Законодательство
Москва


Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







ПИСЬМО УФНС РФ по г. Москве от 17.03.2009 № 16-15/23330
"О ПОРЯДКЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ МЕСТА РЕАЛИЗАЦИИ УСЛУГ И ПРИМЕНЕНИЯ ЛЬГОТЫ"

Официальная публикация в СМИ:
"Московский бухгалтер", № 7, 1-15 апреля, 2009,
"Учет, налоги, право" (в Москве), № 15, 14-20 апреля, 2009






УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ
ПО Г. МОСКВЕ

ПИСЬМО
от 17 марта 2009 г. № 16-15/23330

О ПОРЯДКЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ МЕСТА РЕАЛИЗАЦИИ УСЛУГ
И ПРИМЕНЕНИЯ ЛЬГОТЫ

Управление Федеральной налоговой службы по г. Москве сообщает следующее.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 146 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) объектом налогообложения признается реализация товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, в том числе реализация предметов залога и передача товаров (результатов выполненных работ, оказание услуг) по соглашению отступного и новации, а также передача имущественных прав.
При определении места реализации работ (услуг) для целей налогообложения налогом на добавленную стоимость следует руководствоваться положениями статьи 148 Кодекса.
По общему правилу, закрепленному в подпункте 5 пункта 1 поименованной статьи, местом реализации работ (услуг) является место деятельности организации или индивидуального предпринимателя, которые выполняют работы (оказывают услуги).
Местом осуществления деятельности организации или индивидуального предпринимателя, выполняющих виды работ (оказывающих виды услуг), не предусмотренные подпунктами 1-4.1 пункта 1 статьи 148 Кодекса, считается территория Российской Федерации в случае фактического присутствия этой организации или индивидуального предпринимателя на территории Российской Федерации на основе государственной регистрации, а при ее отсутствии - на основании места, указанного в учредительных документах организации, места управления организацией, места нахождения постоянно действующего исполнительного органа организации, места нахождения постоянного представительства в Российской Федерации (если работы выполнены (услуги оказаны) через это постоянное представительство) либо места жительства индивидуального предпринимателя (пункт 2 статьи 148 Кодекса).
Подпункты 1-4.1 пункта 1 статьи 148 Кодекса являются исключением из данного правила.
При этом в соответствии с пунктом 4 поименованной статьи документами, подтверждающими место выполнения работ (оказания услуг), являются:
1) контракт, заключенный с иностранными или российскими лицами;
2) документы, подтверждающие факт выполнения работ (оказания услуг).
Учитывая изложенное, а также принимая во внимание, что услуги по проведению гарантийного ремонта, услуги по хранению запасных частей (устройств), услуги по администрированию рабочего процесса не поименованы в подпункты 1-4.1 пункта 1 статьи 148 Кодекса, операции по реализации данных услуг облагаются налогом на добавленную стоимость в общеустановленном порядке.
По вопросу порядка применения льготы сообщаем следующее.
Операции, не подлежащие налогообложению (освобождаемые от налогообложения), перечислены в статье 149 Кодекса.
Так, в соответствии с подпунктом 13 пункта 2 статьи 149 Кодекса не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) реализация на территории Российской Федерации услуг, оказываемых без взимания дополнительной платы, по ремонту и техническому обслуживанию товаров и бытовых приборов, в том числе медицинских товаров, в период гарантийного срока их эксплуатации, включая стоимость запасных частей для них и деталей к ним.
На основании Закона Российской Федерации от 07.02.92 № 2300-1 "О защите прав потребителей" изготовитель несет ответственность за качество товара и безвозмездное исполнение гарантийных обязательств перед потребителем, изложенных в техническом паспорте товара или ином заменяющем его документе; изготовитель на основании договора определяет предприятия, уполномоченные на принятие претензий от потребителя, а также для выполнения гарантийного ремонта и технического обслуживания.
Поскольку право на гарантийный ремонт вытекает из приобретения товара ненадлежащего качества, обязанность по безвозмездному устранению недостатков товара (гарантийный ремонт) возлагается на изготовителя (продавца) или организацию, выполняющую функции изготовителя (продавца) такого товара, независимо от того, кто непосредственно будет оказывать услугу или выполнять работу по гарантийному ремонту данного товара.
На этом основании не включаются в налоговую базу средства, полученные от организаций-изготовителей (продавцов) (в т.ч. нерезидентов) либо организаций, выполняющих функции изготовителя (продавца), для ремонта и технического обслуживания товаров и бытовых приборов, в том числе медицинских товаров в период гарантийного срока их эксплуатации.
Услуги по текущему ремонту указанных товаров, стоимость которых оплачивается потребителем, в полном объеме облагаются налогом на добавленную стоимость.
Таким образом, в соответствии с вышеназванной нормой Кодекса не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) только суммы (в пределах сумм возмещения в рублях, согласованных в соответствующих актах приемки работ), полученные уполномоченной российской компанией от изготовителя и переданные в этом же размере в пользу организации, осуществляющей данный гарантийный ремонт (сервисных центров) для возмещения стоимости этих работ, а также запасных частей, использованных на осуществление данного ремонта.
Услуги по гарантийному ремонту товаров и бытовых приборов не облагаются налогом на добавленную стоимость при условии документального подтверждения фактического выполнения данных услуг в период гарантийного срока эксплуатации указанных товаров.
При этом суммы вознаграждения, а также иные денежные средства, поступившие от предприятий-изготовителей и остающиеся в распоряжении российской компании, сервисных центров, подлежат налогообложению налогом на добавленную стоимость в общеустановленном порядке.
Данная позиция подтверждена письмом ФНС России № 03-1-03/1060/10@ от 20.06.2005.
Вместе с тем согласно пункту 4 статьи 149 Кодекса в случае, если налогоплательщиком осуществляются операции, подлежащие налогообложению, и операции, не подлежащие налогообложению (освобождаемые от налогообложения) в соответствии с положениями названной статьи Кодекса, он обязан вести раздельный учет таких операций.
Таким образом, при применении льготы, поименованной в подпункте 13 пункта 2 статьи 149 Кодекса, следует руководствоваться порядком, изложенным выше.

Заместитель руководителя
Управления Федеральной
налоговой службы по г. Москве
А.Н. Чугунова


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru