Законодательство
Москва


Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления






Москва.txt.41148
Москва

ПИСЬМО УМНС РФ по г. Москве от 27.08.2004 № 24-14/55637
"ОБЗОР ПРИМЕНЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ПО НАЛОГУ НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ ЗА ПЕРВОЕ ПОЛУГОДИЕ 2004 ГОДА"
(извлечения)

Официальная публикация в СМИ:
"Вестник московского бухгалтера", № 34 (13 - 19 сентября), 2004 (начало),
"Вестник московского бухгалтера", № 35 (20 - 26 сентября), 2004 (окончание),
"Учет, налоги, право" (в Москве), № 35 (21 - 27 сентября), 2004 (начало),
"Учет, налоги, право" (в Москве), № 36 (28 сентября - 4 октября), 2004
(продолжение),
"Учет, налоги, право" (в Москве), № 37 (5 - 11 октября), 2004 (окончание)






УПРАВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ ПО Г. МОСКВЕ

ПИСЬМО
от 27 августа 2004 г. № 24-14/55637

ОБЗОР
ПРИМЕНЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ПО НАЛОГУ
НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ ЗА ПЕРВОЕ
ПОЛУГОДИЕ 2004 ГОДА

(Извлечения)

УМНС РФ по г. Москве направляет обзор применения действующего законодательства по налогу на добавленную стоимость за первое полугодие 2004 года.
<...>

Министерством Российской Федерации по налогам и сборам даны следующие разъяснения по порядку применения действующего законодательства.

В целях применения статьи 146 НК РФ

Министерство Российской Федерации по налогам и сборам письмом от 12.03.2004 № 03-1-08/678/12 (доведено до ИМНС письмом от 30.03.2004 № 24-14/21754) по вопросу налогообложения налогом на добавленную стоимость услуг по предоставлению эфирного времени, оказываемых зарегистрированным кандидатам, политическим партиям, избирательным блокам, зарегистрировавшим федеральные списки кандидатов, сообщило следующее.
Предоставление бесплатного эфирного времени зарегистрированным кандидатам, политическим партиям, избирательным блокам, зарегистрировавшим федеральные списки кандидатов, равно как предоставление эфирного времени за плату, признаются реализацией услуг и являются объектом налогообложения НДС.
В соответствии с пунктом 10 статьи 50 Закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ расходы государственных и муниципальных организаций телерадиовещания и редакций государственных и муниципальных периодических печатных изданий, связанные с предоставлением бесплатного эфирного времени и бесплатной печатной площади для проведения предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума, относятся на результаты деятельности этих организаций и редакций.
Министерство Российской Федерации по налогам и сборам письмом от 22.04.2004 № 03-2-06/1/1045/22 разъяснило следующее.
Выполняемые банком-арендатором подрядным способом ремонтно-строительные работы, возмещаемые арендодателем, не относятся к числу банковских операций. Поэтому налогообложение указанных работ производится в общеустановленном порядке.
Безвозмездная передача банком на баланс МТС работ по прокладке телефонного кабеля подлежит обложению НДС в общеустановленном порядке.
Министерство Российской Федерации по налогам и сборам письмом от 14.04.2004 № 03-2-06/1/993/22 по вопросу исчисления НДС при проведении банком неотделимых улучшений арендованного помещения сообщило следующее.
При передаче арендодателю ремонтно-строительных работ в арендуемом помещении банк обязан дополнительно к стоимости выполненных работ предъявить к оплате арендодателю соответствующую сумму налога на добавленную стоимость. При этом в соответствии со статьей 171 Кодекса суммы налога, уплаченные подрядным организациям, подлежат вычету в момент передачи указанных работ арендодателю.
Министерство Российской Федерации по налогам и сборам письмом от 16.06.2004 № 02-2-12/22 (доведено до ИМНС письмом от 05.07.2004 № 24-14/44071) по вопросу налогообложения денежных средств, получаемых Российским фондом федерального имущества, сообщило следующее.
Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 26.04.2002 № 270 "О размере и видах затрат на организацию и проведение приватизации федерального имущества" Российский фонд федерального имущества является специализированным государственным учреждением по продаже приватизируемого федерального имущества и осуществляет организацию и проведение приватизации федерального имущества.
Если указанные средства учитываются как целевые бюджетные средства Российской Федерации и расходуются строго по целевому назначению на компенсацию документально подтвержденных расходов и указанные расходы учитываются отдельно от расходов, связанных с осуществлением Фондом иных операций, то в этом случае указанные средства рассматриваются как целевые бюджетные средства на организацию и проведение приватизации и не включаются в налоговую базу для целей исчисления налога на добавленную стоимость.
Министерство Российской Федерации по налогам и сборам письмом от 21.06.2004 № 03-2-06/1/1421/22 по вопросу исчисления налога на добавленную стоимость при осуществлении в арендованном помещении ремонтно-строительных работ разъяснило, что при проведении между банком и арендодателем зачета у банка появляются обязательства по уплате налога в бюджет со стоимости выполненных ремонтно-строительных работ, возмещаемых арендодателем.
При этом следует иметь в виду, что налоговая база для исчисления НДС определяется в соответствии с пунктом 1 статьи 154 Кодекса.
В соответствии со статьей 170 Кодекса суммы налога, предъявленные банку к оплате в составе арендных платежей, при использовании банком арендуемого помещения для осуществления банковских операций, включаются в расходы, принимаемые к вычету при исчислении налога на прибыль.
В случае если арендодателем является орган государственной власти и управления, то при проведении между банком - налоговым агентом и арендодателем зачета налоговый агент, кроме вышеизложенного порядка исчисления НДС, должен перечислить в бюджет налог на добавленную стоимость с суммы засчитываемой арендной платы.
Министерство Российской Федерации по налогам и сборам письмом от 22.06.2004 № 03-1-08/1431/18 (доведено до ИМНС письмом от 05.07.2004 № 24-14/44070) разъяснило следующее.
Осуществление операций по реализации товаров (работ, услуг) в рамках мобилизационных заданий (заказов) в соответствии с заключенными договорами (контрактами) в целях обеспечения мобилизационной подготовки и мобилизации, предусмотренных подпунктом 5 пункта 1 статьи 9 Федерального закона от 26.02.97 № 31-ФЗ "О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации", является объектом налогообложения НДС.
Министерство Российской Федерации по налогам и сборам письмом от 29.06.2004 № 03-1-08/1462/17@ (доведено до ИМНС письмом от 14.07.2004 № 24-14/46278) разъяснило, что услуги, оказываемые подразделениями вневедомственной охраны по охране имущества физических и юридических лиц на основе заключенных с ними договоров, не признаются объектом налогообложения НДС.
Министерство Российской Федерации по налогам и сборам письмом от 10.06.2004 № 01-3-03/666 (доведено до ИМНС письмом от 05.07.2004 № 24-14/44072) о порядке налогообложения паевых инвестиционных фондов разъяснило следующее.
Все организации вне зависимости от форм собственности, ведомственной принадлежности и видов деятельности при осуществлении операций, подлежащих налогообложению, обязаны уплачивать налог на добавленную стоимость.
Таким образом, при приобретении товаров (работ, услуг) налог на добавленную стоимость уплачивается поставщику в общеустановленном порядке вне зависимости от источника финансирования указанной операции.
Операции по уступке третьему лицу права требования инвестором, выполнившим свои обязательства по финансированию строительства, подлежат налогообложению налогом на добавленную стоимость.

В целях применения статьи 148 НК РФ

Министерство Российской Федерации по налогам и сборам письмом от 02.04.2004 № 03-3-06/893/31 по вопросу обложения налогом на добавленную стоимость услуг, оказываемых по договорам комиссии, разъяснило, что предметом договора комиссии, в том числе предполагающего заключение договоров на поставку товаров, является совершение определенных юридических действий - сделок, а не движимое имущество, находящееся на территории Российской Федерации или за ее пределами.
При рассмотрении вопроса о месте реализации услуг, оказанных по договорам комиссии, подпункт 2 пункта 1 статьи 148 Кодекса не применяется. В соответствии с подпунктом 5 пункта 1 статьи 148 и пункта 2 статьи 148 услуги по договорам комиссии реализуются на территории Российской Федерации и подлежат налогообложению налогом на добавленную стоимость в общеустановленном порядке.
Министерство Российской Федерации по налогам и сборам письмом от 17.05.2004 № 03-1-08/1222/17 (доведено до ИМНС письмом от 04.06.2004 № 24-14/37395) разъяснило следующее.
Положение подпункта 4 пункта 1 статьи 148 Налогового кодекса Российской Федерации применяется в том числе при передаче в собственность или переуступке патентов, лицензий, торговых марок, авторских прав или иных аналогичных прав.
При передаче в собственность или переуступке прав на указанные объекты интеллектуальной собственности право одного правообладателя прекращается, возникая у нового правообладателя. Таким образом, в подпункте 4 пункта 1 статьи 148 Кодекса речь идет о договорах, предусматривающих отчуждение права, порождающих правопреемство.
Если же заключаются договоры, предусматривающие право использования указанных объектов интеллектуальной собственности, по условиям которых обладатель права остается прежним, но он разрешает их использование другому лицу в тех или иных пределах, отчуждения права (передачи в собственность, переуступки) не происходит. Место реализации таких услуг определяется в соответствии с подпунктом 5 пункта 1 статьи 148 Кодекса.
В связи с изложенным при реализации иностранным патентообладателем (лицензиаром) (не состоящим на учете в качестве налогоплательщика в налоговых органах Российской Федерации) услуг по предоставлению прав на использование объектов интеллектуальной собственности (в том числе торговых марок) без отчуждения прав (передачи в собственность, переуступки) местом осуществления его деятельности, а следовательно, и местом реализации данных услуг территория Российской Федерации не является. В этом случае реализация указанных услуг не подлежит налогообложению налогом на добавленную стоимость в Российской Федерации.
Министерство Российской Федерации по налогам и сборам письмом от 26.04.2004 № 23-1-12/31-1441 разъяснило порядок взимания НДС со стоимости геофизических работ, проводимых белорусской организацией на территории Российской Федерации.
При выплате дохода белорусской организации за реализованные геофизические работы российская организация (ООО) была обязана удержать сумму НДС и перечислить ее в бюджет Российской Федерации. Поскольку НДС со стоимости выполненных работ был уплачен на территории Республики Беларусь и ООО не исполнило возложенные на него Кодексом обязанности налогового агента, то принятие к вычету суммы НДС, уплаченной на территории Республики Беларусь, неправомерно.
Министерство Российской Федерации по налогам и сборам письмом от 26.04.2004 № 23-1-12/31-1442 разъяснило, что российская организация при перечислении средств иностранной организации, не состоящей на учете в налоговом органе Российской Федерации, за оказанные ей рекламные услуги обоснованно удерживает и уплачивает НДС с суммы дохода от реализации этих услуг.
Министерство Российской Федерации по налогам и сборам письмом от 18.06.2004 № 03-1-08/1417/15 сообщило следующее.
Особый статус города Байконур предусматривает распространение на его территории режима налогообложения, действующего на территории Российской Федерации.
Следовательно, выполнение ремонтно-строительных работ российской организацией на объектах недвижимого имущества, находящегося на территории г. Байконур, признается территория Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 146 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения по налогу на добавленную стоимость признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации.
При перечислении денежных средств иностранной организации за выполненные субподрядные работы на объектах недвижимого имущества, находящегося на территории г. Байконур, местом реализации которых признается территория Российской Федерации, российская организация - налоговый агент должна удержать и перечислить в бюджет соответствующую сумму налога.
Право на налоговые вычеты имеют покупатели - налоговые агенты, состоящие на учете в налоговых органах и исполняющие обязанности налогоплательщика, в соответствии с главой 21 Кодекса.
Положения указанного подпункта применяются при условии, что товары (работы, услуги) были приобретены налогоплательщиком, являющимся налоговым агентом, для целей, указанных в пункте 2 статьи 171 Кодекса, и при их приобретении он удержал и уплатил налог из доходов налогоплательщика.
Учитывая изложенное, при выполнении вышеуказанных условий российская организация - налоговый агент при перечислении денежных средств иностранной организации за выполненные работы, местом реализации которых признается территория Российской Федерации, имеет право на вычет сумм налога на добавленную стоимость, удержанных ею из доходов налогоплательщика и уплаченных в бюджет в установленном порядке.

В целях применения статьи 149 НК РФ

По пункту 1:
Министерство Российской Федерации по налогам и сборам письмом от 02.03.2004 № 23-1-12/31-713 (доведено до ИМНС письмом от 15.03.2004 № 24-14/17723) по вопросу применения освобождения от налога на добавленную стоимость при аренде помещений иностранными организациями сообщило следующее.
С момента принятия Федерального закона от 29.05.2002 № 57-ФЗ изменилась редакция пункта 1 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации, которая теперь не содержит установленных прежде ограничений по видам помещений (служебные и жилые), отмеченных также в Перечне иностранных государств, утвержденном приказом МИД России и МНС России от 13.11.2000 № 13747/БГ-3-06/386, и списке, приложенном к письму Госналогслужбы России от 13.07.94 № ЮУ-6-06/80н.
В связи с этим вплоть до утверждения нового перечня, находящегося сейчас на стадии согласования с МИД России, вопрос о предоставлении льготы резиденту конкретного иностранного государства может быть решен после его уточнения в МНС России (Управление международных налоговых отношений), которое располагает соответствующей информацией и законодательными актами большинства зарубежных стран.
В частности, по информации, представленной МИД России, действующим в настоящее время законодательством Италии не предусмотрено предоставление льготы по НДС при сдаче в аренду помещений нерезидентам Италии.
Министерство Российской Федерации по налогам и сборам письмом от 19.04.2004 № 23-1-10/7-1389 (доведено до ИМНС письмом от 30.04.2004 № 24-14/29658) по вопросу применения освобождения от налога на добавленную стоимость при аренде помещений иностранными организациями разъяснило, что в настоящее время новый перечень, составленный МНС России на основании действующего законодательства иностранных государств, находится на согласовании в МИД России и вопрос о предоставлении освобождения от налогообложения, установленного пунктом 1 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации, может быть решен только после утверждения нового перечня.
Министерство Российской Федерации по налогам и сборам письмом от 23.04.2004 № 23-1-12/31-1437 по вопросу применения освобождения от налога на добавленную стоимость при предоставлении в аренду помещений иностранным гражданам сообщило, что, поскольку требование об аккредитации, установленное Кодексом, относится только к иностранным организациям, иностранному гражданину-арендатору достаточно подтвердить свое резидентство документом, удостоверяющим его личность, и выяснить вопрос о действии аналогичного освобождения на территории иностранного государства.
По подпункту 12 пункта 2:
Министерство Российской Федерации по налогам и сборам письмом от 16.06.2004 № 03-2-06/1/1372/22 по вопросу исчисления налога на добавленную стоимость при осуществлении операций с ценными бумагами разъяснило, что при передаче векселя третьего лица в счет оплаты за приобретаемые товары (работы, услуги) у организации, его передающей, возникает операция по реализации ценной бумаги, которая не облагается НДС на основании подпункта 12 пункта 2 статьи 149 Кодекса.
По подпункту 24 пункта 2:
Министерство Российской Федерации по налогам и сборам письмом от 06.04.2004 № 03-2-06/4/929/28 (доведено до ИМНС письмом от 19.04.2004 № 24-14/26550) разъяснило, что услуги по изготовлению или ремонту очковой оптики (за исключением солнцезащитной) подлежат освобождению от обложения НДС вне зависимости от оказывающих их лиц при наличии у них соответствующих лицензий на осуществление указанной деятельности и раздельного учета операций, подлежащих и не подлежащих налогообложению.
По подпункту 3 пункта 3:
Министерство Российской Федерации по налогам и сборам письмом от 22.04.2004 № 03-2-06/1/1046/22 по вопросу применения налога на добавленную стоимость при оформлении карточки клиента с образцами подписей и оттиска печати сообщило, что указанная услуга банков не является специфической банковской операцией по открытию и ведению банковских счетов клиентов. Следовательно, вознаграждение, взимаемое банком за оформление карточки с образцами подписей и оттиска печати, подлежит обложению налогом на добавленную стоимость в общеустановленном порядке.
Министерство Российской Федерации по налогам и сборам письмом от 23.04.2004 № 03-2-06/1/1055/22 по вопросу применения налога на добавленную стоимость при выдаче банком чековых книжек сообщило, что вознаграждение, взимаемое с клиента за услугу по оформлению чековой книжки, не подлежит обложению НДС, поскольку указанная услуга связана с расчетно-кассовым обслуживанием клиента банка.
Плата, взимаемая банком с клиента за выдачу ему чековой книжки, облагается налогом на добавленную стоимость. При этом если банком для исчисления НДС применяется пункт 5 статьи 170 Кодекса, то на основании статьи 153 Кодекса в выручку для исчисления этого налога включаются все средства, полученные за выдачу чековой книжки.
Министерство Российской Федерации по налогам и сборам письмом от 15.06.2004 № 03-2-06/1/1369/22 по вопросу применения НДС при осуществлении банком кредитных операций сообщило следующее.
В соответствии с Положением Центрального банка России от 31.08.98 № 54-П "О порядке предоставления (размещения) кредитными организациями денежных средств и их возврата (погашения)" (с учетом изменений) операции по открытию кредитной линии являются одним из способов размещения банком денежных средств.
В связи с этим комиссия, взимаемая банком при осуществлении вышеназванной операции за неиспользованный остаток кредитной линии, не подлежит обложению НДС.
Министерство Российской Федерации по налогам и сборам письмом от 15.06.2004 № 03-2-06/1/1373/22 по вопросу применения налога на добавленную стоимость при осуществлении операций по авалированию векселей сообщило следующее.
Операции по выдаче поручительств за третьих лиц, предусматривающих исполнение обязательств в денежной форме, относятся к числу освобождаемых от налогообложения НДС банковских операций.
В соответствии с действующим законодательством аваль - это поручительство по векселю, которое дается третьим лицом или одним из лиц, подписавших вексель.
Оплачивая вексель, авалист приобретает права, вытекающие из переводного векселя, против того, за кого он дал гарантию, и против тех, которые в силу переводного векселя обязаны перед этим последним.
Учитывая изложенное, доходы, полученные банком при осуществлении операций по авалированию векселей, не подлежат обложению налогом на добавленную стоимость.
Министерство Российской Федерации по налогам и сборам письмом от 14.04.2004 № 03-2-06/1/996/22 по вопросу применения налога на добавленную стоимость при осуществлении операций по выдаче займов в драгоценных металлах сообщило следующее.
Операции банков по предоставлению слитков из драгоценных металлов по договору займа не подлежат налогообложению только в случае возврата заемщиком в сроки, установленные договором займа, также слитков из драгметаллов.
В том случае, если приобретение в соответствии с договором слитков золота производилось заемщиком с целью прекращения обязательств последнего по договору займа и поскольку ранее (в соответствии с договором займа) слитки золота были изъяты из сертифицированного хранилища банка-кредитора, то при прекращении обязательств зачетом встречного однородного требования у банка появляются обязательства по уплате НДС в том налоговом периоде, в котором осуществлена операция прекращения обязательств по договору займа драгметаллов зачетом.
По подпункту 15 пункта 3:
Министерство Российской Федерации по налогам и сборам в письме от 15.06.2004 № 03-2-06/1/1366/22 по вопросу исчисления банком НДС при осуществлении операций по договору займа ценных бумаг разъяснило, что доходы, полученные заимодавцем в виде процентов от предоставления ценных бумаг по договору займа, подлежат обложению НДС до поступления денежных средств с целью прекращения обязательств по договору займа на счет заимодавца.
Что касается средств, полученных заимодавцем за предоставление заемщику коммерческого кредита в виде отсрочки платежа, то они учитываются при определении налоговой базы в общеустановленном порядке.
Министерство Российской Федерации по налогам и сборам в письме от 15.06.2004 № 03-2-06/1/1367/22 по вопросу исчисления банком НДС при осуществлении операций по договору займа ценных бумаг сообщило следующее.
Купонный доход, полученный заемщиком от эмитента, в случае если объектом займа является долговое обязательство (облигация), не подлежит обложению НДС у владельца облигации, т.е. у заемщика, поскольку его получение не связано с реализацией товаров (работ, услуг).
В случае если указанный купонный доход или часть его перечисляется заемщиком ценных бумаг заимодавцу этих ценных бумаг, то у заимодавца он подлежит обложению НДС на основании пункта 2 статьи 153 Кодекса, поскольку, передавая ценные бумаги по договору займа, он утрачивает право собственности на них, и указанный доход следует рассматривать как плату за оказанную финансовую услугу по предоставлению ценных бумаг по договору займа.
По подпункту 16 пункта 3:
Министерство Российской Федерации по налогам и сборам в письме от 13.07.2004 № 03-2-06/1/1546/22 по вопросу, касающемуся налогообложения НДС научно-исследовательских, опытно-конструкторских, технологических и внедренческих работ, сообщило следующее.
Под учреждением образования понимается организация любой формы собственности и ведомственной принадлежности, осуществляющая образовательный процесс на основании лицензии, полученной в соответствии с Законом Российской Федерации от 10.07.92 № 3266-1 "Об образовании".
Таким образом, работы, выполняемые указанными учреждениями на основе хозяйственных договоров, освобождаются от налогообложения НДС при условии наличия у организации лицензии на осуществление образовательного процесса и отнесения выполняемых работ к НИОКР.

В целях применения статьи 153 НК РФ

Министерство Российской Федерации по налогам и сборам письмом от 12.04.2004 № 04-1-09/10 разъяснило следующее.
Если в счет за оказанные рестораном услуги включена сумма вознаграждения официанту, поступающая на расчетный счет ресторана, указанная сумма является доходом ресторана, связанным с расчетами по оплате реализованных товаров (работ, услуг), и подлежит обложению НДС в общеустановленном порядке.

В целях применения статьи 154 НК РФ

Министерство Российской Федерации по налогам и сборам письмом от 15.06.2004 № 03-2-06/1/1368/22 разъяснило порядок применения налога на добавленную стоимость при осуществлении операций по реализации банком основных средств.
Основные средства, приобретенные банком до введения в действие главы 25 Налогового кодекса Российской Федерации и отражаемые по счетам бухгалтерского учета с учетом сумм НДС, в налоговом учете также учитываются с учетом налога, и при реализации таких основных средств налоговая база определяется в соответствии с пунктом 3 статьи 154 Кодекса.
В случае если основные средства приобретены банком после введения в действие главы 25 Кодекса и банк исчисляет суммы НДС в соответствии с пунктом 5 статьи 170 Кодекса, то суммы этого налога, предъявленные банку при приобретении амортизируемого имущества, при исчислении налога на прибыль не увеличивают стоимость этого амортизируемого имущества, а относятся на расходы банка, связанные с производством и реализацией банковских операций и сделок, единовременно в полном объеме в момент ввода в эксплуатацию при условии использования указанных основных средств для осуществления деятельности, направленной на получение доходов. При реализации таких основных средств применение пункта 3 статьи 154 Кодекса неправомерно.
В этой связи налоговая база при реализации основных средств, учитываемых в налоговом учете без НДС, определяется в соответствии с пунктом 1 статьи 154 Кодекса.
Министерство Российской Федерации по налогам и сборам письмом от 31.03.2004 № 03-2-06/1/854/22 (доведено до ИМНС письмом от 12.05.2004 № 24-14/31525) разъяснило порядок исчисления налога на добавленную стоимость при осуществлении операций по реализации квартир в рамках инвестиционных контрактов.
В случае если общество реализует ранее приобретенные и оформленные в собственность (по договору купли-продажи, заключенному с Департаментом инвестиционных программ строительства г. Москвы, либо по договору долевого участия в строительстве квартир, если общество было инвестором) квартиры, то налоговая база при исчислении налога определяется в порядке, предусмотренном пунктом 1 статьи 154 Кодекса.
Общество при соблюдении условий, установленных статьей 172 Кодекса, вправе предъявить к вычету сумму налога на добавленную стоимость, предъявленную департаментом (инвестором) либо заказчиком-застройщиком, если общество выступало в качестве инвестора.
В случае если между обществом и гражданином заключен договор уступки права требования оформления квартир в собственность, в соответствии с которым общество выступает в качестве посредника между Департаментом инвестиционных программ строительства г. Москвы и гражданином, оказывая услуги по оформлению сделки, то в этом случае налоговая база при исчислении налога на добавленную стоимость определяется на основании статьи 156 Кодекса как сумма дохода, полученного обществом в виде вознаграждения либо в виде разницы между средствами, полученными от гражданина, и средствами, уплаченными обществом Департаменту и третьим лицам, до оформления гражданином права собственности на квартиру.

В целях применения статьи 155 НК РФ

Министерство Российской Федерации по налогам и сборам письмом от 15.06.2004 № 03-2-06/1/1371/22 разъяснило порядок применения налога на добавленную стоимость при осуществлении факторинговых операций.
Операции банков, осуществляемые по договору финансирования под уступку денежного требования, вне зависимости от условий договора финансирования подлежат обложению НДС по налоговой ставке 18 процентов.
При этом на основании статьи 168 Кодекса финансовый агент при оказании клиенту услуг финансирования под уступку денежного требования обязан составить счет-фактуру в двух экземплярах не позднее пяти дней с момента получения финансовым агентом от клиента - поставщика товаров (работ, услуг) всех документов, удостоверяющих право требования к должнику. Один экземпляр счета-фактуры передается клиенту, а второй - регистрируется финансовым агентом в книге продаж в сроки, установленные пунктом 8 статьи 167 Кодекса.
Кроме того, следует иметь в виду, что, кроме вознаграждения, на основании статьи 162 Кодекса подлежат налогообложению денежные средства, полученные финансовым агентом в виде разницы между средствами, полученными от должника, и денежными средствами, перечисленными клиенту (с учетом вознаграждения, если оно удерживается финансовым агентом).
Министерство Российской Федерации по налогам и сборам письмом от 12.07.2004 № 03-2-06/1/1543/22 разъяснило порядок применения налога на добавленную стоимость при осуществлении операций по уступке права требования по договорам ипотечного кредита.
Если договор цессии заключен между банком и другой организацией - новым кредитором в целях обеспечения исполнения обязательств по кредитному договору банка, согласно которому обязательства заемщика должны быть исполнены другим лицом, то заключением указанной сделки (договора цессии) банк, переуступающий право требования, закрывает дебиторскую задолженность по кредитному договору, который лежит в основе договора цессии. Поэтому денежные средства, получаемые банком-цедентом по договору уступки (приобретения) права требования от третьих лиц исполнения обязательств в денежной форме в пределах суммы кредита и процентов, причитающихся по нему на момент перехода права требования, налогом на добавленную стоимость не облагаются.
Кроме того, в соответствии с пунктом 2 статьи 155 Кодекса не подлежит налогообложению сумма дохода, полученная новым кредитором, приобретающим право требования, - цессионарием - по указанной сделке в виде разницы между суммой, полученной от заемщика, и суммой, уплаченной банку-цеденту.

В целях применения статьи 161 НК РФ

Министерство Российской Федерации по налогам и сборам письмом от 19.03.2004 № 03-1-08/729/15@ (доведено до ИМНС письмом от 30.03.2004 № 24-14/21752) разъяснило порядок исчисления суммы налога на добавленную стоимость, подлежащей перечислению в бюджет налоговым агентом.
Исчисление суммы налога, подлежащей перечислению в бюджет налоговым агентом за реализуемые ему товары (работы, услуги), производится на дату перечисления денежных средств налогоплательщику или другому лицу, указанному налогоплательщиком.
Учитывая вышеизложенное, налоговая ставка (18 или 20 процентов), применяемая налоговым агентом, должна соответствовать налоговой ставке, действующей на дату перечисления денежных средств налогоплательщику или другому лицу, указанному налогоплательщиком.
В связи с этим при перечислении с 1 января 2004 года налоговым агентом за реализованные (отгруженные до 1 января 2004 года) товары (работы, услуги) денежных средств налогоплательщику или другому лицу, указанному налогоплательщиком, применяется налоговая ставка 18/118 вне зависимости от даты принятия к учету этих товаров (работ, услуг).
При перечислении до 1 января 2004 года налоговым агентом за реализованные (отгруженные с 1 января 2004 года) товары (работы, услуги) денежных средств налогоплательщику или другому лицу, указанному налогоплательщиком, применяется налоговая ставка 20/120 вне зависимости от даты принятия к учету этих товаров (работ, услуг) без последующего перерасчета налога в 2004 году.
Соответствующая сумма налога, исчисленная налоговым агентом и подлежащая уплате в бюджет, должна в установленном порядке указываться в первичных расчетных документах. При необходимости соответствующие изменения следует вносить в договоры на реализацию товаров (оказание услуг, выполнение работ).
Министерство Российской Федерации по налогам и сборам письмом от 29.03.2004 № ОС-8-03/77 (доведено до ИМНС письмом от 11.05.2004 № 24-14/31584) разъяснило порядок оформления налоговым агентом декларации по налогу на добавленную стоимость многофилиальными налогоплательщиками.
Основным документом, подтверждающим правильность исчисления налога на добавленную стоимость налоговым агентом по каждому арендованному объекту имущества, является декларация по налогу на добавленную стоимость (разделы 1.2 и 2.2), представляемая в налоговые органы по месту своего учета на основании пункта 5 статьи 174 Кодекса.
В соответствии с Инструкцией по заполнению декларации по налогу на добавленную стоимость и декларации по налогу на добавленную стоимость по операциям, облагаемым по налоговой ставке 0 процентов, утвержденной приказом Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 21.01.2002 № БГ-3-03/25, зарегистрированной в Минюсте России 25.01.2002 № 3187 (далее - инструкция), разделы 1.2 и 2.2 декларации заполняются налоговым агентом отдельно по каждому налогоплательщику-арендодателю (органу государственной власти и управления и органу местного самоуправления, предоставляющему в аренду федеральное имущество, имущество субъектов Российской Федерации и муниципальное имущество, в том числе по договорам, по которым арендодателями выступают орган государственной власти и управления, орган местного самоуправления и балансодержатель имущества, не являющийся органом государственной власти и управления, органом местного самоуправления). При наличии нескольких договоров с одним арендодателем (органом государственной власти и управления и органом местного самоуправления) разделы 1.2 и 2.2 декларации заполняются налоговым агентом соответственно на одной странице.
Исходя из изложенного, применение иного порядка оформления налоговым агентом декларации по налогу на добавленную стоимость многофилиальными налогоплательщиками в рамках действующего законодательства неправомерно.
Учитывая изложенное и поскольку инструкция не содержит ограничений по количеству заполняемых станиц декларации, Сбербанк России может, несмотря на ограничение ячеек на бланке декларации, предоставлять ее на требуемом ему количестве страниц.

В целях применения статьи 162 НК РФ

Министерство Российской Федерации по налогам и сборам письмом от 27.04.2004 № 03-1-08/1087/14 (доведено до ИМНС письмом от 04.06.2004 № 24-14/37392) разъяснило порядок обложения налогом на добавленную стоимость сумм штрафных санкций.
Суммы штрафных санкций, полученные налогоплательщиком, связанные с расчетами по оплате товаров (работ, услуг), включаются в налогооблагаемую базу по налогу на добавленную стоимость у налогоплательщика - поставщика товаров (работ, услуг), получающего эти средства. Указанные нормы Кодекса не применяются при получении покупателем товаров (работ, услуг) сумм штрафных санкций за ненадлежащее исполнение договора поставщиком товаров (работ, услуг).

В целях применения статьи 164 НК РФ

Письмом Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 04.06.2004 № 23-2-11/8-1843 (доведено до ИМНС письмом от 11.06.2004 № 24-14/39357) внесены изменения и дополнения в перечень государств, в отношении дипломатических представительств которых и их персонала применяется нулевая ставка по налогу на добавленную стоимость, направленный письмом МНС России от 01.04.2003 № РД-6-23/382 (доведено до ИМНС письмом от 11.04.2003 № 24-14/20014).
Министерство Российской Федерации по налогам и сборам письмом от 21.01.2004 № 23-3-07/14-190-В388 (доведено до ИМНС письмом от 06.02.2004 № 24-14/07372) довело порядок налогообложения НДС следующих международных организаций:
Информационного центра ООН, Представительства ООН в России, Бюро ЮНЕСКО, Представительства Детского фонда ООН в России, Московского отделения Международного бюро труда, Международного научно-технического центра, Международного банка экономического сотрудничества, Международного инвестиционного банка, Международной организации "Интерэлектро", Международной организации космической связи "Интерспутник", Международного комитета Красного Креста (МККК), Международной организации по миграции, Секретариата Парламентского собрания Союза Беларуси и России, Представительства Лиги арабских государств, Представительства Комиссии европейских сообществ.
Министерство Российской Федерации по налогам и сборам письмом от 29.01.2004 № 23-3-07/14-222 (доведено до ИМНС письмом от 13.02.2004 № 24-14/9011) разъяснило, что статья VI Соглашения между Правительством Российской Федерации и ООН об учреждении в Российской Федерации Объединенного Представительства Организации Объединенных Наций от 15.06.93 в части освобождения от уплаты НДС применяется в отношении товаров (работ, услуг), реализованных самим Представительством ООН и структурными органами (включая ЮНИСЕФ).
Таким образом, в случае реализации международными организациями (в том числе ООН и ее структурными органами) товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации они освобождаются от уплаты НДС в соответствии с положениями международных договоров Российской Федерации. Освобождение поставщиков, реализующих товары (работы, услуги) международным организациям на территории Российской Федерации, ни международными договорами, ни законодательством Российской Федерации о налогах и сборах не предусмотрено. Соответственно такие операции подлежат налогообложению в общеустановленном порядке.
Министерство Российской Федерации по налогам и сборам письмом от 02.03.2004 № 23-3-09/5-739 (доведено до ИМНС письмом от 31.03.2004 № 24-14/21947) сообщает порядок применения Соглашения между Российской Федерацией и Соединенными Штатами Америки относительно безопасных и надежных перевозок, хранения и уничтожения оружия и предотвращения распространения оружия от 17 июня 1992 г.
Статьей X Соглашения предусматривается, что Соединенные Штаты Америки, их персонал, подрядчики и персонал подрядчиков не обязаны платить каких-либо налогов или аналогичных сборов Российской Федерации или любых ее органов в отношении деятельности, осуществляемой в соответствии с настоящим Соглашением.
Таким образом, нормы статьи X Соглашения распространяются на США (в том числе дипломатические представительства США и государственные органы США), их персонал, подрядчиков США (то есть лиц, заключивших с США, государственными органами или дипломатическими представительствами США договоры подряда и являющихся подрядчиками или генеральными подрядчиками США) и их персонал, которые освобождаются от обязанностей по уплате всех налогов на территории Российской Федерации в связи с реализацией проектов в рамках Соглашения.
Таким образом, реализация Соединенными Штатами Америки или подрядчиками США товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации не подлежит обложению налогом на добавленную стоимость.
Вместе с тем, генеральный подрядчик по договору подряда имеет право привлечь к исполнению своих обязательств по договору других лиц (субподрядчиков). Статьей X Соглашения не предусмотрены какие-либо налоговые льготы в отношении субподрядчиков, и они в рамках проектов оказания Российской Федерации международной технической помощи могут получить освобождение от налога на добавленную стоимость в соответствии с положениями Налогового кодекса Российской Федерации (подпункта 19 пункта 2 статьи 149 Кодекса).
Министерство Российской Федерации по налогам и сборам письмом от 26.05.2004 № 23-3-10/15-1711 (доведено до ИМНС письмом от 10.06.2004 № 24-14/39089) по вопросу возмещения Международному комитету Красного Креста (МККК) налога на добавленную стоимость сообщило, что в случае если Правительством Российской Федерации будет принято решение о возмещении сумм уплаченного международными организациями налога на добавленную стоимость, для возмещения сумм данного налога МККК следует обращаться в налоговый орган по месту своего учета.
Министерство Российской Федерации по налогам и сборам письмом от 07.06.2004 № 03-1-08/1326/16 (доведено до ИМНС письмом от 16.06.2004 № 24-14/39089) о порядке исчисления налога на добавленную стоимость в рамках международного договора сообщило следующее.
Согласно пункту 2 статьи 8 Соглашения между Правительством Российской Федерации и Международным комитетом Красного Креста (МККК) о статусе МККК и его Делегации (Представительства) на территории Российской Федерации от 24 июня 1992 г. МККК освобождается от всех косвенных налогов на закупку больших партий товаров, предназначенных для использования в служебных целях, и на закупку товаров, предназначенных для программ МККК по оказанию помощи в Российской Федерации или в другом государстве.
Учитывая изложенное, в рамках применения статьи 8 Соглашения от налогообложения и уплаты НДС освобождаются товары (работы, услуги), реализуемые непосредственно самим МККК. При этом приобретенные МККК у поставщиков товары (работы, услуги) оплачиваются с НДС.
Возврат сумм НДС, уплаченных международными организациями при приобретении ими на территории Российской Федерации товаров (работ, услуг), законодательством о налогах и сборах не предусмотрен.
Министерство Российской Федерации по налогам и сборам письмом от 20.01.2004 № 03-3-06/130/32-В230 (доведено до ИМНС письмом от 20.02.2004 № 24-14/10742) по вопросу налогообложения НДС при реализации припасов, вывезенных с территории Российской Федерации в таможенном режиме перемещения припасов, разъяснило, что налогоплательщики, реализующие топливо и горюче-смазочные материалы, которые необходимы для обеспечения нормальной эксплуатации иностранных воздушных судов, могут реализовать свое право на применение налоговой ставки 0 процентов и налоговых вычетов при представлении в налоговые органы всех документов, предусмотренных пунктом 1 статьи 165 Налогового кодекса и удовлетворяющих вышеуказанным требованиям.
Министерство Российской Федерации по налогам и сборам письмом от 07.04.2004 № 03-2-08/914/12 (доведено до ИМНС письмом от 19.04.2004 24-14/26548) разъяснило, что при реализации продовольственных товаров, в перечень которых включены овощи (включая картофель), налогообложение НДС производится по ставке 10 процентов.
В Общероссийском классификаторе продукции ОК 005-93 овощи классифицируются в подклассе 97 3000 "Клубнеплодные, овощные, бахчевые культуры и продукция закрытого грунта", в то время как такие виды продукции, как корнеплоды свеклы сахарной фабричной (код 97 2311) и корнеплоды свеклы сахарной маточной (код 97 2321), относятся к иному подклассу - 97 2000 "Технические культуры".
Учитывая изложенное, при реализации корнеплодов свеклы сахарной (коды 97 2311 и 97 2321 в соответствии с Общероссийским классификатором продукции) налогообложение производится с применением налоговой ставки 20 процентов. С 1 января 2004 года в связи с вступлением в действие Федерального закона от 07.07.2003 № 117-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также признании утратившими силу некоторых законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации" налогообложение корнеплодов свеклы сахарной (коды 97 2311 и 97 2321 в Общероссийском классификаторе продукции) производится по налоговой ставке 18 процентов.
Министерство Российской Федерации по налогам и сборам письмом от 19.04.2004 № 01-2-03/555 (доведено до ИМНС письмом от 11.05.2004 № 24-14/31457) разъяснило, что услуги по доставке собственным транспортом товаров, реализация которых подлежит налогообложению по ставке 10 процентов, подлежат налогообложению по ставке 18 процентов в общеустановленном порядке.

В целях применения статьи 168 НК РФ

Министерство Российской Федерации по налогам и сборам письмом от 15.05.2004 № 03-4-08/1517/26-С664 разъяснило порядок ведения книги продаж при оказании услуг непосредственно населению.
Приказом Минфина России от 28.06.2000 № 59н "Об утверждении бланков строгой отчетности" утверждены в качестве документов строгой отчетности формы бланков для использования в учреждениях Сбербанка России при приеме денежной наличности от физических лиц: квитанция (форма № 31); бланк платежного документа (форма № ПД-4р).
Организации, оказывающие услуги охраны непосредственно населению, осуществляющему расчеты за данные услуги посредством перечисления денежных средств через отделения Сбербанка России, ведут книгу продаж на основании показателей квитанций установленной формы (разработанной Сбербанком России и утвержденной Минфином России в качестве документов строгой отчетности), выданных указанными организациями физическим лицам, в хронологическом порядке в зависимости от принятой налогоплательщиком учетной политики для целей налогообложения в соответствии со статьей 167 Кодекса.
Министерство Российской Федерации по налогам и сборам письмом от 31.03.2004 № 03-1-08/878/16 о порядке выставления счетов-фактур сообщило следующее.
Днем оказания услуг признается дата подписания исполнителем и заказчиком акта об оказании услуг. Следовательно, не позднее пяти дней с даты подписания акта об оказании услуг организация обязана выписать на адрес покупателя счет-фактуру и до даты подачи налоговой декларации по НДС (т.е. до 20 числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом) зарегистрировать данный счет-фактуру в книге продаж за истекший налоговый период.
Что касается регистрации счетов-фактур в книге покупок, то следует учитывать, что согласно пункту 8 правил счета-фактуры, полученные от продавцов, подлежат регистрации в книге покупок в хронологическом порядке по мере оплаты (в том числе за наличный расчет) и принятия на учет приобретаемых товаров (выполненных работ, оказанных услуг).
Учитывая изложенное, для регистрации полученных от покупателей счетов-фактур в книге покупок в целях определения суммы налога, предъявляемой к вычету за истекший налоговый период, необходимо единовременное выполнение следующих условий: фактической оплаты, принятия к учету, использования в операциях, признаваемых объектом налогообложения, а также наличия соответствующих расчетных и первичных документов.

В целях применения статьи 169 НК РФ

Министерство Российской Федерации по налогам и сборам письмом от 27.01.2004 № ОС-6-03/86@ (доведено до ИМНС письмом от 13.02.2004 № 24-14/9006) разъяснило особенности ведения книг покупок и книг продаж при расчетах по налогу на добавленную стоимость в связи с изменением ставки налога на добавленную стоимость с 1 января 2004 года.
Министерство Российской Федерации по налогам и сборам письмом от 26.02.2004 № 03-1-08/536/18 о правомерности принятия к вычету налога на добавленную стоимость разъяснило следующее.
Неуказание или неполное указание в соответствующих строках счета-фактуры требуемых сведений, в частности, наименования и адреса налогоплательщика, покупателя, грузоотправителя, грузополучателя, является нарушением порядка заполнения счета-фактуры.
На основании пункта 29 Правил ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по НДС в счета-фактуры могут быть внесены исправления, которые должны быть заверены подписью руководителя и печатью продавца с указанием даты внесения исправления. Регистрация в книге покупок счетов-фактур с внесенными в них исправлениями производится в том налоговом периоде, в котором счета-фактуры с указанными исправлениями получены.
Министерство Российской Федерации по налогам и сборам письмом от 11.06.2004 № 03-1-08/1374/16 (доведено до ИМНС письмом от 24.06.2004 № 24-14/41894) разъяснило порядок вступления в силу постановления Правительства Российской Федерации от 16.02.2004 № 84 "О внесении изменений и дополнений в постановление Правительства Российской Федерации от 2 декабря 2000 г. № 914 "Об утверждении правил ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по налогу на добавленную стоимость".
В соответствии с пунктом 6 Указа Президента Российской Федерации от 23.05.96 № 763 (далее - Указ) акты Правительства Российской Федерации, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус федеральных органов исполнительной власти, а также организаций, вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении семи дней после дня их первого официального опубликования.
Согласно пункту 2 Указа официальным опубликованием актов Правительства Российской Федерации считается публикация их текстов в "Российской газете" или в Собрании законодательства Российской Федерации.
Постановление Правительства Российской Федерации от 16.02.2004 № 84 "О внесении изменений и дополнений в постановление Правительства Российской Федерации от 2 декабря 2000 г. № 914 "Об утверждении правил ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по налогу на добавленную стоимость" было опубликовано 23 февраля 2004 года в Собрании законодательства Российской Федерации № 8.
Министерство Российской Федерации по налогам и сборам письмом от 26.02.2004 № 03-1-08/525/18 по вопросу оформления счетов-фактур разъяснило, что счета-фактуры, заполненные комбинированным (компьютерным и ручным) способом, составленные с соблюдением указанных требований, могут быть признаны соответствующими требованиям налогового законодательства.

В целях применения статей 171-172 НК РФ

Министерство Российской Федерации по налогам и сборам письмом от 29.06.2004 № 03-3-06/1461/31 по вопросу принятия к вычету сумм НДС, уплаченных с сумм авансовых платежей, полученных в счет предстоящих экспортных поставок товаров, длительность производственного цикла изготовления которых составляет свыше шести месяцев, сообщило следующее.
При представлении в налоговый орган документов, предусмотренных статьей 165 Кодекса, в срок, установленный статьей 165 Кодекса, одновременно с налоговой декларацией за тот налоговый период, в котором собран полный пакет указанных документов, налогоплательщик при подтверждении обоснованности применения налоговой ставки 0 процентов и налоговых вычетов вправе предъявить к вычету сумму НДС, исчисленную и уплаченную с указанных авансовых платежей.
Министерство Российской Федерации по налогам и сборам письмом от 29.06.2004 № 03-2-06/1/1420/22@ (доведено до ИМНС письмом от 14.07.2004 № 24-14/46279) о порядке применения налога на добавленную стоимость при приобретении лизингодателем имущества с целью последующей передачи его по договору лизинга разъяснило следующее.
Вне зависимости от того, на каком балансе (лизингодателя либо лизингополучателя) будет учитываться предмет лизинга, суммы налога на добавленную стоимость, уплаченные лизингодателем поставщику предмета лизинга, подлежат вычету в том налоговом периоде, в котором лизингодателем соблюдены предусмотренные Кодексом условия для применения налоговых вычетов.
Вместе с тем, услуги лизингодателя по предоставлению ранее приобретенного имущества, являющегося предметом лизинга, лизингополучателю за определенную плату и на определенных договором лизинга условиях во временное владение и в пользование с переходом или без перехода права собственности на указанный предмет лизинга признаются объектом налогообложения НДС.
Министерство Российской Федерации по налогам и сборам письмом от 03.06.2004 № 03-1-08/1297/12 (доведено до ИМНС письмом от 16.06.2004 № 24-14/39948) в связи с изданием Федерального закона от 05.04.2004 № 16-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и Федеральный закон "О внесении изменений в главу 26.1 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации" сообщает следующее.
Статьей 1 Закона внесены изменения в статью 346.3 Налогового кодекса Российской Федерации, в соответствии с которым суммы НДС, принятые к вычету сельскохозяйственными товаропроизводителями в порядке, предусмотренном главой 21 Кодекса, до перехода на уплату единого сельскохозяйственного налога по товарам (работам, услугам), включая основные средства и нематериальные активы, приобретенные для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения по НДС, при переходе на уплату единого сельскохозяйственного налога восстановлению (уплате в бюджет) не подлежат.
При переходе с уплаты единого сельскохозяйственного налога на общий режим налогообложения суммы налога, предъявленные налогоплательщикам единого сельскохозяйственного налога по товарам (работам, услугам), включая основные средства и нематериальные активы, приобретенным до перехода на общий режим налогообложения, при исчислении НДС вычету не подлежат.
Действие настоящего Федерального закона распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2004 года.
Министерство Российской Федерации по налогам и сборам письмом от 24.03.2004 № 03-1-08/790/18 (доведено до ИМНС письмом от 19.04.2004 № 24-14/26559) разъяснило порядок исчисления НДС при переходе организации с общего режима налогообложения на упрощенную систему налогообложения.
В связи с тем, что организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, не признаются налогоплательщиками налога на добавленную стоимость, суммы налога, принятые налогоплательщиком до перехода его на упрощенную систему налогообложения к вычету в соответствии со статьями 171 и 172 Кодекса по товарам (работам, услугам), в том числе основным средствам и нематериальным активам, приобретенным для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с главой 21 Кодекса, подлежат восстановлению у налогоплательщика налога на добавленную стоимость в последнем налоговом периоде перед переходом на упрощенную систему налогообложения.
Изложенная позиция нашла отражение в приказе МНС России от 21.01.2002 № БГ-3-03/25, зарегистрированном Минюстом России 25.01.2002, рег. № 3187 (с учетом изменений и дополнений), согласно которому в налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость по строке 430 показывается подлежащая восстановлению сумма налога по товарам (работам, услугам), в том числе основным средствам и нематериальным активам, используемым в данном налоговом периоде организациями и индивидуальными предпринимателями, перешедшими на упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности, обоснованно включенная в предыдущем налоговом периоде в вычеты по соответствующей строке декларации. При этом сообщаем о том, что приказом Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 20.11.2003 № БГ-3-03/644 утверждена новая форма декларации по налогу на добавленную стоимость. Поэтому начиная с налогового периода за январь (I квартал) 2004 года вышеуказанные суммы налога следует отражать по строке 370 декларации.
Министерство Российской Федерации по налогам и сборам письмом от 31.03.2004 № 03-1-08/876/15@ (доведено до ИМНС письмом от 19.04.2004 № 24-14/26553) по вопросу восстановления и уплаты в бюджет НДС разъяснило следующее.
Если выбытие имущества, ранее приобретенного для производственной деятельности, связано с осуществлением операций, не признаваемых объектом налогообложения, либо с осуществлением операций, не подлежащих налогообложению (освобожденных от налогообложения), то суммы налога, ранее правомерно принятые к вычету, подлежат восстановлению. При выбытии недоамортизированного имущества сумма налога подлежит восстановлению в части, приходящейся на остаточную стоимость передаваемого имущества.
Министерство Российской Федерации по налогам и сборам письмом от 12.05.2004 № 03-1-08/1179/16 по вопросу применения налоговых вычетов при реорганизации юридического лица в форме присоединения разъяснило следующее.
В случае выявления у дочернего общества неуплаты сумм налога, возникшей до момента присоединения к правопреемнику, ответственность по уплате дочерним обществом указанных сумм налога, включая пени, возлагается на правопреемника.
Сумма налога на добавленную стоимость, уплаченная дочерним обществом по переданной ООО стоимости работ по строительству объекта, оплаченной подрядным организациям до момента постановки на учет объекта основных средств, к вычету у ООО не принимается.
Министерство Российской Федерации по налогам и сборам письмом от 23.04.2004 № 03-2-06/1/1054/22 (доведено до ИМНС письмом от 11.05.2004 № 24-14/31422) разъяснило порядок применения налоговых вычетов по налогу на добавленную стоимость при оказании банком услуг финансирования под уступку денежного требования.
Если в основе договора под уступку денежного требования лежат операции по реализации товаров (работ, услуг), облагаемые налогом на добавленную стоимость, то суммы налога, уплаченные поставщиком этих товаров (работ, услуг) финансовому агенту, подлежат вычету в общеустановленном порядке.
В случае если в основе договора финансирования под уступку денежного требования лежат операции по реализации товаров (работ, услуг), не облагаемые налогом на добавленную стоимость, то суммы налога, уплаченные финансовому агенту в составе его вознаграждения, не подлежат вычету, а на основании пункта 2 статьи 170 Кодекса учитываются в стоимости услуг.
Министерство Российской Федерации по налогам и сборам письмом от 13.04.2004 № 03-2-06/1/994/22 по вопросу применения налоговых вычетов по НДС в случае замены обязательства по оплате товара поставщику заемным обязательством разъяснило следующее.
Суммы налога на добавленную стоимость, уплаченные поставщику товаров (работ, услуг), подлежат вычету при соблюдении установленных Кодексом условий в том налоговом периоде, в котором покупателем перечислены денежные средства в соответствии с договором купли-продажи.
При новировании (по соглашению сторон) долга, возникшего при осуществлении операций купли-продажи товаров (работ, услуг) в заем, право на вычет сумм налога на добавленную стоимость у покупателя этих товаров (работ, услуг) возникает по мере исполнения обязательств по договору займа.
Министерство Российской Федерации по налогам и сборам письмом от 13.04.2004 № 03-1-08/988/15 по вопросу применения налоговых вычетов при приобретении товаров за наличный расчет сообщило.
Статьей 2 Федерального закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ на всех юридических лиц и индивидуальных предпринимателей возложена обязанность при осуществлении наличных денежных расчетов применять контрольно-кассовую технику.
Таким образом, у организации-покупателя при отсутствии кассового чека с выделенной суммой налога не возникает права на налоговый вычет суммы НДС по приобретенным товарам (работам, услугам).
Министерство Российской Федерации по налогам и сборам письмом от 09.01.2004 № 03-1-08/0031/18-А416 по вопросу применения налоговых вычетов по НДС сообщило следующее.
Для осуществления вычета сумм налога, предъявленных налогоплательщику контрагентами по товарам (работам, услугам), должны быть соблюдены все необходимые условия: товары (работы, услуги) оплачены, приняты к учету; имеется счет-фактура с выделенной суммой НДС. При этом Кодекс не ставит в зависимость право покупателя товаров (работ, услуг) на принятие к вычету сумм налога на добавленную стоимость, уплаченных им поставщикам товаров (работ, услуг), от очередности выполнения вышеуказанных условий.
Таким образом, право на вычет уплаченной суммы налога на добавленную стоимость возникает у налогоплательщика не ранее того налогового периода, в котором все вышеуказанные условия выполнены.
Заполнение книги покупок осуществляется путем регистрации полученных от продавцов счетов-фактур в хронологическом порядке (не ранее налогового периода, в котором покупатель получил счет-фактуру) при условии оприходования и оплаты приобретенных товаров (работ, услуг).
Министерство Российской Федерации по налогам и сборам письмом от 06.04.2004 № 03-1-08/927/16 (доведено до ИМНС письмом от 22.04.2004 № 24-14/27973) разъяснило, что суммы налога, уплаченные налогоплательщиком при ввозе товаров, в том числе основных средств и нематериальных активов, на таможенную территорию Российской Федерации в качестве вклада в уставный капитал, к вычету не принимаются, поскольку целью приобретения имущества, вносимого в уставный капитал, является формирование уставного капитала, а не использование указанного имущества для осуществления операций, признаваемых объектом налогообложения, или для перепродажи.

Заместитель
руководителя Управления
Министерства РФ по налогам
и сборам по г. Москве
Л.Я. Сосихина


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru