Законодательство
Москва


Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления






Москва.txt.32029
Москва

ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства Москвы от 10.01.2006 № 2-ПП
"О КОНЦЕПЦИИ ЗАКОНА ГОРОДА МОСКВЫ "О ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ГОРОДА МОСКВЫ"

Официальная публикация в СМИ:
"Вестник Мэра и Правительства Москвы", № 8, 01.02.2006


Внимание! Документ утратил силу.
   ------------------------------------------------------------------

--> примечание.
Начало действия документа - 10.01.2006.
Окончание действия документа - 02.02.2009.
- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
Документ утратил силу с 3 февраля 2009 года в связи с изданием постановления Правительства Москвы от 03.02.2009 № 63-ПП.
   ------------------------------------------------------------------

КонсультантПлюс примечание:
Московской городской Думой принят Закон г. Москвы от 12.07.2006 № 39 "О продовольственной безопасности города Москвы".



ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 10 января 2006 г. № 2-ПП

О КОНЦЕПЦИИ ЗАКОНА ГОРОДА МОСКВЫ "О ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЙ
БЕЗОПАСНОСТИ ГОРОДА МОСКВЫ"

В соответствии с распоряжением Мэра Москвы от 20 января 2005 г. № 3-РМ "О Плане первоочередных законопроектных работ органов исполнительной власти города Москвы на 2005 год" Правительство Москвы постановляет:
1. Одобрить Концепцию закона города Москвы "О продовольственной безопасности города Москвы" (приложение).
2. Департаменту продовольственных ресурсов города Москвы в первом полугодии 2006 г. обеспечить разработку проекта закона города Москвы "О продовольственной безопасности города Москвы" и представить Мэру Москвы для внесения его на рассмотрение Московской городской Думы в установленном порядке.
3. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на министра Правительства Москвы Бабурина А.И.

И.о. Мэра Москвы
В.И. Ресин





Приложение
к постановлению Правительства
Москвы
от 10 января 2006 г. № 2-ПП

КОНЦЕПЦИЯ ЗАКОНА ГОРОДА МОСКВЫ
"О ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ГОРОДА МОСКВЫ"

Современная ситуация в сфере обеспечения
продовольственной безопасности города Москвы
и ее законодательного регулирования

Необходимость законодательного регулирования в сфере обеспечения продовольственной безопасности обусловлена спецификой города - мегаполиса:
- фактическим отсутствием у города сельскохозяйственных угодий и собственной ресурсно-сырьевой базы для производства сельскохозяйственной продукции в черте города;
- полной зависимостью города от завоза продовольствия из регионов Российской Федерации и по импорту при существующем недостатке товарных ресурсов отечественного производства;
- расположением административных границ города в природно-климатической зоне, где более половины года температура может иметь отрицательное значение.
Кроме того, причинами разработки и принятия закона города Москвы "О продовольственной безопасности города Москвы" являются такие факторы, как:
- нестабильная эпизоотическая обстановка в мире и в субъектах Российской Федерации;
- несовершенство механизма квотирования импортной животноводческой продукции;
- возрастающая конкуренция между московским и региональными рынками на внутрироссийском рынке за право приобретения животноводческой продукции (цельное молоко, мясо);
- физическое старение и изношенность материально-технической базы предприятий пищевой промышленности и сельского хозяйства;
- нестабильное финансово-хозяйственное положение продовольственного комплекса;
- попытки недружественного поглощения организаций продовольственного комплекса с целью их перепрофилирования.
Современная ситуация в сфере законодательного регулирования продовольственной безопасности характеризуется отсутствием единого базового законодательного акта федерального уровня, определяющего основы продовольственной безопасности государства.
Отдельные положения по обеспечению продовольственной безопасности и защите прав участников рынка регулируют Федеральные законы от 7 февраля 1992 г. № 2300-1 "О защите прав потребителей", от 2 декабря 1994 г. № 53-ФЗ "О закупках и поставках сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд", от 2 января 2000 г. № 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов", а также постановления Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2000 г. № 988 "О государственной регистрации новых пищевых продуктов, материалов и изделий", от 3 августа 2001 г. № 580 "Об утверждении Правил осуществления государственных закупочных и товарных интервенций для регулирования рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия" и некоторые другие.
Правительством Москвы принят ряд правовых актов, которые определяют цели, задачи и методы организации продовольственного обеспечения города Москвы.
Вместе с тем указанные нормативные правовые акты федерального и городского уровней не содержат положений, регламентирующих комплексное законодательное регулирование отношений по обеспечению продовольственной безопасности, а некоторые важнейшие аспекты, такие как понятие и критерии продовольственной безопасности города, остаются вне правового поля.
Актуальность разработки комплексного законодательного акта в области обеспечения продовольственной безопасности города Москвы отмечена в Концепции совершенствования законодательства города Москвы, утвержденной постановлением Правительства Москвы от 19 апреля 2005 г. № 238-ПП.
Настоящая Концепция разработана с учетом правовых актов города Москвы, регулирующих отдельные аспекты данной области общественных отношений: Закона города Москвы от 9 декабря 1998 г. № 29 "О торговой деятельности в городе Москве"; постановлений Правительства Москвы от 24 мая 2005 г. № 346-ПП "О мерах по развитию оптовой торговли продовольствием в городе Москве на 2005-2007 годы", от 10 февраля 2004 г. № 59-ПП "Об основных направлениях укрепления продовольственной безопасности города Москвы на 2004 год и дальнейшую перспективу", от 21 сентября 2004 г. № 635-ПП "О Целевой программе интеграции предприятий продовольственного комплекса Москвы с сельхозпроизводителями регионов России на 2004-2006 годы", от 17 августа 2004 г. № 566-ПП "О мерах по совершенствованию системы финансирования продовольственного обеспечения и финансовой поддержки предприятий оптового продовольственного комплекса города Москвы", от 18 мая 2004 г. № 319-ПП "О состоянии и мерах по развитию информационно-аналитической системы оптового продовольственного рынка города Москвы", от 7 декабря 2004 г. № 865-ПП "О мерах по развитию в Москве сети предприятий потребительского рынка и услуг шаговой (пешеходной) доступности на 2005-2007 годы"; от 20 мая 2003 г. № 371-ПП "О защите имущественных интересов города Москвы в оптовом продовольственном комплексе"; от 29 июля 2003 г. № 632-ПП "Об основных направлениях реализации социальной политики в сфере потребительского рынка и услуг города Москвы до 2006 года" и определяет цели и задачи, требующие отражения в законе города Москвы "О продовольственной безопасности города Москвы".
Принятие закона позволит обобщить отдельные направления деятельности в области обеспечения продовольственной безопасности, регулируемые различными правовыми актами, в едином документе.

Задачи и цели проекта закона города Москвы
"О продовольственной безопасности города Москвы"

Задачами проекта закона города Москвы "О продовольственной безопасности города Москвы" являются:
- установление правовых и организационных основ гарантированного снабжения населения города Москвы всеми видами пищевых продуктов в объемах не ниже рекомендуемых Российской академией медицинских наук размеров потребления;
- создание всем категориям населения города условий экономической и физической доступности продовольствия в объемах не ниже потребительской корзины в городе Москве;
- законодательное закрепление системы продовольственного обеспечения города Москвы при ее последовательном совершенствовании;
- определение основных критериев продовольственной безопасности;
- содействие межрегиональному сотрудничеству в сфере продовольствия и поставок его в город Москву (развитие интеграции и кооперации);
- снижение влияния на продовольственную безопасность города Москвы внешних и внутренних неблагоприятных факторов.
Принятие закона будет способствовать достижению следующих целей:
- обеспечение экономической и физической доступности продовольствия в размерах, рекомендуемых Российской академией медицинских наук;
- сдерживание роста оптовых цен на продовольствие;
- снижение зависимости продовольственного рынка города Москвы от импорта по ряду пищевых продуктов.

Структура проекта закона города Москвы
"О продовольственной безопасности города Москвы"

Преамбула

В преамбуле законопроекта определяется, что он в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, Уставом города Москвы, иными правовыми актами города Москвы регулирует правоотношения, связанные с продовольственной безопасностью города Москвы.

Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

В данной главе проекта закона предполагается законодательное закрепление основных понятий, в числе которых продовольственная безопасность города Москвы, оптовый продовольственный комплекс города Москвы, московский агропромышленный холдинг, программа оптовых поставок продовольствия и иные.
Деятельность по обеспечению продовольственной безопасности города Москвы направлена на создание в экономике и социальной сфере города условий, при которых обеспечивается физическая и экономическая доступность продуктов питания его жителям в объемах, ассортименте и качестве, необходимых для здоровой жизнедеятельности, с учетом достигнутого уровня доходов населения или их роста, заложенных в бюджете города.
Далее предполагается определить цели и принципы деятельности по обеспечению продовольственной безопасности, уровень продовольственной безопасности, критерии, направления и основные механизмы ее обеспечения.
Целями деятельности по обеспечению продовольственной безопасности являются:
1. Развитие системы продовольственного обеспечения, гарантирующей наличие на рынке продуктов питания в объеме, ассортименте и количестве, достаточных для удовлетворения потребностей населения, в размерах, рекомендуемых Российской академией медицинских наук.
2. Создание условий, при которых реальные денежные доходы и система социальной защиты москвичей позволяют им потреблять продукты питания в рекомендуемых размерах.
Принципами деятельности по обеспечению продовольственной безопасности являются:
- недопущение снижения достигнутого уровня продовольственной безопасности города Москвы;
- обеспечение равной конкурентной среды путем доступа на продовольственный рынок города Москвы для организаций и предприятий всех форм собственности;
- поддержка организаций продовольственного комплекса города Москвы, отечественных производителей сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольственных товаров;
- использование программно-целевого метода при решении задач обеспечения продовольственной безопасности;
- развитие частногосударственного партнерства в сфере обеспечения продовольственной безопасности города Москвы;
- обеспечение конкурсности при предоставлении финансовой поддержки из средств городского бюджета;
- открытость информации о состоянии продовольственного рынка города Москвы.
Под уровнем продовольственной безопасности понимается фактическое потребление продовольствия по отношению к рекомендуемым размерам их потребления.
Продовольственная безопасность города Москвы считается обеспеченной, если:
- на рынке города присутствуют продукты питания в объемах, достаточных для гарантированного обеспечения ими населения города не ниже рекомендуемых размеров потребления;
- реальные доходы населения города Москвы позволяют ему потреблять продукты питания в рекомендуемых размерах;
- обеспечены качество и безопасность пищевых продуктов, присутствующих на рынке города.
Главными критериями продовольственной безопасности являются физическая и экономическая доступность продовольствия, гарантии качества и безопасности пищевых продуктов, снижение до минимально возможного уровня импортной зависимости рынка.
В числе основных направлений деятельности по обеспечению продовольственной безопасности следующие:
- организация гарантированного поступления на продовольственный рынок города Москвы пищевых продуктов в объемах и ассортименте, обеспечивающих удовлетворение спроса населения;
- развитие конкурентного продовольственного рынка в городе Москве;
- формирование устойчивой ресурсной базы на основе агропромышленной кооперации и интеграции, создание и развитие московских агропромышленных холдингов;
- развитие материально-технической базы продовольственного комплекса города Москвы;
- осуществление целенаправленной социальной политики в области доходов и социальной защиты населения города Москвы;
- обеспечение качества и безопасности пищевых продуктов;
- развитие информационно-коммуникационных технологий в продовольственном комплексе города Москвы.
Основными механизмами обеспечения продовольственной безопасности являются:
- мониторинг состояния продовольственного рынка города Москвы, товарно-сырьевых рынков субъектов Российской Федерации и зарубежных стран;
- разработка прогнозных балансов спроса и предложения продовольствия;
- разработка и реализация среднесрочных и годовых программ поставок продовольствия, городских целевых программ развития оптовой торговли продовольствием и агропромышленной интеграции;
- поддержание стабильности на продовольственном рынке города Москвы на основе формирования оборачиваемых запасов в составе годовых программ поставок продовольствия, городских продовольственных и финансовых резервов и их использования для проведения товарных интервенций;
- оказание финансовой поддержки организациям оптового продовольственного комплекса города Москвы на конкурсной основе;
- стимулирование развития материально-технической базы оптовой торговли, интеграции и кооперации организаций продовольственного комплекса города Москвы с организациями агропромышленного комплекса субъектов Российской Федерации;
- защита экономических и имущественных интересов города Москвы и предприятий продовольственного комплекса города Москвы;
- контроль за качеством и безопасностью пищевых продуктов;
- создание единого информационного пространства продовольственного рынка города Москвы;
- контроль за уровнем обеспечения продовольственной безопасности города Москвы.
В главе предлагается указать, что относящиеся к продовольственной безопасности вопросы в области переработки сельскохозяйственного сырья и производства пищевых продуктов, оптово-розничной реализации продуктов питания и предоставления услуг общественного (массового) питания на территории города Москвы регулируются соответствующими законами города Москвы.

Глава 2. ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

В главе предлагается раскрыть положения о мониторинге состояния продовольственного комплекса и указать в качестве объектов мониторинга сведения:
- о наличии объемов продовольствия и сельскохозяйственной продукции, товародвижении, ассортименте, о цене и качестве, регионах поступления;
- о финансово-экономическом состоянии организаций оптового продовольственного комплекса города Москвы;
- о наличии и состоянии складских помещений для хранения и оптовой торговли продовольствием, сельскохозяйственной продукцией и сопутствующими товарами в городе Москве и субъектах Российской Федерации;
- о покупательской способности населения города Москвы и субъектов Российской Федерации.
Далее в главу предлагается ввести положение о том, что на основе ежегодно разрабатываемого уполномоченным органом прогноза спроса и предложения продовольствия Правительством Москвы утверждаются объемы организованных поставок продовольствия, объемы оптовых поставок продовольствия по городской программе и минимально допустимые уровни его наличия в оптовом продовольственном комплексе на очередной год.
Одним из основных и эффективных способов реализации продовольственной политики города Москвы является программно-целевой метод, в связи с чем предлагается посвятить отдельную статью главы городским программам, направленным на решение задач в области продовольственной безопасности. При этом предусматривается переход от годовых к формированию трехлетних программ продовольственного обеспечения города, что совпадает с циклом бюджетного планирования.
В целях гарантированного обеспечения продовольственной безопасности города Москвы в главу предлагается внести положение, согласно которому бюджетные средства, направляемые на продовольственное обеспечение города Москвы, предусматриваются ежегодно в размере не менее произведенных расходов в отчетном финансовом году, натурально-стоимостного баланса закупок продовольствия и с учетом прогнозируемых инфляционных процессов.
В главе будут раскрыты виды организованных поставок продовольствия, среди которых:
- поставки продовольствия организациями оптового продовольственного комплекса города Москвы в рамках собственной коммерческой деятельности с размещением или переработкой продовольствия на материально-технической базе предприятия;
- поставки продовольствия организациями оптового продовольственного комплекса города Москвы в рамках выполнения ими согласованных с уполномоченным органом исполнительной власти города Москвы программ оптовых поставок продовольствия;
- поставки по государственным контрактам для формирования городского резервного продовольственного фонда, оперативного запаса и городского заказа.
Отношения в области разработки и реализации программ оптовых поставок продовольствия, согласованных с уполномоченным органом, также будут регламентироваться в данной главе.
Далее предполагается урегулирование отношений, связанных с формированием и назначением городского резервного продовольственного фонда и запасов картофеля и овощной продукции, приобретаемых по городскому заказу. При этом порядок формирования указанных запасов продовольствия устанавливается правовыми актами Правительства Москвы.
Отдельная статья главы будет посвящена оптимизации финансовых средств для оперативного решения вопросов, связанных с предотвращением дестабилизации продовольственного обеспечения города Москвы (создание финансового резерва).
Обеспечение качества и безопасности пищевых продуктов, производимых и находящихся в обороте на территории города Москвы, несомненно, является важной частью продовольственной безопасности столицы. В связи с этим в одной из статей главы предлагается раскрыть направления деятельности по обеспечению качества и безопасности пищевых продуктов.
Статья главы об информационном обеспечении определит информационно-аналитическую систему оптового продовольственного рынка как информационную систему, содержащую сведения о ресурсах организаций оптового продовольственного комплекса и формирующуюся за счет источников информации органов исполнительной власти города Москвы и Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, стран СНГ и дальнего зарубежья.
Одной из основных составляющих информационного обеспечения оптового продовольственного рынка является Реестр складских помещений города Москвы для хранения сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольственных товаров, чему будет посвящена следующая статья. Держателем указанного Реестра определяется уполномоченный орган в области обеспечения продовольственной безопасности города.
Одной из важных сторон продовольственной безопасности является обеспечение продуктами питания социально незащищенных категорий населения города Москвы. Соответствующую цель предполагается достичь в рамках оказания Правительством Москвы социальной поддержки малообеспеченным категориям населения.

Глава 3. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ И РЕСУРСНО-СЫРЬЕВАЯ
БАЗА ПРОДОВОЛЬСТВЕННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

Основу оптового продовольственного комплекса составляют организации, имеющие статус "Предприятие городского значения".
Статья главы о развитии материально-технической базы продовольственного комплекса будет посвящена регулированию отношений в области размещения объектов оптовой и розничной торговли продовольствием в городе. Данная статья коснется вопросов реконструкции, модернизации и строительства новых объектов оптовой торговли продовольствием на основе Генеральной схемы их размещения, а также развития материальной базы всего продовольственного комплекса, включая организации розничной торговли продовольствием и предприятия шаговой (пешеходной) доступности.
Целям увеличения поставок отечественной продукции в город Москву будет посвящена статья главы об интеграции предприятий продовольственного комплекса с предприятиями агропромышленного комплекса субъектов Российской Федерации и стран СНГ, происходящей в настоящее время путем объединения самостоятельных юридических лиц в агропромышленные холдинги, осуществляющие производство, переработку и поставку в Москву сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия через материально-техническую базу организаций оптового продовольственного комплекса (управляющих компаний, владеющих более чем 50% акций в уставных капиталах других участников холдинга).
Развитие интеграции и кооперации в указанной области призвано оказать позитивное влияние на стабилизацию цен, что обеспечит повышение уровня потребления продуктов питания в семьях москвичей.
Одним из важных направлений продовольственной политики города Москвы является защита экономических интересов предприятий оптового продовольственного комплекса, которому предлагается посвятить соответствующую статью главы. Мерами, направленными на защиту экономических интересов, являются:
- участие города в финансовом оздоровлении организаций оптового продовольственного комплекса;
- финансовая поддержка организаций оптового продовольственного комплекса в рамках предоставления бюджетных кредитов и бюджетных субсидий для стабилизации их финансово-хозяйственной деятельности;
- установление временных понижающих коэффициентов к ставкам арендной платы за землю при установлении размера арендной платы за земельные участки, занимаемые организациями оптового продовольственного комплекса в соответствии с Законом города Москвы "О землепользовании и застройке в городе Москве";
- методическое и организационное содействие предприятиям оптового продовольственного комплекса в проведении эффективной корпоративной политики и защите имущественных интересов.

Глава 4. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

В данной главе проекта закона предполагается ввести статьи о контроле за соблюдением закона и об ответственности за его нарушение.
Заключительная статья по общему правилу будет содержать положения о вступлении закона в силу и приведении актов органов исполнительной власти города Москвы в соответствие с законом.

Общие выводы

Принятие закона создаст правовую базу для комплексного решения вопросов обеспечения города Москвы продовольствием, раскроет значение понятия "продовольственная безопасность города Москвы", определит ее критерии, установит единое правовое пространство для всех участников отношений в сфере обеспечения продовольственной безопасности города Москвы.
В связи с разнообразием задач, форм и методов обеспечения продовольственной безопасности, определенных в настоящее время в различных правовых актах, принятие закона города Москвы "О продовольственной безопасности города Москвы" позволит упорядочить правовое регулирование отношений в данной области посредством комплексного, единообразного и непротиворечивого законодательного решения целого ряда первостепенных вопросов.
Реализация закона потребует внесения изменений в действующие и принятия новых правовых актов города Москвы, примерный перечень которых приведен в приложении к настоящей Концепции.
Закон станет основой для дальнейшего развития существующих и базой для внедрения новых механизмов обеспечения продовольственной безопасности города Москвы.
Определение задач проекта закона, среди которых установление правовых, экономических и организационных основ обеспечения продовольственной безопасности, а также создание условий для гарантированного снабжения населения города Москвы всеми видами пищевых продуктов в необходимых объемах, ассортименте и качестве, скажется на развитии всего законодательства в сфере оптовой и розничной торговли продовольственными товарами, в сфере социального обеспечения населения и социально-экономического развития города Москвы и создаст реальные условия для повышения уровня жизни москвичей.





Приложение
к Концепции

ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ
ПРАВОВЫХ АКТОВ ГОРОДА МОСКВЫ, ПОДЛЕЖАЩИХ ИЗМЕНЕНИЮ
ИЛИ ПРИНЯТИЮ В СВЯЗИ С ПРИНЯТИЕМ ЗАКОНА ГОРОДА МОСКВЫ
"О ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ГОРОДА МОСКВЫ"

В случае принятия закона города Москвы "О продовольственной безопасности города Москвы" потребуется:
I. Внесение изменений в следующие правовые акты города Москвы:
1) постановление Правительства Москвы от 31 декабря 2002 г. № 1090-ПП "О Порядке финансирования расходов на формирование и обслуживание городского продовольственного фонда и развитие оптовой торговли продовольствием в городе Москве";
2) постановление Правительства Москвы от 8 июля 2003 г. № 522-ПП "О приведении нормативно-распорядительных документов Правительства Москвы в соответствие с Порядком финансирования расходов на формирование и обслуживание городского продовольственного фонда и развитие оптовой торговли продовольствием в городе Москве";
3) постановление Правительства Москвы от 24 июня 2003 г. № 484-ПП "Об утверждении Положения о Департаменте продовольственных ресурсов города Москвы";
4) распоряжение Правительства Москвы от 15 августа 2003 г. № 1460-РП "О городском резервном продовольственном фонде Правительства Москвы".
II. Принятие постановления Правительства Москвы:
1) постановление Правительства Москвы "О мерах по реализации Закона города Москвы "О продовольственной безопасности города Москвы".


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru