Законодательство
Москва


Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления






Москва.txt.32789
Москва

ОПРЕДЕЛЕНИЕ Конституционного Суда РФ от 01.12.2005 № 520-О
<ОБ ОТКАЗЕ В ПРИНЯТИИ К РАССМОТРЕНИЮ ЖАЛОБЫ ГРАЖДАН А.Ю. БУЗИНА, А.Е. ЛЮБАРЕВА, А.Д. СУВОРОВА И В.А. ШМЕЛЕВА НА НАРУШЕНИЕ ИХ КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ ПОЛОЖЕНИЯМИ ПУНКТА 3 СТАТЬИ 1, ПУНКТА 3 СТАТЬИ 14 И ПУНКТА 1 СТАТЬИ 36 ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "ОБ ОСНОВНЫХ ГАРАНТИЯХ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ ПРАВ И ПРАВА НА УЧАСТИЕ В РЕФЕРЕНДУМЕ ГРАЖДАН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ">
(извлечение)

Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено






КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 1 декабря 2005 года

Дело № 520-О

(Извлечение)

Конституционный Суд Российской Федерации, заслушав в пленарном заседании заключение судьи С., проводившего на основании статьи 41 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" предварительное изучение жалобы граждан Б., Л., А. и Ш.,

установил:

1. Граждане Б., Л., А. и Ш. в октябре 2004 года обратились в судебную коллегию по гражданским делам Московского городского суда с заявлением об оспаривании положений статьи 9 Закона города Москвы "О референдумах в городе Москве", согласно которым каждый житель или группа жителей города Москвы, имеющие право на участие в референдуме города Москвы, вправе образовать инициативную группу по проведению референдума города Москвы в количестве не менее 300 человек (часть 1); каждый житель или группа жителей города Москвы, имеющие право на участие в местном референдуме, вправе образовать инициативную группу по проведению местного референдума в количестве не менее 100 человек (часть 2); ходатайство инициативной группы по проведению референдума должно быть подписано всеми членами указанной группы; данные подписи членов инициативной группы по проведению референдума удостоверяются нотариально (часть 7).
В удовлетворении требований заявителям было отказано на том основании, что Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", как следует из пункта 3 его статьи 1, пункта 3 статьи 14 и пункта 1 статьи 36, устанавливается минимальная численность инициативных групп, а увеличение их численного состава законами субъектов Российской Федерации допускается; требование же о нотариальном удостоверении подписей членов инициативной группы по проведению референдума является дополнительной гарантией защиты прав граждан - жителей города Москвы от злоупотреблений правами со стороны недобросовестных граждан при проведении референдума. Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации это решение оставила без изменения, а кассационную жалобу заявителей - без удовлетворения.
В своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации граждане Б., Л., А. и Ш. просят признать противоречащими статьям 3 (часть 3), 32 (часть 2), 55 (часть 3), 71 (пункт "в") и 72 (пункт "б" части 1) Конституции Российской Федерации указанные положения Федерального закона от 12 июня 2002 года "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 11 декабря 2004 года), согласно которым федеральными конституционными законами, федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации могут устанавливаться гарантии избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации, дополняющие гарантии, установленные данным Федеральным законом (пункт 3 статьи 1); для выдвижения инициативы проведения референдума и сбора подписей граждан Российской Федерации в ее поддержку может быть образована инициативная группа по проведению референдума; указанную инициативную группу вправе образовать гражданин или группа граждан Российской Федерации, имеющие право на участие в референдуме; выдвинуть инициативу проведения референдума может также избирательное объединение, иное общественное объединение, устав которого предусматривает участие в выборах и (или) референдумах и которое зарегистрировано в порядке, определенном федеральным законом, на уровне, соответствующем уровню референдума, или на более высоком уровне не позднее чем за один год до дня образования инициативной группы по проведению референдума; количественный состав инициативной группы по проведению референдума Российской Федерации устанавливается федеральным конституционным законом, количественный состав инициативной группы по проведению референдума субъекта Российской Федерации, местного референдума устанавливается в соответствии с данным Федеральным законом, законом субъекта Российской Федерации, уставом муниципального образования (пункт 3 статьи 14); каждый гражданин Российской Федерации или группа граждан, имеющие право на участие в соответствующем референдуме, вправе образовать инициативную группу по проведению референдума в количестве не менее 20 человек, имеющих право на участие в референдуме, для выдвижения инициативы проведения референдума субъекта Российской Федерации и не менее 10 человек - для выдвижения инициативы проведения местного референдума; если инициатором проведения референдума выступает общественное объединение, указанное в пункте 3 статьи 14 данного Федерального закона, руководящий орган этого общественного объединения либо руководящий орган его регионального отделения или иного структурного подразделения выступает в качестве инициативной группы по проведению референдума независимо от своей численности (пункт 1 статьи 36).
Неконституционность пункта 3 статьи 1 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" заявители усматривают в отсутствии в нем указания на то, что дополнительные гарантии не должны ограничивать права других граждан, а без такой оговорки право вводить подобные гарантии толкуется субъектом Российской Федерации слишком широко и используется для введения регулирования, ограничивающего права и свободы граждан. Установление минимальной численности инициативной группы по проведению референдума является, по мнению заявителей, ограничением конституционных прав и свобод, поскольку тем самым для группы граждан меньшей численности запрещается выступление с соответствующей инициативой, положения же пункта 3 статьи 14 и пункта 1 статьи 36, рассматриваемые в нормативном единстве, разрешают субъектам Российской Федерации практически беспредельно повышать минимальную численность инициативной группы по проведению референдума субъекта Российской Федерации.
2. Согласно статьям 96 и 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" гражданин вправе обратиться в Конституционный Суд Российской Федерации с жалобой на нарушение своих конституционных прав и свобод законом и такая жалоба признается допустимой, если оспариваемым законом, примененным или подлежащим применению в деле заявителя, затрагиваются его конституционные права и свободы.
Право участвовать в референдуме в силу статей 3 (части 2 и 3), 32 (части 1 и 2) и 84 (пункт "в") Конституции Российской Федерации относится к основным политическим правам, определяющим правовой статус гражданина Российской Федерации, важнейшую форму его участия в управлении делами государства. Регулирование и защита данного права находятся в ведении Российской Федерации (статья 71, пункт "в"), а защита - в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов (статья 72, пункт "б" части 1). Пункт 3 статьи 1 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" разграничивает соответствующие полномочия и определяет, что гарантии избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации, дополняющие гарантии, установленные данным Федеральным законом, могут предусматриваться и законами субъектов Российской Федерации.
Положения пункта 3 статьи 1 и пункта 3 статьи 14 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" сами по себе не могут рассматриваться как нарушающие конституционно закрепленное право на участие в референдуме, - они носят отсылочный характер и обращены к законодателю субъекта Российской Федерации. Следовательно, в этой части данная жалоба не отвечает критерию допустимости, а потому не может быть принята Конституционным Судом Российской Федерации к рассмотрению.
Что касается пункта 1 статьи 36 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", то, как следует из жалобы, заявители фактически ставят вопрос о внесении изменений в действующее законодательство путем установления верхнего предела минимальной численности состава инициативной группы по проведению референдума в субъекте Российской Федерации. Разрешение таких вопросов не входит в компетенцию Конституционного Суда Российской Федерации, а является прерогативой законодателя.
Исходя из изложенного и руководствуясь пунктами 1 и 2 части первой статьи 43 и частью первой статьи 79 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации

определил:

1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы граждан Б., Л., А. и Ш., поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми жалоба признается допустимой, и поскольку разрешение поставленного заявителями вопроса Конституционному Суду Российской Федерации неподведомственно.
2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru