспользованные на последний день текущего налогового периода суммы резерва подлежат обязательному включению в состав налоговой базы текущего налогового периода.
При недостаточности средств фактически начисленного резерва, подтвержденного инвентаризацией на последний рабочий день налогового периода, налогоплательщик обязан по состоянию на 31 декабря года, в котором резерв был начислен, включить в расходы сумму фактических расходов на оплату отпусков и соответственно сумму единого социального налога, по которым ранее не создавался указанный резерв.
Резерв предстоящих расходов на оплату отпусков работникам должен быть уточнен исходя из количества дней неиспользованного отпуска, среднедневной суммы расходов на оплату труда работников (с учетом установленной методики расчета среднего заработка) и обязательных отчислений единого социального налога.
Если при уточнении учетной политики на следующий налоговый период налогоплательщик посчитает нецелесообразным формировать резерв предстоящих расходов на оплату отпусков, то сумма остатка указанного резерва, выявленного в результате инвентаризации по состоянию на 31 декабря года, в котором он был начислен, для целей налогообложения включается в состав внереализационных доходов текущего налогового периода.
В аналогичном порядке налогоплательщик осуществляет отчисления в резерв предстоящих расходов на выплату ежегодных вознаграждений за выслугу лет и по итогам работы за год.
В отношении расходов на формирование резерва на заготовку сырья сообщаем, что главой 25 НК РФ не предусмотрено отнесение расходов на формирование данного резерва в состав расходов, уменьшающих налоговую базу.
Таким образом, если согласно учетной политике организация принимает решение о создании резерва на сезонный завоз сырья, то расходы на формирование данного резерва не учитываются в целях налогообложения.
Подпунктом 4 п. 1 ст. 10 Закона № 110-ФЗ определено, что если налогоплательщик с 1 января 2002 года перешел на учет доходов и расходов методом начисления, то при формировании доходной части налоговой базы переходного периода включаются в состав доходов остатки неиспользованных средств резервов, отчисления в которые в соответствии с законодательством Российской Федерации, действующим до вступления в силу главы 25 НК РФ, уменьшали налоговую базу.
Указанное выше положение не применяется в отношении сумм резервов:
- предстоящих расходов на ремонт, формируемых организациями в соответствии со ст. 260 НК РФ;
- по сомнительным долгам, если организация до 1 января 2002 года признавала выручку в целях налогообложения по отгрузке;
- на гарантийный ремонт в части средств, относящихся к объектам, срок гарантийного ремонта которых не истек;
- предстоящих расходов на оплату отпусков, не использованных по состоянию на 1 января 2002 года;
- на возможные потери по ссудам, формируемым банками, не использованным по состоянию на 1 января 2002 года;
- под обесценение ценных бумаг, сформированных организациями - профессиональными участниками рынка ценных бумаг, осуществляющими дилерскую деятельность в соответствии со ст. 300 НК РФ, не использованных по состоянию на 1 января 2002 года.
Как следует из содержания подп. 4 п. 1 ст. 10 Закона № 110-ФЗ, расходы на формирование резерва на сезонную заготовку сырья и резерва на выслугу лет не поименованы в указанном подпункте.
Следовательно, на основании вышеизложенного, если расходы по созданию резервов на вознаграждения за выслугу лет по итогам работы за год учитывались для целей налогообложения в 2001 году, то остаток неиспользованных средств указанных резервов включается в состав доходов, учитываемых при исчислении налоговой базы (строка 015 листа 12 декларации по налогу на прибыль) переходного периода.
Что касается резерва на заготовку сырья, то по налоговому законодательству, действовавшему до 1 января 2002 года, в соответствии с Положением о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 05.08.92 № 552, учет затрат, приходящихся на реализованную продукцию в части приобретенного сырья и материалов, производится на основании п. 6 указанного постановления.
При этом иного порядка учета материальных затрат на сырье и материалы (учета в составе затрат резерва) не предусматривалось.
В связи с вышесказанным организация, перешедшая с 1 января 2002 года на определение доходов и расходов методом начисления, при исчислении налоговой базы переходного периода может учесть только затраты на приобретение сырья и материалов, приходящиеся на стоимость реализованной, но не оплаченной по состоянию на 31 декабря 2001 года продукции.

Заместитель
руководителя Управления
советник налоговой службы I ранга
А.А. Глинкин


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru