Законодательство
Москва


Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления






Москва.txt.40960
Москва

<ПИСЬМО> УМНС РФ по г. Москве от 08.09.2004 № 24-08/58255
<ОБ ИСЧИСЛЕНИИ НДС ИНОСТРАННЫМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ>

Официальная публикация в СМИ:
"Вестник московского бухгалтера", № 36 (27 сентября - 3 октября), 2004,
"Учет, налоги, право" (в Москве), № 37 (5 - 11 октября), 2004


--> примечание.
При применении следует учитывать, что документ не носит нормативный характер и является разъяснением по конкретному запросу.



Вопрос: Обязана ли иностранная компания встать на учет как налогоплательщик НДС во всех налоговых органах, которым подконтрольны места осуществления деятельности компании на территории РФ, если компания состоит на учете как налогоплательщик в налоговом органе по месту нахождения своего постоянного представительства в г. Москве?

Ответ:

УПРАВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ ПО Г. МОСКВЕ

ПИСЬМО
от 8 сентября 2004 г. № 24-08/58255

В соответствии со статьей 143 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) налогоплательщиками НДС признаются организации, к которым пункт 2 статьи 11 Кодекса относит, в частности, иностранные юридические лица, компании, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, международные организации, их филиалы и представительства, созданные на территории Российской Федерации.
Объектом обложения налогом на добавленную стоимость в соответствии со статьей 146 Налогового кодекса Российской Федерации признается реализация товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации.
Статья 166 Кодекса устанавливает два способа исчисления и уплаты в бюджет НДС по операциям, реализуемым иностранной организацией и признаваемым объектом обложения НДС: уплата налога самим иностранным налогоплательщиком либо его налоговым агентом. При этом применение того или иного способа Кодекс ставит в прямую зависимость от факта постановки иностранной организации на учет в налоговом органе в качестве налогоплательщика.
Статьей 144 Кодекса установлено, что иностранные организации имеют право встать на учет в налоговых органах в качестве налогоплательщиков по месту нахождения своих постоянных представительств в Российской Федерации. Это означает, что постановка на учет привязана к обособленному подразделению иностранной организации, непосредственно осуществляющему предпринимательскую деятельность.
Вместе с тем в настоящее время российским законодательством не установлено специальной процедуры постановки на учет в налоговом органе таких иностранных организаций в качестве налогоплательщиков НДС.
В то же время пункт 2.1.1.1 Положения об особенностях учета в налоговых органах иностранных организаций, утвержденного приказом МНС России от 07.04.2000 № АП-3-06/124 (далее - Положение), обязывает иностранные организации, осуществляющие деятельность в Российской Федерации в течение периода, превышающего 30 календарных дней в году, через филиалы, представительства, другие обособленные подразделения, встать на учет в налоговом органе по месту осуществления деятельности с присвоением ИНН. Согласно пункту 2.1.1.2 Положения иностранная организация, осуществляющая деятельность в нескольких местах на территориях, подконтрольных различным налоговым органам, обязана встать на учет в каждом из них.
Кроме того, иностранные организации обязаны встать на учет в налоговом органе в каждом из мест осуществления деятельности вне зависимости от наличия обстоятельств, с которыми законодательство Российской Федерации о налогах и сборах и международные договоры Российской Федерации связывают возникновение обязанности по уплате налогов.
Таким образом, на учете в налоговых органах по месту осуществления деятельности состоят сами иностранные организации, а не их обособленные подразделения, и, являясь налогоплательщиками по законодательству Российской Федерации о налогах и сборах, эти организации уплачивают причитающиеся налоги и сборы в бюджеты всех уровней в каждом из мест нахождения своих обособленных подразделений в Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 статьи 174 Кодекса сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по операциям реализации (передачи, выполнения, оказания для собственных нужд) товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, уплачивается по месту учета налогоплательщика в налоговых органах.
Таким образом, если иностранная организация имеет несколько обособленных подразделений, через которые она реализует на территории Российской Федерации облагаемые НДС товары (работы, услуги), и состоит на учете в налоговых органах в каждом из мест осуществления деятельности, она должна исчислять и уплачивать НДС по каждому подразделению отдельно исходя из стоимости фактически реализованных таким подразделением товаров (работ, услуг). При этом по налоговым обязательствам каждого подразделения иностранная организация составляет отдельные декларации, которые в силу пункта 5 статьи 174 Кодекса представляются в соответствующие налоговые органы по каждому месту учета.
В связи с изложенным исчисление и уплата НДС должны производиться иностранной фирмой отдельно по каждому ее подразделению независимо от того, является ли оно филиалом, отделением, бюро и т.п.
Если же имеет место ситуация, когда иностранная организация сама непосредственно (без участия представительства в России) оказывает услуги, местом реализации которых в силу статьи 148 Кодекса является территория России, но при этом она состоит на налоговом учете в связи с наличием представительства (отделения), которое никоим образом не задействовано в оказании данных услуг, то исчисление НДС при выплате дохода такой организации и перечисление его в бюджет производится налоговым агентом.
При этом в соответствии с пунктом 2 статьи 161 Кодекса налоговыми агентами признаются организации и индивидуальные предприниматели, состоящие на учете в налоговых органах, приобретающие на территории Российской Федерации товары (работы, услуги) у указанных в пункте 1 настоящей статьи иностранных лиц. Налоговые агенты обязаны исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить в бюджет соответствующую сумму налога вне зависимости от того, исполняют ли они обязанности налогоплательщика, связанные с исчислением и уплатой налога, и иные обязанности, установленные главой 21 Кодекса.
Пунктом 4 статьи 171 Кодекса предусмотрено, что указанные суммы налога подлежат вычету или возврату налогоплательщику - иностранному лицу после уплаты налоговым агентом налога, удержанного из доходов этого налогоплательщика, и только в той части, в которой приобретенные или ввезенные товары (работы, услуги) использованы при производстве товаров (выполнении работ, оказании услуг), реализованных удержавшему налог налоговому агенту. Указанные суммы налога подлежат вычету или возврату при условии постановки налогоплательщика - иностранного лица на учет в налоговых органах Российской Федерации.

Заместитель руководителя Управления
Министерства РФ по налогам и сборам
по г. Москве
А.А. Глинкин


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru